Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция




 

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - это тип рынка несовершенной

конкуренции. В отличие от олигополии, этот вид рынка характ еризуется множественностью конкурентов.

Но все же их несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шка ле степени власти

над ценой монополистическая конкуренция расположе на между совершенной конкуренцией и олигополией.

Очевидно, что наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможности ис пользования эффекта

масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это

ослабляет барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя

монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, эта вла сть существует. На чем же она основана?

Что позволяет называть этот вид конкуренции монополистической?

В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим количе ством конкурентов, основан на

дифференциации продукта. Напомним, что дифференцированные продукты — это неоднородные продукты,

т. е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цве ту, форме, упаковке), по

консистенции, качеству и т. д. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической

конкуренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т. д. Принцип

технологии их производства один и тот же. Но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие

отличительные особенности продукта. К тому же один и тот же товар может диффере нцироваться по

качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается. Таким образом,

посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по

цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это было бы при

65


 

 

совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает

продукцию только данного производителя.

Благодаря наличию некоторой власти над ценой (либо невысокой элас тичности спроса по цене)

кривая спроса (или линия цены) монополисти ческого конкурента имеет отрицательный наклон, как и у

монополии. Соответственно отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода (MR). Если кривая

спроса пересекается с осью абсцисс в точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке

1/2 Q. Средние и предельные издержки (АС и МС) монополистического конкурента изменяются в

зависимости от объема выпуска по тем же правилам, что и в условиях обы чной монополии (см. рисунок

ниже). Из рисунка видно, что графическое изображение монопо листического конкурента анало гично

положению фирмы -монополиста. Ведь, внедряясь на рынок с новой разновидностью продукта,

производитель занимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциа ции (т. е. отличий,

самобытности) своего продукта он монополист, но в рамках всей отрасли - конкурент.

 

Именно высокая конкурентность рынка данной модели и довольно узкие возможности

монополистического поведения ограничивают получение фирмой сверхприбыли краткосрочным периодом.

Поэтому для монополистического конкурента с дифференциацией продукта более характерным является

отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде (рисунок ниже).

 

Из рисунка видно, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает только нормальную

прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки. Почему же получение

сверхприбыли не характерно для монополистического конкурента?

Дело в том, что власть над ценой монополистических конкурентов весьма ограничена. Прежде всего,

тем, что они производят, в сущности, один и тот же товар: нали чие дифференциации, т. е. отличительных

особенностей, не меняет основного содержания продукта. На пример, прохладительные напитки так и

останутся прохладительными напитками, независимо от вкуса и цвета, или от того, кто за прилавком:

интеллигентная красавица или самодовольный «дутыш».

С другой стороны, данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в

краткосрочном периоде могло бы помочь расширить рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль.

Однако не следует забывать, что эластичность спроса по цене у монополистического конкурента невысока,

и получить сверхприбыль от расширения объема продаж затруднительно.

Кроме того, возможности получения сверхприбыли могут быть связаны с сокращением предельных

издержек, а это, в свою очередь, зависит от усо вершенствования или внедрения новых технологий.

Финансирование научных разработок и их внедрение - дорогой, долгий и рискованный путь. Поэтому

фирмы в конкурентной борьбе перемещаются из области ценово го соперничества в область неценовой

конкуренции. Реклама и послепро дажное обслуживание, маркетинговые исследования и т. п. - все это инст -

рументы неценовой конкуренции, увеличивающие расходы по сбыту, но сокращающие путь к

потребителю. При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и

66

 
 


 

 

расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой.

Под влиянием рекламы покупатель может не снижать свой спрос при повышении цены, а иногда и

расширить его

Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим конкурентом сверхприбыли, -

невысокие барьеры вступления в отрасль. Укрепляясь на рынке, фирма с новой маркой продукта создает

свой сегмент за счет сокращения долей других участников рынка, что неизбежно отразится на их прибыли.

К тому же новую марку (новую особенность) продукта со здать куда проще, чем принципиально иной

продукт. Поэтому появление новых фирм на рынке в условиях монополистической конкуренции - явление

более частое, чем в условиях олигополии. Его частота сокращает продол жительность получения

сверхприбыли монополистическими конкурентами.

На графике выше показан результат разнонаправленного движения в долгосрочном периоде кривых

спроса и средних издержек. Кривая спро са D на продукцию фирмы сдвигается влево вследствие внедрения в

отрасль привлеченных сверхприбылью новых производителей, а кривая сред них издержек перемещается

вверх в связи с дополнительными затратами фирмы на ведение неценовой конкуренции. Сверхприбыль

исчезает, монополистический конкурент получает лишь нормальную прибыль в условиях неполной загрузки

его производственных мощностей - в точке долгосрочного равновесия Е1 средние издержки не достигли

своего минимума АСmin. Цена на его продукцию (Р1) установилась на более высоком уровне, чем тот,

который наблюдался бы при совершенной конкуренции. Но это - плата за разнообразие, за возможность

выбора богато дифференцированного спектра товаров и услуг, за более полное удовлетворение

потребностей людей.

Итак, в отличие от монополии и олигополии, монополистическая кон куренция характеризуется

относительно невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью произв одителей. Эти

условия определяют высокую степень соперн ичества между монополистическими конкурента ми, ослабляя

их власть над ценой. Поэтому ценообразование в данной мо дели рынка больше конкурентное, чем

монополистическое. Цены в усло виях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыноч -

ную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях оли гополии и монополии. Из этого

следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в

ренте потребителя и меньшему «мертвому убытку» (чистым потерям) общества, чем другие типы рынка

несовершенной конкуренции

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.