Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития экономической социологии




ЛЕКЦИЯ № 11

Тема: Экономическая социология.

План:

1. Этапы развития экономической социологии.

2. Объект и предмет экономической социологии.

3. Общесоциологические и экономические законы.

4. Задачи и функции экономической социологии.

 

Термин «экономическая социология» начал использоваться еще в 19 веке, хотя книги под таким названием появились лишь в начале 20 века. Первой работой стала книга бельгийского социолога Г. Де Греефа (1886-1964) под назватием «La sociologie economique», которая вышла в русском переводе в Москве в 1904 году под названием «Социальная экономия».

Историю экономической социологии можно разделить на три этапа: донаучный (третье тыс до н.э. – 18 в. н.э.), классический (19 в.- 20 в.) и современный (конец 20 в. – 21 в.).

Платон (427-347 до н.э.) первым установил закон «гармоничного разнообразия» труда. Он считал, что разнообразию потребностей людей соответствует разнообразие способностей к труду и разнообразие видов труда.

Специализация труда является необходимым условием улучшения качества продукции и увеличения ее количества. Оба условия необходимы для экономического развития общества. К тому же, чем дольше кто- то специализируется в своем ремесле, тем больших успехов он достигает.

Именно греки придумали слово «экономика», или «ойкономика», заведование домашним хозяйством, а также домострой, домоуправление. Первоначально «ойкономия» означала умение главы дома, отца фамилии, управлять этим домом, т.е. руководить женой, детьми и домочадцами. У Платона «ойкономия» приобретает еще и политический оттенок (управление полисом), а понятие «койномия» - обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т.е. человеческое общество.

Аристотель (384-322 до н.э.) в своем экономическом учении выделяет два типа ведения хозяйства: натуральное, нетоварное – ойкономия и денежное – хрематистика (chrematico – заниматься денежными делами, наживаться). В ойкономии отношения между главой дома и домочадцами не оформлялись юридическим документом, а были договорные. Хрематистические отношения строились на договорной основе. Это были формальные отношения между юридическими и физическими лицами в рамках общества, а не внутри отдельной семьи.

Хрестоматика представлялась как учение о получении и приращении денег и управлялась стихией рынка, в отличие от ойкономии, которая регулировалась этическими и политическими соображениями.

Несовершенства общества, считает Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений и главное среди них – любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносил то общество в котором сильнее других является средний класс.

Английский ученый Адам Смит (1723-1790) впервые предложил систематическое учение о разделении труда, которое является причиной, стимулирующей производительность. Он считал, что разделение труда повышает производительность тремя способами: увеличением ловкости каждого отдельного рабочего; сбережением времени при переходе от одного вида деятельности к другому; стимулированием изобретения и производства машин, облегчающих и сокращающих человеческий труд.

Развитие производства приводит к благосостоянию страны. Смит видел общую совокупность индивидов, эгоистичных по своей сущности, и единственным звеном, которое соединяет их в систему, считал разделение труда, возникшее из-за природной склонности человека к обмену, а не наоборот. Это было его ошибкой.

Шарль Фурье (1772-1837) предлагал уничтожить губящую людей узкую специализацию труда и выдвинул принцип перемены труда. Перемена труда, позже получившая всестороннее развитие у К.Маркса и Ф.Энгельса, служила компенсаторным средством за рутинный, узкоспециализированный труд, способом сохранить у человека заинтересованность и мотивацию в труде.

Немецкие ученые Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) также не отрицали прогрессивной роли разделения труда и отводили ему важную роль в механизме исторического развития общества. Однако в отличие от Дюркгейма они считали отрицательные последствия разделения труда (эксплуатация, безработица, обнищание и др.) не случайными и преходящими, а фатальными и неустранимыми.

По их мнению, разделение труда ведет не просто к зарождению социальной структуры общества, а к расколу ее на два антагонистических класса – эксплуататоров и эксплуатируемых. Первые существуют за счет присвоения продукта, созданного трудом вторых. Уже рабовладельческий строй и феодализм создают то, что капитализм доводит до своего логического конца – неустранимость антагонизма между трудом и капиталом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.