Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным




Нормы поведения и социального контроля

Любое общество для самосохранения устанавливает определенные нормы, правила поведения и соответствующий контроль за их исполнением. Основные формы контроля:

• Профилактическая работа с социальными группами в предкриминальном состоянии.

• Изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников.

• Обособление — ограничение контактов, неполная изоляция, например колония, психбольница.

• Реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни правонарушителей.

Тюремное заключение является способом наказания правонарушителей и защиты остальных членов общества от них. Но все же официально провозглашенными принципами системы тюремного заключения является исправление индивида.

Девиация значительно более широко распространена, чем свидетельствуют официальные статистические данные. Общество, по сути, на 99% состоит из девиантов. Большая часть их - умеренные девианты. Но, по подсчетам социологов, 30% членов общества составляют ярко выраженные девианты с негативным или позитивным отклонением. Контроль над ними несимметричен.

Важнейшим инструментом осуществления социального контроля является социальная санкция. Существующая в обществе система социальных санкций направлена на обеспечение надлежащего исполнения членами общества предписаний, связанных с их социальными ролями. Любой институт, помимо принципов, правил и норм, регулирующих ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, обычно включает в себя и те санкции, которые будут налагаться за неисполнение или нарушение этих правил.
Различают позитивные санкции — поощрения за совершение действий одобряемых, желательных для общества или группы, и негативные санкции — наказания или порицания за неодобряемые, нежелательные, неинституциональные действия, за различные девиантные поступки. Кроме того, можно произвести разделение санкций на формальные — налагаемые официальными лицами или органами, специально для этого создаваемыми обществом, в рамках, зафиксированных в письменных источниках, и неформальные — одобрение или порицание, высказываемые (или проявляемые в невербальных формах) неофициальными лицами, обычно ближайшим окружением.

 

№7 Социальные организации: понятие, типы, функции, развитие. Социальные институты. Классификация, функции.

Соц. институт-совокупность норм, регулирующих какую-либо сферу жизнедеятельности. Соц. институты создаются в обществе для удовлетворения человеческих потребностей. Любая сфера человеческой деятельности организованна по определенным правилам, следование которым более или менее жестко контролируется. Средством регуляции поведения людей выступают соц. нормы, за их нарушение в любом соц. институте применяются санкции. Абрам Маслоу выделил 5 базовых человеческих потребностей:1. Потребность добывания средств к жизни. Статусы: работодатель, работник, продавец, покупатель. Функциональные черты: заводы, фабрики. Символы: лейбл, договор. 2. Потребность в продолжение рода. Ст.: муж, жена, ребенок, родитель. Ф.ч.: домашний очаг. Сим.: свидетельство о браке, рождении, кольцо. 3. Потребность в безопасности. Ст.: законодатель, субъект права. Ф.ч.: здания, колонии, кодексы. Сим.: гимн, герб. 4. Потребность в передаче информации. Институт: образование. Ст.: учитель, ученик. Ф.ч.: карта библиотека. Сим.: диплом, зачетка. 5.потребность в поиске смысле жизни. Институт: религия. Ст.: священник, прихожанин. Ф.ч.: храмы. Сим.: крест, икона. Соц. институты появились в обществе, как крупные непланируемые продукты соц. жизни. Люди в обществе пытаются удовлетворить свои различные потребности и ищут для этого различные способы. Этот поиск идет методом проб и ошибок и в ходе общей практики люди выбирают наиболее рациональные шаблоны поведения, которым начинают массово следовать. Спустя некоторое время эти образцы поведения укрепляются в общественном сознании, становятся общепринятыми, становятся нормами.

Соц. организация-способ упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и соц. групп, для эффективного выполнения общей задачи. Особенности соц. организаций: негативная: обезличенный характер выполняемых ф-ий. Незаменимых людей не бывает. Позитивные: разделение труда привело к эффекту «частичного работника», что привело к повышению производительности и качества процесса.; эффект синергии-комбинированное воздействие рядов факторов на процесс сильнее, чем сумма действий каждого фактора последовательно, что приводит к тому, что у организации появляется дополнительная энергия. Типы соц. организаций: 1.Амитал Этциони: в зависимости от причин, по которым люди в них вступают. 2. Нормативная: вступают ради саморазвития, либо высоких моральных целей. Процент людей в обществе, которые являются членами нормативной организации свидетельствует об уровне культурного и экономического развития. 3. Принудительная: членство в них осуществляется насильственным способом(армия, тюрьма, психбольница). Главное ф-ей соц. организаций является управление людьми и ресурсами. Управление людьми бывает 2 видов: 1) прямое(через приказ). 2) опосредованное(через мотивацию и стимулирование)

 

 

№8 Социальное неравенство и равенство: причины возникновения, критерии. Признаки классовой структуры общества. Сравнительный анализ социальной стратификации советского и современного российского общества.

