Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.9. Бюджетная система, ее сущность и составляющие

1. Понятие о бюджетной системе

Бюджетная система РФ – совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов. Бюджетная система служит для выполнения государством экономических и социальных задач, а также перераспределения финансовых ресурсов и выравнивания развития регионов.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ:

- единство. Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Одним из инструментов, обеспечивающих этот принцип, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объекта классификации группировочных кодов;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

- совокупное покрытие расходов бюджета;

- гласность;

- достоверность;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Бюджетным процессом называется регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за его исполнением.

Бюджетный федерализм позволяет сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

Распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов. Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долгосрочной основе (не менее, чем на три года) по различным видам доходов.

Бюджетное регулирование – это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недостаточности доходного потенциала на соответствующих территориях.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и возвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

2. Федеральный бюджет

Федеральный бюджет позволяет регулировать темпы экономического развития и взаимоотношениями с территориями.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) доходы субъектов РФ, предназначенные для финансирования централизованных мероприятий.

Расходы федерального бюджета:

1) содержание органов государственной власти;

2) оборона,

3) фундаментальная наука;

4) государственные резервы;

5) погашение и обслуживание государственного долга;

6) развитие экономики;

7) социально-культурные мероприятия;

8) предоставление ссуд.

Возможны три состояния бюджетного фонда: дефицитное, профицитное, сбалансированное.

 

3. Региональный бюджет (субъектов РФ)

 

Доходная часть региональных бюджетов:

1) налоговые доходы (региональные налоги и сборы),

2) неналоговые доходы (от использования имущества, находящегося в региональной собственности, штрафы, конфискации, компенсации);

3) безвозмездные перечисления (от бюджетов другого уровня, от организаций).

Расходы региональных бюджетов:

1) обеспечение финансирования государственной власти региона;

2) обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;

3) проведение референдумов в субъекте РФ;

4) реализация региональных программ;

5) содержание и развитие ЖКХ;

6) прочие.

 

4. Местный бюджет

 

Доходы местных бюджетов:

1) закрепленные доходы (от сдачи имущества в аренду, штрафы, земельный налог, налог на имущество, на рекламу, на дарение, на наследство);

2) регулирующие доходы (акцизы, налог на прибыль, на доходы физических лиц, экологические платежи, на игорный бизнес и др.)

3) от финансовой помощи (дотации).

Расходы местных бюджетов:

1) финансирование объектов образования и здравоохранения;

2) осуществление государственных полномочий;

3) обслуживание и погашение долга по муниципальным займам и ссудам.

5. Сбалансированность бюджета

При превышении объемов расходов над объемами доходов бюджет считается дефицитным, при превышении доходов – профицитным, при равенстве – сбалансированным. Главное, сбалансированность экономики, а не бюджета. Текущие расходы бюджетов субъектов РФ, местные бюджеты не могут превышать объема доходов. Дефицит федерального бюджета не может превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Дефицит федерального бюджета не должен превышать 60% ВВП.

Причины дефицита бюджета:

- кризисное положение экономики,

- неспособность правительства держать под контролем финансовое состояние,

- чрезвычайные обстоятельства,

- милитаризация экономики,

- осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры,

- чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.

Определенные размеры дефицита не опасны для экономики, так как рост доходов стимулирует рост покупательной способности и расширение производства.

Методы финансирования бюджетного дефицита:

- сокращение расходов (военных, на социальные нужды, в недостаточно эффекитивные предприятия),

- увеличение доходов (увеличение налогов, повышение эффективности производства),

- привлечение средств (эмиссия денег и ценных бумаг, заимствования, повышение процентной ставки по государственным ценным бумагам и ссудного процента, продажа госсобственности).

Профицит бюджета используется правительством на социально-экономические цели (текущие и перспективные) и обеспечение резервного фонда. Источником профицита является стабильный рост цен на нефть на внутреннем и внешнем рынках за последние годы.

 

6. Сущность налогов, их роль в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы

 

Налоги – денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.

Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения, поступающие в бюджеты в установленных законом размерах и в определенные сроки.

Функции налогов:

- фискальная,

- регулирующая,

- перераспределительная.

Налоги поступают в бюджетный фонд, сборы формируют целевые денежные фонды.

Повышение налогообложения имеет предел, иначе снижается заинтересованность в расширении деятельности и укрываются налоги. Система налоговых ставок должна

- стимулировать процессы расширения и обновления производства,

- способствовать созданию новых рабочих мест,

- способствовать планируемым структурным изменениям.

Рост производства и доходов предприятий и населения ведет к увеличению поступлений в бюджет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 1.10. Сущность внебюджетных фондов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.