Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беседы об изобразительном искусстве

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

 

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

 

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

 

Виды изобразительной деятельности в специальных образовательных учреждениях VIII вида. Уроки декоративного, тематического, натурного рисования в коррекционной школе.

Учебная программа по изобразительному искусству преду­сматривает следующие виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобрази­тельном искусстве. Все они тесно связаны между собой, допол­няют и обогащают друг друга и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, имеют исключительно важное значение в общей системе коррекционно-воспитательной рабо­ты с умственно отсталыми школьниками.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необхо­димо к ним подготовить. Подготовка эта в первом классе за­нимает первую учебную четверть. Однако рекомендуемые ниже упражнения следует систематически использовать на всех го­дах обучения, включая их в урок в соответствии с его целями и задачами.

6. Пропедевтика в обучении.

Цель пропедевтических занятий состоит в том, чтобы при­вить учащимся интерес к рисованию, выработать умение орга­низованно слушать и выполнять задания учителя, научить де­тей правильно держать тетрадь (параллельно краю парты, а не наклонно, как при письме), хорошо ориентироваться в ней, сформировать умения действовать карандашом.

К концу этих занятий первоклассники должны уметь про­водить от руки толстые и тонкие линии в различных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные), различать и знать названия цветов (красный, желтый, синий, зеленый, чер­ный, белый), правильно пользоваться резинкой (стирать каран­дашную линию движениями в одном направлении, чтобы не измять бумагу).

Необходимость в формировании указанных навыков возра­стает в связи с тем, что некоторые из них предусмотрены про­граммой добукварного периода обучения русскому языку и ма­тематике.

В подготовительный период необходимо проводить упраж­нения, направленные на развитие у учащихся внимания, наблю­дательности, восприятия и представлений. Такие упражнения учитель организует обычно в начале урока, непосредственно пе­ред практической работой, и они, как правило, имеют игровой характер. Приведем пример.

Одной из игр, способствующей развитию зрительных вос­приятий, внимания и наблюдательности, является узнавание предмета по незаконченному рисунку. Учитель рисует на доске какой-нибудь предмет, а ученики находят в рисунке недостаю­щую деталь. Учитель обводит указкой то место, где нужно нарисовать эту деталь, а один из учеников заканчивает рисунок.

В этой игре используется ряд таблиц с изображением пред­метов без какой-либо детали, например: портфель, молоток, ведро, лопата, пила без ручек, флажок без палочки, ключ без бородки, топор без топорища, чайник без носика, лейка без сетки часы без стрелок и т. п. (рис. 1).

Уроки изобразительного искусства, предполагают не только выработку технических умений, но и коррекцию двигательной сферы в процессе выполнения различных упражнении. Подготовительную работу лучше начинать с гимнастических упражнений для развития движений руки.

Движения правой руки под счет:

1) похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь),

2) постучать согнутыми пальцами по парте;

3)попеременно похлопывать ладонью и постукивать согнутыми

пальцами по парте;

4) погладить поверхность парты;

5) сжать руку в кулак, разжать ее;

6)согнуть пальцы одновременно и поочередно противопоставлять большому пальцу все остальные.

 

1. Упражнения с предметами:

Составить из мозаики различные орнаменты, вынимать из спичечной коробки по одной спичке и склады­вать их в «колодец» (работают только кисть руки, большой, ука­зательный и средний пальцы);

разобрать «колодец» по одной спичке; сложить спички об­ратно в коробку (головками в одну сторону);

сжимать маленький мячик (комочек ваты);

раскатывать на доске указательным и средним пальцем одно­временно и поочередно шарики из пластилина; прокатывать спичку или карандаш между большим, указа­тельным и средним пальцами, между большим и указательным, между большим и средним.

Важно сформировать технические навыки и умения как мож­но раньше, потому что ученик, свободно ими владеющий, не отвлекается от решения изобразительной задачи, поставленной перед ним. Однако, формирование указанных навыков и умений у умственно отсталых детей - процесс очень сложный. Поэтому первоначально следует проводить с учащимися игровые упраж­нения, имитирующие процесс рисования.

