Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень цен




Такое положение в экономике, когда изменяются и реальный объем национального произво дства, и

Проведенный анализ формы кривой совокупного предложения показал, что реальный объем

национального производства увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя

кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального


 

 

производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, что необходимо

отличать от смещений самой кривой совокупного предложения. Иными словами, кривая совокупного

предложения AS устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального

производства при прочих равных условиях.

Под воздействием неценовых факторов смещается сама кривая совокупного предложения АS.

Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д.

Например, резкое повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению

объема предложения при каждом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется

сдвигом кривой АS влево. Высокий урожай, вызванный благоприятными погодными условиями, увеличит

объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой АS вправо (рис. ниже).

Смещение кривой от АS к АS1 указывает на увеличение совокупного предложения, при этом на

промежуточном и классическом отрезках кривая сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые

фирмы будут производить бoльший, чем прежде, реальный объем национального продукта, при данном

уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой АS увеличение совокупного предложения означает снижение

уровня цен при различных уровнях объема национального производства.

 

 

Рис. Смещение кривой AS под воздействием неценовых факторов

Неценовые факторы имеют одну общую черту: когда один или несколько факторов изменяются, то

происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это означает, что

уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И

наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.

Таким образом, когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием неценовых

факторов, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они

производят при данном уровне цен.

 

Модель AD-AS

 

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный

уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.

На рис. 12, кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на

промежуточном отрезке. Равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства

обозначены Ре и Qe, соответственно. Предположим, что уровень цен выражен величиной Р1, а не Ре. Кривая

совокупного предложения АS показывает, что при уровне цен Р1 фирмы не превысят реальный объем

национального продукта, равный Q1. Кривая совокупного спроса АD показывает, что потребители внутри

страны, фирмы и правительство, а также иностранные покупатели при цене Р1 будут готовы приобрести

объем реального продукта, равный Q2. Конкуренция среди покупателей имеющегося в стране реального

объема национального продукта взвинтит уровень цен до Ре. Как показывают стрелки на рис., повышение

уровня цен с Р1 до Ре заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до Qe, а потребителей

уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe. Когда реальные объемы произведенного и купленного

продукта будут равны, в экономике наступит равновесие.

 

106

 
 


 

 

Рис.. Равновесие на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения

 

 

Рис. Равновесие на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения

 

На рис. кривая совокупного спроса АD пересекает кривую совокупного предложения на

кейнсианском (горизонтальном) отрезке. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в

образовании равновесного реального объема национального продукта. Если бы промышленный сектор

произвел бoльший объем национального продукта Q2, его нельзя было бы продать. Совокупного спроса не

хватило бы, чтобы скупить на рынке весь произведенный национальный продукт. Столкнувшись с

нежелательными запасами товаров, фирмы сократили бы их производство до равновесного уровня (что

показано стрелкой, направленной влево). И наоборот, если бы фирмы произвели объем национального

продукта в размере Q1, их запасы быстро бы уменьшились, потому что объем продаж, вызванный

совокупным спросом AD, был бы больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы

производство и тогда объем национального продукта увеличился бы до (что показано стрелкой,

направленной вправо).

Изменения в равновесии. Предположим, что кривая совокупного спроса AD смещается под

воздействием неценовых факторов. Как это повлияет на реальный объем национального производства и

уровень цен?

Допустим, что домохозяйства и фирмы решили увеличить свои расходы, т.е. купить бoльший объем

продукции при данном уровне цен. Возможно, что потребители стали более оптимистично смотреть на

экономическую конъюнктуру и в результате приняли решение тратить большую (сберегать меньшую) часть

своих текущих доходов. Также и фирмы могут ожидать, что будущая деловая конъюнктура даст

возможность увеличить прибыли от нынешних инвестиций в новое оборудование, поэтому они увеличат

свои затраты на инвестиции. Под влиянием этих факторов кривая совокупного спроса смещается вправо.

Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного

предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – находится экономика.

На кейнсианском отрезке (рис. ниже), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим

количеством неиспользуемых производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до

AD2) приведет к существенному увеличению реального объема национального производства (от Q1 до Q2) и

занятости без повышения уровня цен (Р1).

 

Рис. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке AS

На классическом отрезке рабочая сила и капитал используются полностью, и расширение

совокупного спроса (от AD5 до AD6) окажет воздействие только на уровень цен, повышая его от Р5 до Р6.

Реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости Qf.

 

107

 
 


 

 

Рис. Увеличение совокупного спроса на классическом отрезке AS

На промежуточном отрезке расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к

увеличению реального объема национального производства (от Q3 до Q4) и повышению уровня цен (от Р3 до

Р4).

 

 

Рис. Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке AS

Таким образом, увеличение совокупного спроса приводит:

а) на кейнсианском (горизонтальном) отрезке – к увеличению реального объема национального

производства конечных товаров и услуг, но не затрагивает уровня цен;

б) на классическом (вертикальном) отрезке – к повышению уровня цен, при этом реальный объем

национального производства не может выйти за пределы своего уровня “при полной занятости” (Qf);

в) на промежуточном отрезке – к увеличению как реального объема национального производства,

так и уровня цен.

