Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоху Возрождения




АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПЛАН:

1. Антропоцентризм и гуманизм мировоззрения в эпоху Возрождения

2. Проблема человеческой индивидуальности. Идеал человека

3. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения

В хронологическом отношении эпоха Возрождения охватывает XIV–

XVIвв., хотя первые признаки Возрождения появились в городах Северной

Италии еще в конце ХІІ–ХІІІ ст. (Проторенессанс). К большому количеству

различных периодизаций Возрождения можно прибавить еще одну –

философскую:

-гуманистический период (XIV–середина XVвв.) – Данте, Петрарка,

Валла;

-неоплатонический период (середина XV–XVІвв.) – Николай

Кузанский, Пико Делла Мирандола, Парацельс;

-натурфилософский период (конец XVІ–середина XVІІвв.) –

Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно.

Внимание возрожденческих философов было направлено по

преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского

интереса.

Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали,

сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его

самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во

многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-

1 Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. – Харьков, 2001, с.249

городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории

выявлялась особая роль творчества человека, его активности.1

И хотя формально философы этого времени по-прежнему в центр

мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли не ему, а

человеку. Таким образом, основополагающим принципом философской мысли

эпохи Возрождения был антропоцентризм – воззрение, согласно которому

человек есть центр и высшая цель мироздания.2

Подобный подход способствовал развитию гуманизма – воззрения,

основывающегося на самоценности человека как личности, его праве на

свободу, счастье, благополучие.

Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье,

но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические,

социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в

эпоху Возрождения. Спор __________шел принципиальный – о новом мировоззренческом,

нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась

схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении

достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии

вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования

интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты,

составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите

частного интереса и индивидуализма. Гуманизм (в этой связи показательно

творчество Данте) ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ

Франческа Петрарка. В его творчестве — начало многих путей, которыми шло

развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве

собственном и многих других» он решительно отвергает присущую

средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой

1 Основы философии: Учебное пособие для вузов/ Под ред.Е.В.Попова. – М., 1997, с.136

2 Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. – Харьков, 2001, с.258

3 Основы философии: Учебное пособие для вузов/ Под ред.Е.В.Попова. – М., 1997, с.144

демонстративно провозглашает свое якобы невежество, т.к. считает такую

ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к

оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому

расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям

замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной

культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия,

намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному

наследию.

Гуманисты этого периода, составлявшие очень немногочисленную

творческую элиту, в которую входили представители самых разных

социальных групп, наряду с Богом возвеличивают человека как творца мира

культуры, обожествляют его как субъекта творческой деятельности, сближая

его с Богом. Человек в эпоху Возрождения считается не пассивным «образом и

подобием Божьим», он становится «богоравным» существом. Уравнивают же

человека с Богом два основных присущих ему качества – разум и свобода воли,

по мнению гуманистов, позволяющие человеку перебирать бесконечное

количество возможностей для творческой самореализации. Жизнь и

деятельность многих гуманистов, например, Леонардо да Винчи, бывшего од-

новременно и художником, автором знаменитой «Джоконды», и инженером,

чей творческий гений предвосхитил многие открытия будущего (танк,

парашют, вертолет), и ученым, служит прекрасной иллюстрацией к словам

Ф.Энгельса, назвавшего Возрождением эпохой, «которая нуждалась в титанах и

которая породила титанов по силе мысли и характеру, по многосторонности и

учености».1

Превознося человека, гуманисты одновременно остро критиковали

схоластическую философию, настаивали на необходимости выхода за пределы

«схоластической науки» к неформальному, жизненному, гуманистическому

знанию.

1 Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 20, с.346

Итак, средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая

эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. Если в

средневековье господствовал теоцентризм, то теперь наступает час

антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий

ставят человека. В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и

человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом

от средних веков к Новому времени.1

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его

определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества

(по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно

философское, политическое, художественное направление или учение,

претендующее на роль духовного и практического лидера европейской

цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом

гуманизма. Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Ренессанса,

утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание

временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.