Существуют различные определения неравенства. В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Э. Дюркгеймом в его работе "О разделении общественного труда". Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе.

Причины неравенства.

Разделение труда считается одной самой важной причиной социального неравенства, потому что экономическая деятельность считается самой важной.

Мы можем выделять неравенство по ряду признаков:

I) Неравенство по физическим признакам, которое можно разделить на три типа неравенств: 1) Неравенство на основе физических различий; 2) Сексуальное неравенство; 3) Неравенство по возрасту;

К причинам первого неравенства можно отнести принадлежность к какой-либо расе, национальности, определенный рост, полнота или худость тела, цвет волос, и даже группа крови.

К сексуальному неравенству приводят в основном гендерные роли и сексуальные роли. В основном различие полов приводят к неравенству в экономической среде. Женщины имеют гораздо меньшие жизненных шансов поучаствовать в распределении социальных благ: начиная от Древней Индии в которой девочек просто умерщвляли до современного общества, в котором женщинам трудно найти работу. Это связанно, прежде всего, с сексуальными ролями — место мужчины на работе, место женщины дома. Вид неравенства связанный с возрастом в основном проявляется в разных жизненных шансах разных возрастных групп. В основном, оно проявляется в молодом и в пенсионом возрасте.
Причины возникновения:

Условно можно выделить два основных подхода к этой проблеме.
1. Теории конфликта. Сторонники этих теорий считают, что неравенство — результат того, что люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, используют их для своей выгоды. Карл Маркс, основоположник теории конфликта, видит источник неравенства в экономических факторах. Группы людей различаются потому, что они используют в своей жизнедеятельности (капитал, земельную собственность, свою рабочую силу) и на что живут — на прибыль, ренту или зарплату. Он назвал эти признаки классообразующими и показал, что класс — владелец средств производства становится господствующим. По мнению Ральфа Дарендорфа, на вершине общественной лестницы оказываются те группы, которые присваивают себе право диктовать другим нормы и правила поведения. Эти группы имеют больше власти, а следовательно, больше благ и привилегий. Макс Вебер, признавая правоту К. Маркса в выделении приоритетов имущественного неравенства, попытался взглянуть на проблему шире, дополнив картину экономического неравенства различиями людей по силе их влияния на общественную жизнь (власти), по престижу, стилю жизни, квалификации.
2. Второй подход к проблеме социального неравенства представлен сторонниками теории функционализма. Ее основатель — французский социолог Эмиль Дюркгейм. Его идеи развил и продолжил американский ученый Толкотт Парсонс, а наиболее полно исследовали их Кингли Девис и Уилберт Мур. Они рассуждают так: для того чтобы общество могло существовать, необходимо выполнение множества функций—производство материальных и духовных ценностей, управление, интеллектуальное обеспечение и т.д. Все функции разнообразны и неодинаковы по степени значимости в разных обществах. Их престижность зависит и от пользы для общества. Но всегда наиболее ценными были и есть функции управления, обеспечения ресурсами, создания технологии, т.е. непременно образуется иерархия функций.

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО - понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам.

 

 

№9 Социальное взаимодействие и социальные процессы.

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе понятия лежит представление о том, что деятель всегда находится в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей и ведет себя сообразно социальной ситуации, в которой он оказался. Особенности строения любой сложной системы зависит не только от элементов, но и каким образом они взаимодействуют.

Теории социального взаимодействия. Существуют микро и макроуровневые теории соц. взаимодействия.

На микроуровне исследуются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте: это теории

1) социального обмена и бихевиоризма (Джордж Хоманс, Питер Блау, Фредерик Скиннер), где социальное взаимодействие представлено как обмен материальными и нематериальными ценностями. Обмен предполагает допущение, что в социальном поведении человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и стремиться к получению выгод.

2) символического интеракционизма (Джордж Мид и Герберт Блумер), где социальное взаимодействие – это диалог, в котором люди придают значения окружающему миру, стремятся истолковать действия других. Любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации, которая возможна благодаря тому, что люди придают одинаковые значения символам

3) теории управления впечатлениями (И. Гофман, Ч. Кули), где используется социодраматический подход, т.е. взаимодействие – это спектакль, где люди исполняют свои партии, создают образ. Человек – это творец, художник образов, его жизнь – это процесс производства впечатлений. В процессе взаимодействия люди разыгрывают друг перед другом шоу, режессируя впечатления о себе.

