Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс социализации

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Социологическая характеристика личности.

1. Понятие «человек», «индивид», «личность».

2. Процесс социализации.

3. Концепции личности.

4. Типология личности.

 

1. Понятие «человек», «индивид», «личность».

Социология личности – это отрасль социологии изучающая личность как объект и субъект общественных отношений. Социология личности сосредотачивает свое внимание на трех основных проблемах:

во-первых, изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и социальных институтов;

во-вторых, изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее формирования, социализации, воспитания и т.д.);

в-третьих, рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

Говоря о личности необходимо уточнить понятия «человек», «индивид», «индивидуальность».

Понятие «человек» - это понятие родовое, оно указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.

Понятие «индивид» - обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, как единичного представителя той или иной социальной общности (рабочий, фермер, бизнесмен и т.д.) при этом специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входит.

Термин «индивидуальность» обозначает то особенное, специфическое, что отличает одного человека от другого, включая природные и социальные, телесные и психические, унаследованные и приобретенные, а также выработанные в процессе онтогенеза свойства.

Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми.

В первоначальном значении слова «личность» обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре, а отсюда, очевидно, произошло и слово «личина». Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса. Личностью является любой человек, а не только выдающийся, талантливый. Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально-значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.

Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых – формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и т д. Для успешной социализации, по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию, «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго» или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление этих трех составляющих элементов.

Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию и чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут быть родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, т.к. они подавляют и запрещают некоторые образцы поведения. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми, ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, самооценкой человеком своих поступков.

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройки в зависимости от опыта социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (с 7 до 11 лет), стадия формальных операций (с 12 до 15 лет).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей некоторыми моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует целостные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки. Социализация в детстве имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс в котором изменяются психологические принципы детства – отказ от детских мифов.

Существует два подхода к определению сущности процесса социализации. Согласно первому социализация – это своеобразный вид дрессировки, это улица с односторонним движением, когда активной стороной является общество, а сам человек пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, но и активность отдельного индивида. Социализация рассматривается как процесс, который продолжается на протяжении всей жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная стратификация и социальная мобильность современного общества | Концепции личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.