Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 139 ГК РФ. Служебная и коммерческая тайна

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Информация в настоящее время является одним из наиболее ценных товаров. В результате утечки конфиденциальной информации может быть причинен значительный экономический ущерб. Поэтому ограничение доступа к соответствующей информации является условием нормального функционирования любой коммерческой организации.

В Российской Федерации долгое время отсутствовал специальный закон о коммерческой тайне, несмотря на то, что попытки его принять шли почти в течение десяти лет. Первый раз проект закона о коммерческой тайне был внесен в Федеральное Собрание РФ в 1996 г., но он не прошел и первого чтения. Вторая редакция была отклонена прежним президентом Российской Федерации в 1999 г. Лишь 9 июля 2004 года он был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года и подписан Президентом 29 июля 2004 года Федеральный закон «О коммерческой тайне».

Статья 1 определяет, что данный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Положения ФЗ закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Считается, что только документированная информация может быть объектом правоотношения, а недокументированная информация находится за пределами правового регулирования. Из этого исходит и Федеральный закон «О коммерческой тайне». Опираясь на комментируемый пункт, можно сделать вывод, что правовой охране в рамках института коммерческой тайны подлежит только информация, зафиксированная на материальном носителе.

Документ представляет собой особую форму отображения информации, требующую обязательного наличия материального носителя. Понятие носителя информации содержится в ГОСТе Р 50922-2006 «Защита информации. Основные термины и определения», в котором он определен как физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Однако из содержания ФЗ «О коммерческой тайне» (в частности, п.1 и п.5 ст. 10) можно сделать вывод, что под материальными носителями в нем понимаются только документы в различных формах.

Таким образом, принятый закон, в отличие от законопроекта, вывел из сферы своего регулирования всю информацию, составляющую коммерческую тайну, помимо задокументированной. Между тем, можно отметить, что в ряде стран мира признаются и защищаются права коммерческой тайны и на не зафиксированную на материальном носителе информацию, например, на технические и иные предложения, идеи, концепции, высказанные на переговорах, совещаниях и т.д.

Положения ФЗ «О коммерческой тайне» не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2 ФЗ «О коммерческой тайне» устанавливает, что Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов. Из содержания данной статьи можно сделать два вывода.

Во-первых, правовое регулирование коммерческой тайны осуществляется только законодательными актами. Отсюда следует, что фактически не подлежат применению формально не отмененные подзаконные акты в этой сфере, в частности, Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». В то же время продолжают действовать подзаконные акты, которые хотя и содержат отдельные нормы о коммерческой тайне, но в целом направлены на регулирование иного круга общественных отношений, например, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», регулирующий всю сферу информации, носящей конфиденциальный характер.

И, во-вторых, законодательство о коммерческой тайне относится к исключительному ведению Российской Федерации, и на уровне субъектов Российской Федерации законы о коммерческой тайне приниматься не должны. Данное положение вполне логично: институт коммерческой тайны лежит на стыке гражданского и информационного права, в соответствии же со ст. 71 Конституции Российской Федерации и гражданское законодательство, и информация относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Основным законодательным актом о коммерческой тайне, помимо комментируемого закона, является Гражданский кодекс Российской Федерации. ГК РФ содержит упомянутую статью 139, устанавливающую в общем виде режим служебной и коммерческой тайны, кроме того, коммерческая тайна упоминается также в ст. 727 ГК РФ «Конфиденциальность полученной сторонами информации», в которой говорится о том, что если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна (статья 139), сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.

Помимо этого, отдельные нормы, определяющие режим коммерческой тайны содержатся в Налоговом, Таможенном, Трудовом, Гражданском процессуальном кодексах, Федеральных законах «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах», «О кредитных историях», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.

В Статье 3 ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческая тайна определяется как конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

ГК РФ и ФЗ «О коммерческой тайне» определены три признака, при наличии которых информация будет признаваться коммерческой тайной:

-информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

-отсутствует свободный доступ к информации;

-обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Для того, чтобы та или иная информация была признана коммерческой тайной, необходимо наличие всех трех вышеперечисленных признаков.