Макроэкономическое равновесие достигается в случае, когда совокупный спрос равен совокупному

предложению. При этом механизм формирования равновесного объема национального производства будет

зависеть от того, на каком из своих отрезков кривая AS пересечется с кривой AD.

Классическая модель макроэкономического равновесия была разработана для условий совершенной

конкуренции в долгосрочном периоде. Она предполагает, что объем производства является функцией

занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизмом

гибких цен. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя, сущность которого сводится к

следующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами,

произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных

товаров, а, следовательно, достаточен для ее полной реализации. В конечном счете, совокупный спрос будет

равен совокупному предложению.

Исходным моментом теории общеэкономического равновесия является анализ процентной ставки,

заработной платы и цен в стране. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков являются

гибкими величинами (это очень важное допущение!), автоматически обеспечивают равновесие на всех

рынках, поэтому вмешательство государства в экономическую жизнь нецелесообразно.

Кейнсианская революция. Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» в 1936 г.

обосновал основные положения своей теории. В конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ века экономика

капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического

неравновесия, называемым в исторической литературе Великой депрессией. Классическая теория оказалась

не способна дать адекватное объяснение происходящим кризисным процессам, что вполне удалось Дж.

Кейнсу.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия рассматривает функционирование экономики

на сравнительно коротких отрезках времени, в течение которых ставки заработной платы и цены обладают

жесткостью, а реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата) более подвижны и

быстро реагируют на рыночные колебания. Мотором экономического роста у Кейнса выступает

 

 

108

 
 


 

 

эффективный спрос, стимулируя который государство способствует достижению сбалансированного

состояния экономики и полной занятости.

Ученый не признает автоматической связи между сбережениями и инвестициями, которую экономисты-

классики усматривали при посредстве процентной ставки. В силу основного психологического закона Дж.

Кейнса сбережения растут, когда увеличивается доход. Инвестиции же являются функцией процентной

ставки. Данная модель предполагает, что сбережения приспосабливаются к инвестициям через модификации

национального дохода: прирост инвестиций приводит к росту дохода, который дает импульс сбережениям в

объеме, соответствующем этому росту.

Функция потребления: C = Ca + MPC ´ Y, где

Ca - автономное (не зависящее от уровня дохода) потребление;

MPC – предельная склонность к потреблению.

Средняя склонность к потреблению (APC) – это отношение расходов на потребление к величине дохода:


APC =


C

Y


 

.


Предельная склонность к потреблению – это соотношение между дополнительным потреблением и

D C

дополнительным доходом:.

Функция сбережения: S = - Ca + (1 - MPC)´ (Y) = - Ca + MPS ´ (Y), где

MPS (marginal propensity to save) – предельная склонность к сбережению;

Т – налоги.


 

Средняя склонность к сбережению (APS) – это отношение сбережений к величине дохода:


APS =


S

Y


 

.


Предельная склонность к сбережению – это соотношение между дополнительными сбережениями и

D S

дополнительным доходом:.

Инвестиции – это поток ресурсов, пополняющих запас капитала.

Автономные инвестиции – это инвестиции, не зависящие от уровня дохода и составляющие при любом его

уровне некую постоянную величину.

Индуцированные инвестиции – это производные инвестиции, зависящие от динамики национального

дохода.

Мультипликатор (множитель) – это коэффициент, показывающий отношение изменения дохода к

изменению любого из компонентов автономных расходов. Величина этого коэффициента зависит от


предельной склонности к потреблению

= =.

1 - MPC MPS D A


МРС


и предельной склонности к сбережению


MPS:


A - автономные расходы.

Графически эффект мультипликатора выглядит так, как показано на рисунке:

 

 

Рис. Эффект мультипликатора расходов

 

Теоретически понятие мультипликатора расходов помогает глубже уяснить проблемы равновесия,

связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями. Следует сказать, что мультипликатор

действует как в режиме расширения, так и сжатия национального дохода, в зависимости от расширения или

сжатия инвестиций. Отсутствие равновесия между I и S может привести к двум отрицательным для

функционирования экономики эффектам:

1) инфляционному разрыву и 2) дефляционному разрыву.

109

 
MPC =
D Y
MPS =
D Y
m =
1 1 D Y


 

 

Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I > S, то есть инвестиции превышают сбережения,

соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстает от

инвестиционных потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций нет, размеры

совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть дохода направляет на потребление.

Спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в

сторону их инфляционного повышения.

Дефляционный разрыв наступает тогда, когда S > I, т.е. сбережения, соответствующие уровни

полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары

и услуги низкие, так как население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается

спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект

мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за

собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны.

 

Парадокс бережливости означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода. Этот

парадокс показывает, что увеличение сбережений при недостаточных масштабах совокупного спроса не

является добродетелью, даже если мы привыкли считать экономию хорошим делом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.