Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод опроса

Метод эксперимента.

Метод структурного анализа малых групп.

Метод структурного анализа малых групп или социометрический – это метод сбора первичной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Данный метод позволяет решить две важные задачи: исследовать межличностные и межгрупповые отношения с целью их усовершенствования и улучшения и изучить состояние малых социальных групп. Например, описать структуру взаимоотношений в группе, дать количественную оценку характера эмоциональных отношений между членами группы, их взаимные симпатии и антипатии.

Эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов. Логика экспериментального метода была разработана английским социологом Джоном Стюартом Миллем, жившим в 19 веке. Эксперимент имеет несколько типов. (7)

По специфике исследовательской задачи: в области науки проверяются недостаточно подтвержденные или совершенно новые данные о социальных фактах; в области решения задач по управлению общественными процессами проверяется применимость общего положения в данных конкретных условиях.

По характеру структуры: бывают проективные эксперименты, которые направлены от настоящего к будущему и квазиэксперименты, направленные от момента, происходящего в прошлом к настоящему.

По характеру экспериментальной ситуации: полевые, которые проводятся в естественных условиях функционирования объекта и лабораторные, когда экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

По характеру логической структуры доказательств: параллельный, имеющий экспериментальную и контрольную группы. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной изменяются. И последовательный, в котором в качестве экспериментальной и контрольной групп выступает одна и та же.

По характеру исследуемых объектов: социологические, психологические, политические, экономические и т.д.

Метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию.

Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В них содержаться вопросы, которые и образуют первичную информацию.

Самым распространенным видом опроса является анкетирование или анкетный опрос. Анкета (франц. – расследование) – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. (8) Анкета состоит из нескольких частей, которые вместе составляют систему вопросов, позволяющих получить нужную информацию, необходимую для принятия решений по исследуемой проблеме.

Интервью (англ. Interview – беседа) – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, целью которого является получение ответов на вопросы, предусмотренные программой социологического исследования.

Интервью имеет следующие разновидности: по технике проведения интервью делятся на формализованное (стандартизированное), полуформализованное и неформализованное. Формализованное предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов. Полуформализованное – в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные. Неформализованное – длительная беседа без строгой детализации вопросов по общей программе.

По процедуре проведения: панельное – многократное интервьюирование одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам через равные промежутки времени. Клиническое – длительный сбор информации об объекте. Фокусированное – сбор информации по конкретному вопросу.

По способу общения интервью делятся на явные (лицом к лицу) и скрытые (телефонные 10-15 минут). По способу организации – на групповые и индивидуальные. Групповые проводятся редко и задача их вызвать дискуссию в группе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод наблюдения | Основные типы информационных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.