Информация теряет свой статус коммерческой тайны в случае, если она становится общедоступной, то есть отсутствует второй признак коммерческой тайны. Например, если информация опубликована в печати или была, скажем, представлена в Интернете, то с этого момента она может свободно разглашаться всеми лицами, которые ею владеют, включая тех, кто давал обязательство о ее неразглашении.

К информации, составляющей коммерческой тайной относится: научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

В специальной литературе и законодательстве наряду с термином «коммерческая тайна» используется и ряд близких по смыслу: «секреты производства», «ноу-хау», «секреты промысла», «торговые секреты» и др. Вопрос о соотношении их с коммерческой тайной долгое время был предметом дискуссий. ФЗ «О коммерческой тайне» частично разрешил эти споры, определив, что, во-первых, что секреты производства и ноу-хау являются синонимами, во-вторых, они включаются в содержание коммерческой тайны, то есть, соотносятся с ней как часть и целое. Можно отметить, что такой подход отнюдь не является общепризнанным. Так, например, законодательство Германии отделяет коммерческую тайну от производственной. Первую составляют сведения о торговой деятельности компании: информация о поставщиках, потребителях, конкурентах, об объемах продаж и т.д. Производственную тайну по германскому праву составляют сведения организационно-технического характера, касающиеся технологий, способов производства чего-либо, информации об исследованиях и т.д..

Секреты производства (ноу-хау) можно условно разделить на три большие группы:

1) информация о сущности незапатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца;

2) сведения, имеющие коммерческую ценность, но лишенные способности охраняться патентом;

3) добавочная информация, получаемая при использовании запатентованных технологий, которая, не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.

Поскольку в соответствии с прямым указанием комментируемого закона секреты производства теперь включаются в содержание коммерческой тайны, правовой охране они подлежат лишь в случаях, если удовлетворяют всем трем ее признакам, рассмотренным выше.

Режим коммерческой тайны составляют правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности. Непосредственно меры по охране коммерческой тайны указаны в ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» и подразделяются на:

- организационные (определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации)

- правовые (регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров).

При этом режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных выше. Наряду с этими мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, и другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации меры. Таким образом, технические меры защиты информации хотя и включаются в понятие режима коммерческой тайны, но являются дополнительными по отношению к организационным и правовым.

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну признается лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну – это процедура ознакомления определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

Передача информации, составляющей коммерческую тайну, зафиксированной на материальном носителе, производится ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности. При этом под контрагентом признается сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию.

Обладатель сведений, составляющих коммерческую тайну, в некоторых случаях обязан предоставлять ее органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Под процессом разглашения информации, составляющей коммерческую тайну, понимается действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Пунктом 1 ст. 4 ФЗ «О коммерческой тайне» устанавливается, что правом на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона. Т.е. отнесение информации к коммерческой тайне - не обязанность, а право ее обладателя.

Существуют два подхода к определению перечня сведений, относимых к коммерческой тайне. Первый основывается на закреплении исчерпывающего перечня такой информации в законодательном акте, регулирующем вопросы коммерческой тайны. Второй, «от противного» основывается на установлении в законодательстве перечня информации, которую запрещено относить к коммерческой тайне. В мировой практике чаще используется второй путь. По нему же пошли и разработчики российского закона.

Все сведения, в отношении которых не установлен законодательный запрет на отнесение к коммерческой тайне, может быть включена в состав закрытой информации в организации. Право определения конкретного перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю.

Как свидетельствует практика, чаще всего к коммерческой тайне относят следующие сведения:

В сфере финансов:

-данные бухгалтерского, налогового и управленческого учета;

-сведения о состоянии банковских счетов и проводимых финансовых операциях;

-сведения о долговых обязательствах предприятия, в том числе о размерах и условиях полученных кредитов и займов;

-сведения об участии предприятия в уставных капиталах других организаций.

В рыночных взаимоотношениях:

-результаты изучения рынка, оценка состояния и перспектив развития рыночной конъюнктуры;

-сведения о рыночной стратегии фирмы и об оригинальных методах продвижения товаров;

-проекты прайс-листов и условия предоставления скидок;

-сведения о предполагаемых закупках, о полученных заказах и об объемах взаимных поставок по долгосрочным договорам;

-данные обо всех контрагентах, деловых партнерах и конкурентах предприятия, которые не содержатся в открытых источниках;

-сведения о подготовке к торгам, аукционам и об их результатах.

