Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы экономической теории и исходные положения рыночной экономики транспорта




Отраслевые рынки и их субъекты хозяйствования.

I. Характеристика типов рынков.

Типы рынков.

1. Чистая (совершенная) конкуренция:

- наличие множества мелких фирм;

- незначительная доля каждого предприятия на рынке;

- беспрепятственное вступление в отрасль;

- свободный доступ ко всем видам информации.

2. Монополия (чистая):

- в отрасли функционирует одно крупное предприятие;

- выпускаемая продукция уникальна;

- ограничения вступления в отрасль;

- предприятия монополии диктуют свою цену и объем производства продукции.

Существует три вида монополии: естественная (полезные ископаемые), административная и экономическая.

3. Монополистическая конкуренция:

- функционирует несколько конкурирующих предприятий;

- выпускаемая продукция разнообразна и дифференцирована;

- легкое вхождение в отрасль;

- ценовая политика формируется самостоятельно (очень слабый контроль за ценами).

4. Олигополия:

- функционирует ограниченное количество предприятий-продавцов;

- вступление в отрасль затруднено;

- ценовая и экономическая политика формируется под влиянием конкурентов;

- стратегия и тактика поведения на рынке зависит от корпоративных отношений.

II. Рыночное пространство.

Рыночное пространство складывается из взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью специализированных рынков (место встречи продавцов и покупателей товаров или услуг определенной отрасли), а также их совокупности.

Структура отраслевого рыночного пространства.

Рыночное пространство
Рынок потребительских товаров и услуг Рынок средств производства Рынок труда Рынок финансов Рынок технологий Рынок нематериальных товаров и услуг
ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) Орудия труда Предметы труда Рабочие Служащие Кредиты и займы Субсидии, дотации, субвенции Технических Информационных Интеллектуальная собственность Бренды и марки
                     

 

Предприятие – участник рыночных отношений.

На транспорте:

Государство – предприятие – рынок товаров и услуг;

- финансовый рынок;

- рынок фактов производства.

 

Характеристика рыночных отношений как среды функционирования предприятия.

Рыноксовокупность отношений товарного обмена между существующими и потенциальными покупателями и продавцами в соответствии со сложившимся спросом и предложением.

Виды рынков:

- рынок производственных ресурсов;

- рынок трудовых ресурсов;

- рынок капиталов;

- фондовый рынок;

- товарный рынок.

Принципы формирования рыночных отношений:

- разделение труда;

- самостоятельность производства;

- свобода предпринимательства;

- наличие конкурентной среды;

- экономическая обособленность производителя.

Основными показателями, которыми оперируют работающие в рыночных отношениях предприятия, являются цена и объем произведенной продукции.

На формирование цены оказывают влияние спрос и предложение.

Теория спроса – это желание покупателя приобрести товав и количество товара, на который предъявлен спрос.

Теория предложения – количество произведенных товаров и количество предложенных в продаже товаров.

Рынок товаров и услуг испытывает давление сверху и снизу на цену.

Повышение предложения вызывает снижение цены на товар, а превышение спроса – ее рост. Изучение спроса и предложения дает возможность оценить направление изменения равновесных значений цены и количества товара.

Основы формирования рыночных отношений.

1) Кривая спроса (Д)

Р

 


 

Д

 

0 Q

2) Кривая предложения (S)

Р

S

 

 

0 Q

3) Рыночное равновесие (Е)

Р

 

Е

S Д

0 Q

Основы формирования рыночных отношений в экономике транспорта описываются следующими соотношениями:

1. Функция спроса:

;

где - величина спроса;

- цена товара;

– уровень дохода потребителей;

- количественное выражение предпочтений потребителей;

- цена на товары;

- цена на комплектарные товары;

- количество потребителей;

- прочие факторы.

2. Функция предложения:

;

где - цена ресурсов;

НС – налоги и субсидия;

К – уровень технологии;

М – количество продавцов.

3. Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность показывает относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1%:

;

где с.ц. – спрос по цене;

и - спрос до и после изменения цены;

и - цена до и после изменения спроса;

- спрос полностью эластичен;

- спрос неэластичен.

4. Эластичность спроса по доходу показывает относительное изменение объема спроса при изменении дохода на 1%:

;

где и - спрос до и после изменения дохода;

и - доход до и после изменения спроса.

5. Эластичность предложения по цене или чувствительность предложения показывает относительное изменение качества предложенного товара при изменении цены на 1%:

;

где и – предложение до и после изменения цены;

и - цены до и после изменения предложения.

6. Перекрестная эластичного спроса показывает относительное изменение количества одного товара, на который предъявлен спрос при изменении цены другого товара на 1%:

;

где и - спрос на благо А до и после изменения цены на благо Б;

и - цена блага Б до и после изменения спроса.

 

Преимущества предприятия в условиях рыночных отношений.

1. Происходит эффективное распределение ресурсов.

2. Появляется возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации.

3. Предприятие может проявить гибкость, адаптивность к резко изменяющимся условиям экономики;

4. Имеются большие возможности в организации производства и выбора вида выпускаемой продукции.

 

Рыночные отношения и отрицательные последствия.

Рыночные отношения сказываются на:

1. Сохранении невоспроизводимых ресурсов.

2. Охране окружающей среды.

3. Осуществлении работ по созданию товаров и услуг коллективного пользования.

4. Гарантиях права на труд.

5. Развитии науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.