Учитель показывает какой-либо предмет и рукой обводит его контур. Учащиеся следят за движением руки учителя, за­тем эти движения проделывают в воздухе, как бы рисуя пред­мет, Дети производят круговые движения, т. е. «рисуют» пред­меты круглой формы: мячик, шарик и т. п.; «изображают» предметы квадратной и прямоугольной формы: кубик, рамку и т. п. Эти упражнения должны проводиться в очень медленном темпе, чтобы каждый ученик научился точно воспроизводить соответствующее движение и лучше запомнил его.

В связи с тем что рука умственно отсталого ребенка еще недостаточно подготовлена к процессу рисования, технические навыки и умения следует вырабатывать постепенно, соблюдая определенную последовательность: сначала дети рисуют на бу­маге в клетку, затем используют опорные точки, которые учи­тель заранее расставляет на листе бумаги, и, наконец, выполняют рисунки в обычных тетрадях для рисования.

При обучении детей, моторика которых характеризуется значительным недоразвитием мелких, дифференцированных дви­жений пальцев и кисти руки, целесообразно на первых этапах работы использовать трафареты (шаблоны) различных фигурок несложной формы, вырезанные из плотного картона. В качест­ве трафаретов (рис. 2а) или шаблонов (рис. 2б) в подготови­тельный период обучения могут быть использованы основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. При этом надо учитывать, что рука ребенка выпол­няет большую нагрузку при использовании трафаретов, чем шаблонов. Поэтому в зависимости от степени графической подговленности школьника следует применять то или иное средство обучения.

Помимо перечисленных выше геометрических форм, с успе­ хом можно использовать вырезанные из плотного картона трафареты овощей и фруктов (морковь, репа, огурец, груша, ябло­ко, лимон), а также грибов, ягод, цветов и т.д. (рис. 3).

Полезным упражнением является составление из отдельных геометрических фигур и последующее обведение по контуру не­сложных предметов, таких, как домик, башня, елочка, грузо­вик, трактор, ракета, корабль, вагон и т.п. (рис. 4).

Обводкой трафаретов необходимо руководить. Для этого учитель использует фигуры больших размеров. которые обводит мелом на доске, а также указывает очередность наложения фигур и последовательность обведения их по контуру. Учащиеся повторяют это в своих тетрадях, контурные изображения раскрашивают цветными карандашами.

В качестве шаблонов на уроках рисования в подготовительный период могут быть также использованы некоторые буквы и цифры. Воспроизведение контуров этих букв и цифр и после­дующая paскpaскa помогут учащимся лучше запомнить их. А в первом классе на уроках декоративного рисования в качестве трафарета может быть использована и чертежная линейка, например для того чтобы получить полосу. Однако рисовать отдельные предметы при помощи линейки недопустимо.

2. Рисование линий.

Для первоклассников рисование от руки прямых линий со­пряжено с большими трудностями. Поэтому на первых порах работы целесообразно использовать бумагу в клетку. Проведение линий по клеткам значительно облегчают работу и придает учащимся уверенность в своих силах. Дети не проводят прямые линии, а «ведут поезд по рельсам», лини­ям тетради делают это осторожно, чтобы «поезд не сошел с рельсов» «останавливаются на станциях», т. е. проводят игровой момент. Интерес к рисованию значительно повышается, если каждая из проводившихся в тетрадях линий имеет определенное зна­чение. Ученики проводят не просто линии, а рисуют «дорожки», «провода», «нитки», «забор», «высокие столбы»и т. д. Для выработки точных, координированных движений детей следует упражнять в проведении линий между точками, заранее поставленными учителем на листе бумаги. Соединение этих то­чек дает различные геометрические фигуры и несложные рисун­ки (рис. 5). Опорные точки целесообразно использовать также и для того, чтобы облегчить учащимся работу по расположению рисунка, так как это для них представляет огромную трудность на первых этапах обучения. Следует заметить, что рисование контуров предметов по опорным точкам для некоторых учащихся сопряжено подчас с большими трудностями. В этом случае можно рекомендовать более расчлененную последовательность отработки зрительно· двигательной координации: обведение контура по шаблону, об­ведение контура по трафарету, повторное обведение по гото­вому контуру (цветным карандашом), обведение по пунктиру, обведение по опорным точкам..

