Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии в изучении общества

1. Первая стратегия (объяснять) исходит из необходимости объяснения социальной реальности.

2. Вторая стратегия (понимать) исходит из того, что изучаться должно не внешнее наблюдаемое поведение людей, а значение социального действия.

3. Третья стратегия (изменять) в изучении общества своей главной задачей полагает выработку рекомендаций о изменении общества.

 

Лекция 5. Личность

Человек - это любой представитель человечества, Homo sapiens, биологический вид.

Индивид - это отдельный, конкретный представитель человеческого общества, его «первокирпичик» (от лат. Individ – неделимый, конечный).

Личность – это социальная модификация человека, это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Индивидуальность - это характеристика личности, обозначающая ее уникальность, это то, что отличает конкретную личность от более обобщенных понятий «человек» и «индивид».

В социологии наиболее известны следующие теории личности:

1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание. которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) Id (Ид, «Оно») - это инстинктивные желания, данные от рождения (природные инстинкты), бессознательное; 2) Ego (Эго, «Я») – сознательный контроль или сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) Super Ego («Сверх-Я») - отражение общества и культуры в индивиде, это коллективное сознание, т.е. культура. законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой.

3. Ролевая теория личности (Дж. Мид, Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов. Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Итак, личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

4. Поведенческая концепция, в которой личность рассматривается как система реакций на различные стимулы. (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опи). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе ориентируется только на свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим. Если же он не получает признания со стороны общества, группы, то будет вести себя, скорее всего, аг­рессивно, дезорганизующе. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса стимуляции действий. В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение властей и т. п., но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество.

Человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации. Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются:

1. На микроуровне: семья, неформальная социальная группа (друзья), ближайшее окружение человека.

2. На среднем уровне: школа (институт образования), средства массовой информации, этническая, религиозная и территориальная общность.

3. На макроуровне (уровень общества в целом): политика, экономика, культура и другие социальные институты.

Типы личности:

· Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания.

· Идеалисты. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость, пренебрежение авторитетами.

· Фрустрированный тип. Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие.

· Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

· Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы общества | Девиантное поведение и социальный контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.