Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 2




Тема: Основные направления истории социологии (часть первая).

План:

1. Начальный этап развития социологии.

2. Позитивизм Огюста Конта.

3. Органицизм Герберта Спенсера.

4. Основные принципы социологии Эмиля Дюркгейма.

5. Социология Карла Маркса.

6. «Понимающая социология» Макса Вебера.

 

Начальный этап развития социологии.

История социологии представляет собой естественный и важный источник развития социологического знания. Она не просто очерчивает путь развития познания общества, но и дает представление о многообразии точек зрения на общественную жизнь и общественного человека.

В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией.

Нередко студенты задают вопрос: зачем нам изучать историю социологии, знать то, что навсегда ушло в прошлое и в текущей деятельности вряд ли пригодится? Не лучше ли сразу начать с изучения методики и принципов разработки социальных технологий, не забивая голову излишней информацией?

Но подлинный профессионализм невозможен без истоков знаний. Без знания истории своей науки невозможны профессиональная культура человека, аналитическое мышление, сформировать которые призвано университетское образование. Интерес к истории – не досужее любопытство, а естественная необходимость и внутренняя потребность тех, кто стремится выйти за грань поверхностного усвоения предмета.

Первых социологов античности называют социальными философами. Они рассуждали о природе общества, государства и отношении к ним индивида. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) и Лукреций (около 99-55 гг. до н.э.) вошли в историю социальной мысли как первые теоретики индивидуализма, а в теории познания – как продолжатели атомистической линии. Общество понималось ими не как самодовлеющая над индивидом величина (как у Платона и Аристотеля), а как производное от взаимодействий людей-атомов. Не общество (община, город-полис, государство) делает людей такими каковы они есть, а люди делают общество таким, каковы они сами. Совершенствуя самих себя, люди формируют такое общество, которое они хотят получить.

За вклад в создание учения об обществе их называют социальными философами. Философами они были по своему образованию и призванию, а социальными их сделал живейший интерес к тому, как живут люди, на какие классы или страты делится общество, какими должны быть отношения между ними. Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать жизнь людей.

Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель.

Платон (427-347 гг. до н.э.) Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявший его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.

Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, его необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следует допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является олхократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа. Платон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие.

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: масса бедняков не отстранена от участия в управлении; эгоистические интересы богатых ограничены; средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель осуждал любые проявления духа наживы и погони за прибылью, приветствовал нравственно-этические отношения между людьми, не зараженные алчностью и рыночными извращениями. Погоня за деньгами становится самоцелью, она превращается в манию преследования и развращает нравственность. Конечным пунктом на этом пути является плеонаксия (чрезмерность, излишество) – осуждаемое всеми греками чрезмерное увлечение чем-либо, не обязательно деньгами, но властью, словотворчеством, роскошью и т.д.

Несовершенство общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них – любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлобленны. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносит общество в котором средний класс сильнее остальных.

Аристотель выделял три правильные формы государства: монархи, аристократию и демократию, а также отклоняющиеся формы, означающие упадок или искажение правильных форм: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в олхократию (господство толпы) или анархию.

Огюст Конт (1798-1857) – французский философ и социолог, который считается основателем социологии. Основные труды О.Конта: «Система позитивной политики» и «Курс положительной философии».

По Конту – социология (первоначально он называл ее «социальной физикой») единственная наука, которая изучает общество как некую реальность, управляемую естественными законами и развивающуюся во времени. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход, называемый позитивизмом, обеспечит основу для нового общественного порядка. Сам Конт термин «позитивизм» рассматривал в пяти значениях: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий. Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым «Законом трех стадий».

Согласно этому закону, человеческий разум, общество проходят три стадии в своем развитии. Первая стадия теологическая (она в свою очередь делится на три периода: фетишизм, политеизм, монотеизм). Вторая стадия – метафизическая, для нее характерно существование разрушительных, критических тенденций. Третья, позитивная, стадия сопровождающаяся бурным развитием науки.

