Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Этапы развития экономической теории

Элементы экономических знаний и экономической науки накапливались с глубокой древности. Процесс формирования и развития экономики как науки подразделяется на 4 этапа.

На первом этапе, к которому относятся учения Древнего мира и Средневековья вплоть до возникновения классической школы (середина XVI в.), ученые систематизировали экономические взгляды и воззрения, определяли границы экономической науки.

На втором этапе исследователи занимались разработкой терминологии и формирования системы экономических категорий (XVI — середина XIX в.). Этот этап включает разработки меркантилистов (Т. Мэна, А.Монкретьен), физиократов (Ф. Кенэ, А.Тюрго), представителей классической школы (У. Петти, П. Буагильбера, А. Смита. Д. Рикардо, Ж. Сэя, С. Сисмонди), К. Маркса. В течение данного периода экономическая наука выделяется в самостоятельную дисциплину, ученые формируют систему экономических категорий, раскрывают их сущность и содержание, определяют функции экономической науки, совершенствуют ее предмет, обогащают методологию исследования, формируют теоретические основы внешней и внутренней политики.

На третьем этапе начинаются исследования проблем развития и функционирования всей экономической системы, механизма ее регулирования. К этому периоду (середина XIX - начало XX в.) относятся разработки неоклассического направления (австрийская, кембриджская, математическая школы), американской, социальной, социально-исторической, правовой школ, институционализма. На этом этапе определяется функциональная роль экономики. Теоретический анализ социально-экономических явлений обогащается включением в исследования психологических, социальных, правовых, технологических и экологических аспектов. Видоизменяется методология, расширяется предмет исследования экономической теории, выделяется микроэкономика, активно формируются функциональные и отраслевые дисциплины, в экономической политике отстаиваются идеи экономического либерализма, внедряются идеи социального контроля общества над экономикой.

На четвертом этапе решаются проблемы управляемости экономической системы: ее функционирования, регулирования, формирования инфраструктуры и институциональной среды. В течение данного периода (начало XX в. и современность) ученые разрабатывают различные модели экономических систем, ищут варианты оптимального сочетания рыночных и государственных методов регулирования экономики, исследуют механизм действия различных инструментов экономической политики, исследуют проблемы функционирования мировой экономики, проблемы трансформации экономических систем, сущность интеграции и ее воздействие на национальные экономики. Современная экономическая наука развивается в трех основных направлениях посткейнсиантство, неоконсерватизм и социально-институциональное направление.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Метод экономической теории | Вопрос 1. Понятие экономической системы, ее свойства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.