Итак, соц. взаимодействие – это процесс, посредством которого люди действуют и реагируют на действия других людей. Благодаря соц. взаимодействию мы создаем социальную реальность, в которой живем. Социальная структура лишь направляет наше взаимодействие. Люди опираются на социальные структуры для ориентации в мире.

Социальные процессы, их виды.

В обществе, как и в науке, технике и культуре, изменения могут происходить 3-мя путями: с помощью изобретений, открытий или диффузии. Когда мы говорим о социокультурных изменениях, следует обратить внимание, что всегда существует сопротивление этим изменениям.

Виды социальных процессов.

1) кооперация; 2) конкуренция; 3) конфликт; 4) приспособление; 5) ассимиляция; 6) амальгамизация.

1) Кооперация – это сотрудничество для достижения общих целей. В малых группах она осуществляется естественным путем, в больших – для ее осуществления создаются искусственные образования – организации.

2) Конкуренция – попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников. В примитивных обществах, где большинство статусов приписанные, конкуренция не заметна, а в современных обществах очень значима. Конкуренция стимулирует развитие, именно за счет нее были достигнуты все завоевания, характеризующие западное общество.

3)Конфликт – это тип социального взаимодействия, который характеризуется столкновением противодействующих субъектов и обусловлен противоречием их потребностей, интересов, целей, социальных статусов, ролей и функций.

4)Приспособление – принятие типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях. 5)Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через которое личности и группы приходят к разделению всеми участниками общей культуры.

6)Амальгамизация – это биологическое смешение 2-х или более этнических групп или народов, после чего они становятся единой группой.

 

№10 Научно-технический и социальный прогресс. Промышленная и информационная революции.

Научно-технический прогресс — постепенный (эволюционный) процесс замены устаревшего поколения техники и технологии более совершенным за счет внедрения достижений науки.

Технический прогресс может быть глобальным и локальным. Глобальным считается технический прогресс человеческого общества в целом. Локальным называется любой общенациональный или региональный, охватывающий ряд стран, конти­нент, часть континента технического прогресса.

причины прогресса — это совокупность факторов, способствующих ускорению технического прогресса. Основой научно-технического прогресса служит союз науки и техники. Хотя он начал зарождаться еще в XVIII в., только во второй половине XX в. он стал подлинным единством двух областей человеческой деятельности. Однако здесь есть и исключения. Александр Белл — изобре­татель телефона — был преподавателем ораторского искусства, принцип телефона он открыл в поисках средства, которое помогало бы лучше слышать людям с плохим слухом. Бессемер, разра­ботавший доменный процесс для усовершенствования литья пу­шек, не знал научных работ Генри Сорби по металлургическим процессам. А Томас Альва Эдисон, по-видимому, наиболее изоб­ретательный и талантливый из этих «жестянщиков» был совершенно несведущ в математике и не имел ни малейшего представления о теоретических уравнениях Кларка—Максвелла по электромагнитным свойствам вещества».

Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых

осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность. Социологическое понятие прогресса неизбежно включает проблему взаимоотношения личности и общества. Произошли изменения и в характере трудовых отношений. Рабство Древнего мира сменилось феодальным устройством, основанным на отношениях вассальных, а оно в свою очередь уступило место системе наемного труда.

Промышленная революция — процесс глобального преобразова­ния общества и цивилизации на основе развития техники. В рамках промышленной революции как глобального историческо­го процесса ручного производства в машинное некоторые ученые выделяют 3 стадии.

Первая относится к широкому использованию силы пара, что было ознаменовано прежде всего изобретением Д. Уаттом в 1784 г. парового двигателя.

Вторая стадия связана с промышленным употреблением электричества и химии, применение которых началось в конце XIX столетия. Благодаря ему стало возможным широкое приме­нение электрической энергии и передачи ее на расстояние, со­здание таких важнейших средств связи, как телефон и радио, создание синтетических материалов.

Третья стадия осуществляется се­годня благодаря изобретению компьютеров и телекоммуни­каций.

Эти революции позволили резко увеличить объем и характер производства.

Под информационной революцией подразумевается совокуп­ность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельно­сти общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.

Первой стало изобретение письменности 5—6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем — независимо, но несколько тысяч лет спустя — в Китае, и еще на 1500 лет позднее — майя в Централь­ной Америке. Ее ранние примеры, такие как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют со­бой деловые расписки и правительственные документы, летопи­си или описания методов земледелия. До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно.

Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н. э., а затем, независимо и 800 лет спустя в Греции, когда афинский тиран Писистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся устно.

Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению.

 

 

№11 Формирование мировой системы. Понятие и теории глобализации. Модернизация общества.

