Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность процесса мотивации

Системы оплаты труда

Заработная плата-понятие и принципы

Понятие и сущность процесса мотивации

Тема 10. Организация оплаты труда и политика вознаграждения персонала

Мотивация — это процесс побуждения человека к деятельнос­ти для достижения целей. Влияние мотивации на поведение чело­века зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с де­ятельностью человека.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия челове­ка, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.

Потребности — это нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, лич­ности и социальной группы. В зависимости от объекта различают материальные и духовные потребности.

Материальные (биологические) потребности — это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде, транс­порте и другие, необходимые для поддержания организма в нор­мальном жизнедеятельном состоянии.

Духовные (социальные) потребности — это потребности в обра­зовании, здравоохранении, принадлежности к национальности и социальной группе, самовыражении и планировании карьеры и пр.

Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тен­денцию к росту как для отдельного человека, так и для общества в целом. Большое значение в удовлетворении потребностей имеют сти­мулы. Широко бытует мнение, что стимул — это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от латинского stimulus — «остроконечная палка», которой кололи зверей и глади­аторов на арене, заставляя их сражаться, — и имеет как раз обрат­ное значение — принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул — это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов: принуждение; материальное поощрение; моральное поощрение; самоутверждение.

Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в., хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее время существует несколько различных те­орий мотивации, которые условно можно разбить на три группы: первоначальные, содержательные, процессуальные.

Первоначальные теории мотивации. Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и при­менения простых стимулов принуждения, материального и мо­рального поощрения. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика «кнута и пряника».

Привлекают простотой использования мотивов и стимулов те­ории «А», «У» и «Z», в основе которых лежит отношение человека к труду. Теория «X» была впервые разработана Ф.У. Тейлором, а затем развита и дополнена американским психологом Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию «У». Теория «Z» была предложена значительно позднее японским ученым В. Оучи (мо­дель поведения и мотивации человека). «А», «У» и «Z» — это со­вершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и поэтому руководитель должен применять, соответственно, весьма различные стимулы к труду.

В теории «X» легко сочетаются черты плохого российского и азиатского работника с задатками рабской психологии. Поэтому естественным является применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного — материального поощрения. Отсталые люди имеются в любом обществе, разница заключается лишь в их доле в трудоспособном населении страны.

Модель теории «У» отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории «У» рас­полагаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и ма­териальное поощрение. Очевидно, что удельный вес работников, описываемых этой теорией, невелик — по данным наших социоло­гических исследований, от 15 до 20% от численности коллектива. Чаще всего они индивидуалисты и не могут полностью раскрыть свои таланты в социальной группе.

Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в малой социальной группе и иметь стабильные цели де­ятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний. Однако работники, охарактеризованные теорией «Z», имеются практически но всех странах на крупных стабильных предприятиях. Применя­емые стимулы: моральное и материальное поощрение.

Таким образом, работники, описываемые теориями «X», «У» и «Z», образуют различные группы людей и предпочитают различ­ные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. В органи­зациях представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.

Содержательные теории мотивации. Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются: теория потребностей Маслоу; теория существования, связи и роста Альдерфера; теория приобретенных потребностей Мак Клелланда; теория двух факторов Герцберга. Содержательные теории мотивации базируются на соотношении различных групп потребностей и основное внима­ние уделяют анализу факторов мотивации, а не исследованию про­цесса мотивации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Заработная плата-понятие и функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.