Конт предложил свою классификацию наук. Исходя из степени усложнения предмета изучения, Конт выстроил пирамиду в основе которой лежала астрономия, потом физика, химия, биология и на вершине – социология.

Всю социологию Конт делит на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, в частности большое внимание он уделял семье. Социальная динамика имеет дело с законами развития и изменения социальных систем. Изучение динамики ведет к изучению социального прогресса, который идет по восходящей линии. На это развитие оказывают влияние первичные факторы – духовное и умственное развитие и вторичные – климат, раса, продолжительность жизни.

Важная часть учения Конта – вопрос о методах изучения общества. Главный метод исследования – наблюдение, оно дает объективный материал, который должен подвергаться контролю теории. Важны не только прямые наблюдения, но и косвенные свидетельства – культурные памятники, обычаи, ритуалы.

Эксперимент может быть прямым, когда явление наблюдается под влиянием специально созданных условий. Непрямой эксперимент – это изучение патологических отклонений в обществе, происходящих в результате революций и беспорядков. Такие отклонения от нормы помогают раскрыть фундаментальные законы общественного организма.

Сравнительный метод дает возможность сопоставлять различные типы обществ, группы внутри общества, сравнивать социум и животный мир. Этот метод, по мнению Конта, целесообразно использовать совместно с историческим.

Исторический метод – метод исторических сравнений различных последовательных состояний человечества.

Конт в течении длительного времени монопольно определял теоретические принципы и методологию социологических исследований. Именно на позициях позитивизма социология добилась своего признания и институционализации.

Взгляды О.Конта развил английский философ и социолог Г.Спенсер (1820-1903). Основная работа Г.Спенсера – «Основания социологии». Большое влияние на Спенсера оказала эволюционная теория Ч.Дарвина. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). экономическая жизнь в обществе подобна обмену веществ в организме, правительство напоминает головной мозг, торговля выполняет функции, подобные кровообращению и т.д.

Основной закон социального развития – закон выживания наиболее приспособленных. Функции естественного отбора играет экономическая конкуренция.. Правительство не должно вмешиваться, по мнению Спенсера, в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться – такая позиция получила название – «социальный дарвинизм».

Спенсер являлся противником революции, называя ее болезнью организма. Только в ходе эволюции общество найдет возможность сгладить противоречия между правом сильного и естественным правом каждого человека на счастье.

Спенсер первым применил в социологии понятия «структуры» и «функции». Плодотворной была идея о том, что общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимосвязаны, к сложному обществу с совершенно несхожими между собой элементами. Изменения в структуре не могут происходить без изменения функций, все части должны функционировать на благо целого – такая взаимосвязь является основой социальной интеграции.

Спенсер выделил два типа общества: военный и промышленный. Для военного типа общества характерно принудительное сотрудничество при достижении целей, для промышленного типа характерно добровольное сотрудничество.

Далее наступает период институционализации новой научной дисциплины. Во Франции этот период был связан с деятельностью Э.Дюркгейма (1858-1917). Принципы социологии Дюркгейм сформулировал в своей работе «Правила социологического метода».

Дюркгейм доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой и считал, что основной задачей социологии является изучение социальной действительности. Элементами действительности выступают социальные факты. Социальные факты – это любой вид действия, который оказывает влияние на индивида и объективно существует (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система).

Вслед за О.Контом Дюркгейм рассматривал общество как сферу согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму существует два типа солидарности – механическая и органическая. Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Дюркгейм выдвинул тезис о том, что там, где группа людей разделяет сильное убеждение, оно неизбежно становится религиозным.

Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При таком типе солидарности каждый индивид независим от общества, свободен и автономен.. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

Патологической формой капитализма является аномия. Состояние аномии наступает тогда, когда: 1) у членов общества утрачивается значимость социальных норм и ценностей, что способствует отклоняющимуся поведению; 2) у людей отсутствуют эталоны сравнения, социальной оценки своего поведения, что приводит к потере групповой солидарности; 3) социальные цели не соответствуют социально одобряемым средствам их достижения.