Общество развивалось на протяжении приблизительно 40тыс. лет. Совсем недавно (по историческим меркам), а именно 5—6 тыс. лет назад общество перешло на государственную ста­дию своего развития. В течение почти всего этого времени оно оставалось традиционным (доиндустриальным). Только 250 лет назад в связи с возникновением капитализма из недр доиндуст-риального общества рождается индустриальное. Наконец, 25— 30 лет назад наиболее развитые страны вступили в высшую фазу эволюции — в постиндустриальное общество. Современные социологи и экономисты используют более точные понятия и категории.

Мировую систему надо понимать в узком и широком значе­нии. Известный американский политолог Иммануил Валлерштайн (1976) предложил различать: а) мировые империи, б) мировые экономиче­ские системы. В древности они практически совпадали. Мировая империя включает несколько территорий, объеди­ненных военной неполитической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономичес­ки, реже — религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распада­ются.

На глобальном уровне общество превращается в мировую сис­тему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы — мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, раз­вивающие сходную экономику, но политически в одно государ­ство не объединенные). И. Валлерштайн разделил мировую сис­тему на 3 части: Ядро, Полупериферия, Периферия.

Ядро — страны Западной Европы, Северной Америки, Япо­нии — включает самые сильные и могущественные государства с совершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехноло­гичную продукцию эти страны экспортируют в периферию и по­лупериферию.

Государства полупериферии и периферии — это страны так называемого «второго» и «третьего» мира. У них меньше власти, богатства и влияния. Страны периферии — это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придат­ком ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабаты­ваются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только его инте­ресы. Ядро — постиндустриальные общества.

Полупериферия — индустриальные общества.

Периферия — традиционные (аграрные) общества.

Термин «модернизация» относится не ко всему периоду со­циального прогресса, а только к одному его этапу — современному. В переводе с английского «модернизация» означает «осовремени­вание». Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урба­низации, индустриализации. Лидеры модернизации — США и За­падная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и до­бились потрясающих экономических результатов.

Различают два вида модернизации.

Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всех ходом предшествующей эволюции.

Неорганическая модернизация совершается путем закупки за­рубежного оборудования и патентов, заимствования чужой техно­логии (нередко методом экономического шпионажа), приглаше­ния специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответству­ющие изменения происходят в социальной и политической сферах: вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги.

Глобализация - это переход от экономик отдельный стран к экономике международного масштаба.

Факторы, определяющие процесс глобализации:

1) Производственно-технический - резкое возрастание масштабов про­изводства, международные формы его осуществления (ТНК), качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое рас­пространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наибо­лее благоприятных условиях;

2) Экономический - небывалая концентрация и централизация капита­ла, организационные формы, рамки деятельности которых выходят за на­циональные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства.

3) Информационный - радикальное изменение средств делового обще­ния, обмена экономической, финансовой информацией, создающее возмож­ности оперативного, своевременного и эффективного решения производ­ственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран;

4) Научно-технологический, определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и ква­лификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубеж­ных стран, для ускоренного внедрения новых решений при относительно меньших затратах;

5) Социологический, проявляющийся в ослаблении роли привычек и тра­диций, социальных связей и обычаев, преодолении национальной ограничен­ности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции;

6) Политический, выражающийся в ослаблении жесткости государствен­ных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;

7) Экологический, обусловливающий объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах. Среди прочих глобальных проблем современности он оказывает особое воздействие на процесс глобализации.

Основу современным теориям глобализации заложили, по нашему мнению, пять достаточно разных направлений исследований, развивающихся с середины XX в.

К первому такому направлению относятся исследования в области менеджмента, развивающиеся с 1960х гг. В центре данных исследований феномен мультинациональных корпораций. Зародились они как руководства по повышению эффективности конкурентоспособности крупных американских мультинациональных компаний.

Ко второму направлению относится серия исследований в области социальных и культурологи

ческих теорий, которые также получили свое развитие в 1960х гг. Данные работы сфокусированы

на исследовании принципиальных изменений в характере коммуникации.

К третьему направлению относятся концепции, выросшие на основе различных масштабных

энвайроменталистских движений, которые пропагандировали концепцию понимания Земли и ее ресурсов, как сущность, имеющую свои пределы

К четвертому направлению относится серия исследований, посвященных развитию международной экономики и политики после Второй мировой войны.

Пятое направление представлено исследованиями по анализу состояния современного общества с точки зрения влияния развития информационных технологий и изменения характера производства на структуру социальных отношений и систему ценностей. Это концепции постиндустриального общества, общества третьей волны, эпохи великого разрыва, разлома эпох, постмодерна и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.