Во всех случаях учитель должен уделять большое внимание дифференцированному подходу к учащимся в работе с трафа­ретами, шаблонами, мерками, опорными точками и т. п. Следует всегда помнить, что чрезмерное «увлечение» ими и излишняя опе­ка и регламентация учащихся тормозит развитие изобразительных способностей, наносит вред коррекционной работе. В подготовительный период значительное место должно от­водиться проведению игр-упражнений, цель которых состоит в том, чтобы дети научились различать и называть цвета. Например, каждый ученик получает набор карточек разно­го цвета. Учитель называет или показывает рисунок какого - либо хорошо известного детям предмета. Учащиеся поднимают карточку такого цвета, в какой следует раскрасить этот предмет (огурец - поднимается карточка зеленого цвета, репа - желтого, помидор – красного и т. п.). Слушая стихотворение о светофоре, учащиеся в нужный момент поднимают соответствующую карточку зеленого, желтого или красного цвета.

3. Упражнения для развития правильного восприятия формы и ве­личины предметов.

В начале каждого урока рекомендуется также проводить упражнения для развития правильного восприятия формы и ве­личины предметов. На таких занятиях используются наборы строительного материала, детские раскладные пирамидки, гео­метрические фигуры разной величины и окраски (плоскостные и объемные), полоски цветного картона и ленты разной длины и ширины, наборы мелких предметов. Показывая учащимся различные предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, величиной, учитель задает воп­росы: «Какой предмет больше? Где широкая лента, где узкая? Какого цвета крыша домика?» Дает задания:«Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца. Сложите башню, начиная с самого большого кубика. Разложите предметы (фигуры) по величине, начиная с самого маленького. Из всех фигур, которые лежат на столе, отберите одни кирпичики, одни кубики, одни шары. Возьмите самый большой круг, на него положите самый большой кубик, на кубик поставьте самый маленький кирпичик».

В первоначальный период обучения большое внимание сле­дует уделить развитию у учащихся умения раскрашивать рисунок. Для этого должен широко использоваться метод показа, как держать руку и кисть, как надо правильно закрашивать. Приемы раскрашивания и штриховки учитель показывает нa об­разце большого размера, одновременно устанавливает темп работы над рисунком. При этом он напоминает учащимся о некоторых правилах рисования: «Держите карандаш подальше от заточенного конца. Сильно не нажимайте на карандаш. Штрихи должны ложиться в одном направлении. Не спешите. Раскрашивайте медленнее и аккуратнее».

Наряду с фронтальной работой широко применяется метод индивидуального подхода к учащимся. Так, одним ученикам достаточн показать необходимые движения и они смогут повто­рить эти движения У себя в тетрадях, получить соответствующее изображение. Другие не в состоянии усвоить зрительно вос­принятое движение и трансформировать его в графический об­раз. Поэтому необходимо, чтобы их рука непосредственно вы­полнила движение, испытала его. Для этого учитель после фронтального показа переходит к индивидуальной работе, взяв руку ребенка в свою, он показывает нужное движение, несколько раз повторяя его. В каждом классе, как правило, есть и такие ученики, у ко­торых. усвоение движения происходит крайне медленно и с большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и многократное повторение движения, проводимого совместно с учителем. Формирование графических умений у таких детей требует длительного времени.

Не следует забывать и о том, что младшие школьники очень плохо ориентируются в пространстве листа бумаги. В связи с этим необходимо уделять большое внимание развитию про­странственной ориентировки учащихся. С этой целью необходи­мо иметь в классе сюжетные картины достаточно большого раз­мера и аналогичные картинки малого формата для каждого школьника, а также наборы мелких игрушек или картонных фигурок (самолет, птичка, домик, мячик, елочка и др.). Исполь­зуя их, учитель сможет проводить занятия, в процессе которых выясняются и уточняются понятия: «посередине», «в центре», «высоко - низко», «Выше - ниже», «вверху - внизу», «спра­ва - слева», «правее - левее», «спереди - сзади» и т. д.

Необходимо систематически отрабатывать у детей навыки быстрой и правильной ориентировки в своей рабочей тетради. Для этого на каждом уроке полезно предлагать им решать та­кие задачи: «Найди и покажи середину листа», «Покажи ниж­ний край бумаги», «Покажи правый нижний (левый верхний) угол» и т. п.

Упражнения, которые проводятся в подготовительный пе­риод, способствуют развитию у учащихся активности и созна­тельности в работе, значительно снижают отвлекаемость и по­вышают речевую активность детей. Кроме того, у учащихся появляются элементы критического отношения к выполненным заданиям. Все это улучшает способность к организованной целенаправленной

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Декоративное рисование | Уроки декоративного рисования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.