Карл Маркс (1818-1883) основатель марксизма – теории общественного развития, ориентированной на рациональное, естественнонаучное объяснение истории. Основные труды: «Немецкая идеология», «Капитал».

По сравнению с идеями О.Конта и Г.Спенсера в социологии К.Маркса: 1) предлагается иной – материалистический взгляд на общество, историю, социальное развитие; 2) экономика, производство рассматривается как основа социальной жизни и развития общества; 3) анализ социальной структуры общества становится более конкретным, в центре его оказываются классы, их интересы, взаимодействие и борьба.

Маркс рассматривал социальные противоречия, борьбу между противоположными классами и тенденциями как источник движения и развития общества. Маркс положил начало традиции исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

Маркс разработал развернутое представление об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Термин «формация» К.Маркс заимствовал из геологии, где так обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов.

Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Основу формации составляет способ производства материальных благ, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующим этому уровню и характеру производственным отношениям.

К производительным силам относятся все имеющиеся в обществе ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражаются в различных формах собственности на средства производства.

На рубеже 19-20 века постепенно складываются антипозитивистские установки, которые в противовес естественнонаучному объяснению культурно-исторической реальности предложили понимание исторических явлений в обществе. Основы «понимающей социологии» были заложены немецкими исследователями Г.Зиммелем (1858-1918) и М.Вебером (1864-1920).

«Понимающая социология» - одно из основных направлений в социологии, сформировавшееся в противовес позитивизму и натурализму и сосредоточивающееся на анализе значимых, смысловых моментов социальной жизни.

По мнению Г.Зиммеля, социология, как и природные науки, должна сохранять приверженность к точным фактам, но в то же время она не должна избегать приемов метода интуитивного понимания, «вживания» в смысл событий и явлений. Объяснение должно дополняться пониманием, логика должна дополняться интуитивными актами познания. Чтобы понять говорящего, надо знать его мотивы.

Основные работы Г.Зиммеля: «Религия», «Социальная дифференциация», «Конфликт современной культуры».

М.Вебер был крупнейшим специалистом не только в социологии, но и в области политической экономии, права, философии, политической теории, выступал как логик, историк хозяйства, религии и науки.

Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма», «О категориях понимающей социологии», «История хозяйства».

Основа социологической теории Вебера – это концепция социального действия. По его мнению, социальное действие, осуществленное индивидом, которому он придает значение и при осуществлении которого он принимает во внимание возможное ответное поведение других людей. Именно такие осознанные действия составляют, по Веберу, систему сознательного взаимодействия людей, которая составляет предмет так называемой «понимающей социологии». Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием (напр., крик от боли или столкновение велосипедистов). Понять действия людей можно через наблюдение и понимание мотивов действия.

«Понимающая социология» должна акцентировать свое внимание на субъективных мотивах социальных действий, т.е. на тех духовных ценностях, которыми люди руководствуются в своих действиях. Ключевым понятием в теории социального действия у Вебера выступает понятие «идеальных типов» - идеальная модель такой системы духовных ценностей, которые наиболее полезны человеку и отвечают его интересам в данную историческую эпоху.

М.Вебер выделил следующие типы социального действия:

1) целерациональное – это действие, когда субъект четко понимает свою цель и средства ее достижения;

2) ценностно-рациональное – действие основано на вере в безусловную ценность самого действия независимо от его возможных результатов, например, эстетическая или религиозная деятельность;

3) аффективное действие – основано на определенном эмоциональном состоянии действующего субъекта. Это действие на грани осмысленной действительности;

4) традиционное действие – основано на привычке к определенным действиям и имеет почти автоматический характер, к нему близко обычное повседневное поведение людей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.