Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элокуция

Элокуция – раздел риторики, отвечающий за паралогическую речевую тактику; учение о принципах и приемах фигурального выражения.

Элокуция исследует тактики речевого поведения, ведущего к успеху. Все многообразие речевых тактик сводится к двум: прямой и косвенной.

Прямая тактика заключается в высказывании говорящим просто и непосредственно того, что он имеет в виду /«Закройте, пожалуйста, окно»/.

Косвенная тактика – это тактика намеков, подразумеваний /«Вам не дует?» – обращение к соседу; «Сегодня прохладно» – обращение в пространство/.

Прямая тактика основана на логике, а косвенная – на паралогике. Прямую тактику в риторике относят к вертикальному типу общения «сверху вниз» или «снизу вверх», а косвенную – к горизонтальному типу общения «на равных».

Как отмечает Е.В. Клюев, косвенная тактика представляет собой загадку, интригу, она обеспечивает аудитории свободу мысли, свободу фантазии: «То, что сформулировано прямо, можно принять или отвергнуть. То, что сформулировано косвенно нуждается в осмыслении». Косвенная тактика более деликатна, демократична и выразительна, чем прямая. Косвенная тактика оставляет пространство для свободы мысли слушателя, она позволяет взращивать свободные и творческие характеры. Екатерина II говорила: «Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество вам перечить, кто предпочитает ваше доброе имя вашим милостям».

И все-таки выбор тактики должен определяться ситуацией. В определенных ситуациях (например, в области права, в экстренных ситуациях) предпочтительней прямая тактика.

Высшим критерием эффективности речевой тактики является творческая активность слушателя. При прямой тактике даже если возникнет активность слушателя, то она окажется нетворческой.

Прямая тактика изложена в предыдущей главе. Элокуция предлагает такие приемы косвенной тактики как тропы и фигуры. При этом различия между последними часто имеют несущественный характер.

Тропы

Троп – это основанное на аналогии и паралогике использование понятия.

Перечислим наиболее употребляемые тропы.

Метафора (греч. metaphora – перенос) – образное выражение; /«толочь воду в ступе», «… семимильными шагами увеличивался государственный аппарат»/.

Эпитет (греч. epitethon – приложение) – троп, выражаемый в форме метафоричного прилагательного /«крутой парень», «ясная голова»/.

Метонимия (греч. metonomazein – называть по другому) – троп, возникающий при использовании не совсем подходящего слова вместо близкого по значению. /«Читал Толстого», «Вопрос к аудитории», «В Улан-Удэ состоялись переговоры между Москвой и Пхеньяном»/.

Синекдоха (греч. synecdoche – соотнесение) – вид метонимии, представление целого по части или наоборот, части – по целому. /«зарабатывать на хлеб»; «задержан полицией»/.

Оксюморон (от греч. oxys – острый (остроумный) и moros – глупый, нелепый) – троп, возникающий когда в одном понятии объединяются противоположные или противоречащие понятия /«Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно-обнаженной» (Ахматова)»/.

Плеоназм (греч. pleonazein – иметься в избытке) – троп, применяемый для актуализации какого-либо признака в понятии, в содержании которого этот признак уже имеется / «полный порядок, в самый последний раз»/.

Фигуры

Фигура – это отклонение от обычного способа выражения в целях создания эстетического эффекта.

Перечислим наиболее употребляемые фигуры.

Амфиболия (греч. amphibolia – двусмысленность) – игра на неоднозначности выражений. Амфиболия недопустима с точки зрения логики, но допустима с точки зрения паралогики. /«Казнить нельзя помиловать», «Моника Левински в интересном положении» - такое неоднозначное заглавие статьи может вдохновить читателя на прочтение статьи/.

Анафора – прием, когда несколько предложений начинают одним и тем же словом или группой слов /«Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»/.

Антанакласис (греч. antanaklasis – отражение) – повтор фрагмента речи, с измененным значением.

Антитеза (греч. antithesis – противопоставление, противоположение) – прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. «Мужественный пеняет на себя, малодушный – на обстоятельства»; «На голове густо, да в голове – пусто»; «Личиком гладок, да делами гадок»/. Классический пример антитезы в стихотворении А. Пушкина «Ты и я»:

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я как смерть и тощ, и бледен.

Не имея в век забот,

Ты живешь в огромном доме;

Я ж средь горя и хлопот

Провожу дни на соломе…

Вопросно-ответный ход – прием диалогизации монолога, когда оратор предугадывая вопросы, сам их ставит и, как правило, сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход делает слушателей собеседниками, вовлекает в поиск истины.

Гипербола (греч. hyperbole – избыток, преувеличение) – преувеличение, наименование меньшего через большим /«Я вам тысячу раз это уже повторял»/.

Градация-климакс, или просто климакс (греч. klimaks - лестница), представляет собой последовательное расширение значений следующих друг за другом понятий - либо самих по себе, либо в составе соответствующих синтаксических структур.

/«В заботе сладостно туманной

Не час, не день, не год уйдет…» (Е. Баратынский) /

Инверсия – фигура формального или семантического смещения хронологической или конструктивной последовательности действий, событий.

/«Роняет лес багряный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле …» (А. Пушкин) /

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, является хорошим средством привлечения внимания. /«Кому из нас не дорого здоровье близких людей»/.

/«Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?…» (М. Лермонтов) /

Сравнение – «Мы должны почитать государство как некое земнобожественное существо» (Гегель). «Государю следует быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков» (Макиавелли).

Фигура умолчания, апосиопеза (греч. aposiopan – умолкший) – фигура, применяемая при этической невозможности и нежелании «назвать вещи своими именами». Умолчание может быть явным /«Они встречаются, а что уж между ними – это тайна»/ и неявным /«»/.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Композиция | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.