Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Закон спроса, факторы спроса, виды спроса

Конкуренция – экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями за удовлетворение своих интересов, выгодные условия производства и сбыта товаров, получение более высокой прибыли. Конкуренция является объективной закономерностью товарного производства и присуща всем ступеням развития цивилизованного рынка, выступает как внешняя производительная сила, побуждающая предприятия и граждан повышать производительность труда, снижать издержки производства, увеличивать размеры накоплений, ускорять темпы НТП, организационных и структурных изменений в экономике.

Вопрос 1. Элементы рыночного механизма. Конкуренция, ее виды

Тема 5. Элементы рыночного механизма: спрос, предложение, эластичность спроса и предложения

Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Спроса — это количество товара, которое покупатели в данный период времени по заданной цене могут приобрести на рынке.

Предложение — это количество товаров, которое продавцы в определенный период времени поставляют на рынок при данном уровне цен.

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара. Равновесная цена – такая цена, при которой на рынке объем спроса равен объему предложения.

Движущими силами рыночного механизма являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить посредством товарно-денежного обмена. Реализация интересов продавцов и покупателей осуществляется путем их противоборства между собой в процессе конкурентной борьбы.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями одной и той же отрасли за спрос покупателей. Она заставляет производителей снижать расходы на производство, повышать качество и расширять ассортимент выпускаемой продукции, улучшать послепродажное обслуживание. Межотраслевая конкуренция — конкуренция между производителями, занятыми в разных отраслях. Она представляет собой соперничество за более прибыльные сферы хозяйственной деятельности.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товара по более низким ценам, так конкуренты привлекают к себе покупателей и борются за объемы продаж и прибыли.

Неценовая конкуренция предполагает борьбу за покупателей путем повышения качества товара, совершенствования его характеристик, включения послепродажного обслуживания, разработкой отличительных форм упаковки, проведением рекламы.

Недобросовестная конкуренция предполагает использование в конкурентной борьбе промышленный шпионаж, переманивание специалистов, выпуск поддельных товаров, закупки образцов с целью их копирования, неточные или неправильные сведения в рекламе, сговор о поддержании высоких цен или о разделе рынка и др.

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и объемом спроса на данный товар при прочих равных условиях (т.е. все остальные факторы остаются неизменными).

Графически эта зависимость изображается в виде кривой спроса в системе координат, где по горизонтали откладывается объем спроса, а по вертикали – цена (рис. 7).

 

  Р   P1 A P2 Б     D   Q1 Q2 Q Рисунок 7. Кривая спроса
   

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, что показывает обратно пропорциональную зависимость между объемом спроса и ценой.

Движение по кривой спроса из точки А в точку Б показывает изменение объема спроса (величины спроса) при изменении цены товара, при этом кривая спроса не изменилась.

Величина спроса – это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по данной цене за данный период времени при прочих равных.

Выделяют две группы факторов спроса: ценовые и неценовые.

К ценовым факторам относится только цена данного товара.

К неценовым факторам относятся доходы потребителей, вкусы потребителей, цены на сопряженные товары (субституты, комплементарные товары); потребительские ожидания (ожидание роста цен побуждает увеличивать спрос); число покупателей на рынке.

Изменение неценовых факторов приводит к изменению в спросе, на графике это выглядит как сдвиг кривой спроса вправо, если спрос увеличивается, и влево, если спрос уменьшается. При этом предполагается, что цена не изменяется (рис. 8).

  Р   P*     D2 D1   Q1 Q2 Q Рисунок 8. Изменение в спросе при увеличении дохода
   

Индивидуальный спрос – спрос конкретного покупателя на данный товар. Рыночный спрос – спрос всех покупателей на данный товар по конкретной цене. Кривая рыночного спроса представляет собой сумму кривых индивидуального спроса по каждому уровню цены (горизонтальное суммирование) (рис. 9).

    P   P*     D1 D2 D3 Dрыночный  
 
 


2 3 4 9 Q

Рисунок 9. Кривая рыночного спроса (горизонтальное суммирование)

   

Факторы рыночного спроса: факторы индивидуального спроса, численность населения в пределах рынка, распределение населения по доходам и возрасту, размер домохозяйств, количество покупателей за рубежом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 5. Модели рыночной экономики | Вопрос 3. Закон предложения, факторы предложения, виды предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.