Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции развития науки

Виды позитивизма:

1) позитивизм (контовский),

2) эмпириокритицизм (Мах),

3) неопозитивизм (лингвистический?),

4) постпозитивизм.

Карл Поппер. Проблемы позитивизма третьей волны. Стремление обеспечить истинность знаний. Сформулирован ряд процедур – принцип верификации.

Истина меняется с течением времени, постоянно ускользает.

Противоречия в структуре и логике развития науки.

Роль научного знания.

Поппер пришел к выводу о том, что знание имеет различные смыслы: 1) совокупность последовательностей развития ума 2) формализованные проблемы.

На смену одним теориям приходят другие знания. Попытки верифицировать истинное знание одного поколения оказываются не такими эффективными в другом случае. Иллюзия заключается в том, чтобы попытаться ощутить эту истину.

Надо не искать истину, а надо пытаться отделить знание научное от ненаучного.

Предлагает принцип фальсификации в противоречие принципу верификации.

Попытка демаркировать знание научное от знания какого угодно другого.

Принцип фальсификации заключается в том, что любое научное знание можно рано или поздно, обладая научным аппаратом, опровергнуть.

(Древние греки – Земля – диск. Птолемей уже – Земля круглая, вокруг нее все вращается)

(Есть принцип дополнительности и включенности. Все предыдущие теории каким-либо образом связаны с последующими. Последующие теории включают в себя предыдущие как частный случай.)

Поппер: все знание, которое принципиально опровергается, оно и есть научное. А то, которое не опровергается – ненаучное.

Теория, не опровержимая в принципе не имеет отношения к науке (примеры: осень; Бог сотворил Землю).

Подход содержит формально-логические противоречия: чем теория сложнее, тем легче ее опровергнуть.

Чем сложнее человек, тем сложнее его убеждать, но это единственный путь, который обеспечит прогресс.

Томас Кун. Эволюция науки по-разному происходит в разных знаниях. В социальных знаниях мнение меняются очень быстро, возникают различные подходы. В естественных науках ученые стараются держаться до последнего в рамках имеющихся представлений, пока не рухнет «храм науки».

Томас Кун ввел понятие парадигмы (от греч. «образец»).

Парадигма – совокупность отправных точек, отправных оснований, совокупность неких правил. То, что представляется само собой разумеющимся в определенную эпоху знаний.

Теория не является парадигмой, но является составной частью парадигмы.

В определенный момент времени парадигма не отвечает требованиям, не объясняет всех явлений. Тогда возникает научная революция – смена парадигм. Она не носит линейного характера. Новая парадигма возможна на любом этапе и предсказать ее невозможно.

Ивр Лакатос (кажется)). Методология научно-исследовательских программ.

В основе развития и смены фаз научного знания взяты научно-исследовательские программы.

Модель – некое непрерывное развитие науки, в котором конкурируют научно-исследовательские программы.

В основе программы жесткое ядро, которое включает некое знание, обоснованное, и которое позволяет на этом строить остальную науку.

Негативная ивристика – возникают много или мало иных подходов, новые взгляды на феномены, процессы, которые не совпадают с ядром. Негативная ивристика объясняет, почему возникают эти противоречия.

Позитивная ивристика указывает направление движения в рамках научно-исследовательской программы.

На определенном этапе негативная ивристика не справляется, одна научная программа вытесняет другую, и происходит новый этап развития.

Тулмин. Эволюционистическая концепция.

Понятия: рациональная инициатива, интеллектуальная экология и др.

Модель включает 4 основных элемента:

1) необходим компромисс между реалистической и номиналистической установками. Преодоление различий на основании реальной эффективности;

2) преемственность и изменения должны объясняться в рамках единого двустороннего процесса. Непрерывность возникновения концептуальных идей уравновешивается критическим отбором;

3) возможно только при наличии интеллектуальной среды;

4) экологические требования среды. Успех интеллектуальной среды связан с экологией (частной и др.)

Формируется определенное стандартное понимание в ходе концептуального отбора. В рамках стандартного понимания происходит развитие. Как научные, так и ненаучные факторы. Наука тесным образом связана с социальной эволюцией.

Пол Фейерабенд. Эпистимический подход.

Преемственность в науке не играет важной роли. Каждый раз все может быть с нуля. Невозможность объективной истины.

Главное – научный плюрализм.

Наука – хаотичное нагромождение теорий и переворотов, в ходе которых менялись научные представления.

Успех определяется способностями и авторитетом научных лидеров, вождей.

Наука не является ни единственной, ни предпочтительной формой развития.

Фейерабенд предлагает отделить науку от государства, как отделена церковь.

Холтон. Концепция преемственности науки. Сквозные тематические структуры.

Есть мнение, что наука – стиль научного мышления – главное (Борн, Сачков (Очков?)).

Кедров. Концепция преодоления познавательно-психологических барьеров.

В какой-то момент возникает познавательный трамплин, который позволяет преодолеть барьер (по аналогии с тем, как вода наполняет емкость с границами разной величины).

Новые проблемы современной науки:

1) выявление сущности и содержания науки как сложного социального образования;

2) анализ структуры научного знания в целом и в частях;

3) определение функций науки;

4) уточнение понятий, научных законов (понимания того, что есть закон);

5) обоснование той или иной научной методологии, процедур конкретной проверки теории, гипотез итп;

6) определение критериев истинности научного знания;

7) раскрытие и обоснование методов, методологии научного исследования;

8) установление и всестороннее образование связей науки и общества, науки и человека, науки и государства;

9) обоснование роли науки в развитии общества и человека.

Задачи науки:

1) основываться на концептуальной основе, исключающей односторонность, однобокость в оценках состояния, развития современного общества, культуры, науки;

2) интеграция имеющихся и вновь возникающих моделей развития науки в целом и в частностях;

3) всестороннее диалектичное соотнесение различных форм истины в научном познании;

4) анализ и сопоставление механизмов обоснования истинности получаемых знаний;

5) совершенствование аппарата прогноза эволюции;

6) необходимость развивать потенциал обобщения, трансформации и интерпретации научных знаний в обществе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры организации циклов | Наука как сложное социальное образование. Наука и культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.