В сфере управления предприятием и обеспечения безопасности:

-сведения о проведении, повестках дня и результатах служебных совещаний;

-сведения о подготовке и результатах переговоров с деловыми партнерами предприятия;

-сведения об организации защиты коммерческой тайны, об охранной системе предприятия, о коммерческой тайне, переданной партнерам (полученной от партнеров) на доверительной основе или по договорам;

В сфере производства:

-сведения о структуре производства, производственных мощностях, типах и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции;

-сведения о новых материалах и технологии их применения, о комплектующих изделиях, которые придают продукции новые качества;

-сведения о модернизации известных технологий, которая позволяет повысить конкурентоспособность продукции.

В научно-технической деятельности:

-конструкционные характеристики создаваемых изделий и параметры разрабатываемых технологических процессов (габариты, компоненты, режимы обработки и т.п.);

-особенности конструкторско-технологических решений и дизайнерского оформления, которые могут изменить рентабельность изделий;

-используемые методы защиты от подделки товарных знаков.

Некоторые виды информации относятся к коммерческой тайне в силу прямого указания закона. Так, например, в соответствии с ч. 4 ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо. Речь идет, разумеется, не о любой информации, относимой к коммерческой тайне. Так, не могут быть получены таким путем сведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета организации без согласия органов управления данной организации (кроме случаев предоставления указанной информации органам государственной власти и местного самоуправления). В то же время, например, секреты производства, различные иные технологические решения, данные о состоянии определенного рынка и пр. вполне могут быть самостоятельно разработаны другим лицом. В таком случае все эти сведения признаются полученными без нарушения закона. Включение в ФЗ «О коммерческой тайне» нормы о законности «параллельных» разработок является прогрессивным шагом и соответствует мировой практике в сфере охраны коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

В некоторых случаях, информация, составляющая коммерческую тайну, передается заинтересованному лицу не ее обладателем, а третьим лицом (например, работником организации в силу своих служебных полномочий имеющим доступ к коммерческой тайне). В такой ситуации лицо, получившее информацию, относимую к коммерческой тайне, будет нести ответственность, предусмотренную ст. 14 ФЗ «О коммерческой тайне», только в том случае, если будет доказано, что оно знало или имело достаточные основания полагать, что имеет место разглашение коммерческой тайны.

Статья 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

-содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

-содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

-о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

-о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

-о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

-о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

-о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

-об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

-о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

-о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

-обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Допуск правоохранительных и контролирующих органов к информации, составляющей коммерческую тайну, считается явлением, признаваемым традиционно как западноевропейской, так и российской правовой доктриной. Речь идет, прежде всего, об информации, необходимой для правильного исчисления уплачиваемых организацией налогов и сборов, а также иных обязательных платежей.

Право затребовать информацию, относящуюся к коммерческой тайне, принадлежит государственным органам (например, Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе, Федеральной антимонопольной службе и т.п.) и органам местного самоуправления (местной администрации), но не государственным или муниципальным учреждениям. Указанное право реализуется путем направления обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, мотивированного требования, в котором должны в обязательном порядке содержаться цели и правовое основание ее затребования, а также и срок предоставления этой информации.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Спор о предоставлении информации, относящейся к коммерческой тайне, относится к специальной подведомственности и подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии со ст. 33 АПК РФ.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. На документах, предоставляемых этим органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Гриф «Коммерческая тайна» может быть нанесен как на традиционный, (бумажный), так и на электронный документ, однако с точки зрения защиты прав на коммерческую тайну предпочтительнее предоставление такой информации в виде бумажного документа. Наличие грифа «Коммерческая тайна» является достаточным основанием считать, что должностное лицо, получившее информацию, знало о ее особом правовом режиме и достаточным основанием для привлечения государственных и муниципальных органов и должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 14 комментируемого закона в случае разглашения коммерческой тайны.

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

-определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

-ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

-учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

-регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

-нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне».

Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, также принимает меры по охране конфиденциальности информации.

Наряду с мерами, указанными в части 1 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне», обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

-исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

-обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений работодатель обязан:

-ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты;

-ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

-создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

В свою очередь в целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:

-выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

-не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;

-не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось;

-возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

-передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если разглашение такой информации последовало в течение срока, установленного в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 11 ФЗ «О коммерческой тайне».

Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение норм ФЗ «О коммерческой тайне» влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 192 Трудового кодекса. Дисциплинарные взыскания.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Статья 139 ГК РФ. Служебная и коммерческая тайна.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Статья 13.14 КоАП. Разглашение информации с ограниченным доступом.

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 183 УПК. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ГК РФ работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, обязаны возместить причиненные убытки

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Лекция 9. Служебные и профессиональные тайны

 

В ст. 139 ГК РФ коммерческая и служебная тайна фактически приравнивались друг к другу и они определялись через такие общие признаки, как неизвестность третьим лицам, отсутствие свободного доступа, принятие мер по ее охране. Но в ст. 139 ГК РФ был заложен еще один признак, который характеризовал коммерческую или служебную тайну, а именно, сведения, содержащиеся в них должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Полагаем, что законодатель необоснованно смешал оба определения, фактически посчитав их синонимами. Данная статья практически не разделяет понятия служебной и коммерческой тайны, и предусматривает одинаковое регулирование для обоих видов тайны, что связано с невозможностью четкого разделения регулируемых отношений.

В лекции, посвященной коммерческой тайне, отмечалось, что коммерческая тайна – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Т.е. главным признаком признания сведений коммерческой тайной, является получение коммерческой выгоды, т.е. во главу угла ставится именно ее экономическая составляющая.

В законодательных или подзаконных актах мы не найдем четкого и однозначного определения понятия «служебная тайна». Но к этому определению мы можем подойти через другие определения, а именно через понятие конфиденциальности информации.

В ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" конфиденциальность информации определяется как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

В 1997 г. Указом Президента РФ утвержден«Перечень сведений конфиденциального характера» (Указом Президента РФ от 23 сентября 2005 г. N 1111 в него внесены изменения). Согласно данного перечня к сведениям конфиденциального характера отнесены:

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

В достаточном большинстве случаев разграничить эти группы достаточно сложно. Иногда это разделение прослеживается достаточно легко, а в некоторых случаях эти три группы конфиденциальных сведений тесно переплетаются между собой.

И так, первая группа конфиденциальных сведений, которая определена как сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

В нескольких статьях уголовно-процессуального кодекса заложены ограничения на запрещение участникам процесса разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. К участникам процесса отнесятся потерпевший (ст. 42 УПК РФ), гражданский истец, защитник, эксперт, специалист, понятые.

Статья 161 УПК РФ. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

1. Данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

2. Прокурор, следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается.

Но ст.161 УПК РФ касается разглашения данных предварительного расследования участниками процесса неустановленному кругу лиц. Но при этом в УПК заложена статья, ограничивающая распространение сведений участниками уголовного процесса об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по конкретному уголовному делу.

Так статья 56 УПК РФ устанавливает, что не подлежат допросу в качестве свидетелей:

1) судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

3) адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Статья 96 УПК РФ. Уведомление о задержании подозреваемого

4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Статья 182 УПК РФ. Основания и порядок производства обыска

7. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

Статья 241 УПК РФ. Гласность

1. Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

2.1. В определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.

3. Уголовное дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства. Определение или постановление суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части.

4. Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

5. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании.

6. Лицо в возрасте до шестнадцати лет, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

7. Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

Статья 298 УПК РФ. Тайна совещания судей

1. Приговор постановляется судом в совещательной комнате. Во время постановления приговора в этой комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному уголовному делу.

2. Судьи не вправе разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора.

Статья 333 УПК РФ. Права присяжных заседателей

2. Присяжные заседатели не вправе:

4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

Статья 341 УПК РФ. Тайна совещания присяжных заседателей

1. После напутственного слова председательствующего коллегия присяжных заседателей удаляется в совещательную комнату для вынесения вердикта.

2. Присутствие в совещательной комнате иных лиц, за исключением коллегии присяжных заседателей, не допускается.

3. С наступлением ночного времени, а с разрешения председательствующего также по окончании рабочего времени присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха.

4. Присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

Несколько месяцев назад в средствах массовой информации прошло сообщение, что был отменен оправдательный приговор в отношении подозреваемых по делу об убийстве главного редактора русского издания журнала «Forbes» Пола Хлебникова. Основанием для отмены приговора послужил факт общения присяжных во время обсуждения вердикта по делу чрез открытое окно суда с журналистами, находящимися на улице вне стен Московского областного суда.

Особое место занимает ст. 311 УК РФ « Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса», в которой предусматривается уголовная ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких,

Нормы, касающиеся тайны судебного разбирательства, кроме уголовно-процессуального кодекса заложены и в гражданском и арбитражном процессуальных кодексах.

Статья 10 ГК РФ. Гласность судебного разбирательства

1. Разбирательство дел во всех судах открытое.

2. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

3. Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, указанные в части второй настоящей статьи, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение.

4. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

5. При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

6. Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.

7. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.

8. Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.

Статья 85 УПК РФ. Обязанности и права эксперта

2. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы; вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего.

Статья 194 ГК РФ. Принятие решения суда

2. Решение суда принимается в совещательной комнате, где могут находиться только судья, рассматривающий дело, или судьи, входящие в состав суда по делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается.

3. Совещание судей происходит в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Кодекса. Судьи не могут разглашать суждения, высказывавшиеся во время совещания.

Статья 11 АПК РФ. Гласность судебного разбирательства

1. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое.

2. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

3. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

4. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. Определение выносится в отношении всего судебного разбирательства или его части.

5. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, присутствуют также эксперты, свидетели и переводчики.

6. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражных судах.

7. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускается с разрешения судьи - председательствующего в судебном заседании.

8. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

Статья 167 АПК РФ. Принятие решения

3. Решение принимается судьями, участвующими в судебном заседании, в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей.

4. В помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Запрещается доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с лицами, входящими в состав суда.

5. Судьи арбитражного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Статья 184 АПК РФ. Вынесение арбитражным судом определений

4. Определение в виде отдельного судебного акта арбитражный суд выносит в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей, по правилам, установленным для принятия решения.

Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. постановлением Президиума ТПП РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9).

Статья 9. Сохранение тайны

Судьи и докладчики (ст. 41 Регламента) обязаны хранить в тайне информацию о спорах, разрешаемых Третейским судом.

К сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами относятся медицинская, нотариальная, адвокатская тайна, банковская тайна, тайна усыновления, семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, журналистская тайна и ряд других тайн.

Все эти тайны необходимы для обеспечения конфиденциальности частной жизни граждан, а также для сохранения в тайне служебной информации.

 

Сведения, составляющие медицинскую тайну, определены в ст. 61 «Врачебная тайна» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»: Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему возрасте, установленном частью второй статьи 24 настоящих Основ, для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Сохранению врачебной тайны при оказании психиатрической помощи посвящена ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи.

Без согласия пациента предоставление информации третьим лицам возможно только в основном в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю.

К теме врачебной тайны относится и ст. 14 «Ответственность за разглашение сведений о доноре и реципиенте» Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»: Врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Статья 8. Адвокатская тайна

1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 27 3. Помощник адвоката обязан хранить адвокатскую тайну.

Ст. 28 3. Стажер адвоката обязан хранить адвокатскую тайну.

В соответствии со ст. 5 Основ законодательства о нотариате сведения, которые стали известны нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, составляют нотариальную тайну и не подлежат разглашению.

Статья 1123 ГК РФ. Тайна завещания

Нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

В случае нарушения тайны завещания завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда, а также воспользоваться другими способами защиты гражданских прав, предусмотренными настоящим Кодексом.

 

Семейный кодекс Российской Федерации.

Статья 139. Тайна усыновления ребенка

1. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Статья 8. Информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к конфиденциальной информации.

Банковская тайна предусмотрена в ст. 857 ГК РФ, в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Объект банковской тайны по Закону «О банках и банковской деятельности» составляют сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК РФ к объектам банковской тайны относится также сведения о клиенте.

Статья 857 ГК РФ. Банковская тайна

Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Федеральный закон «О кредитных историях»

Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

2. Целями настоящего Федерального закона являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие доступ к сведениям, сос

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статья 44 | Уголовно-исполнительный кодекс РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.328 сек.