Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и интересы

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, является результатом совокупной совместной деятельности многих поколений людей. И само общество является продуктом взаимодействия людей. Общество существует там и тогда, где люди связаны общими интересами друг с другом.

Общество – определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (в узком смысле).

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения (в широком смысле).

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов.

Элементом называется некоторый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами именуются промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами принято считать сферы общественной жизни:

– экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, обмена и распределения);

– социальная (состоит из таких структурных образований как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом);

– политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

– духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые воплощены в реальном процессе жизни общества и образуют то, что называется духовной культурой).

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы, называемой обществом, в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга.

Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей.

Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

В научной теории понятие потребности означает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде).

Потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности.

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы:

– витальные (от лат. vita – жизнь), направленные на обеспечение жизнедеятельности организма;

– социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;

– интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности.

В соответствии с этим и потребности человека можно разделить на три группы:

– биологические (потребность в пище, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода …);

– социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе);

– духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог Абрахам Маслоу. Он отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).

К п е р в о й г р у п п е о т н о с я т с я:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, воде, одежде, дыхании, жилище, отдыхе…);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости).

Ко в т о р о й г р у п п е о т н о с я т с я:

а) социальные потребности (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте);

в) духовные (потребности в самовыражении).

От потребностей следует отличать интересы людей.

Интерес – это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.

В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Интересы являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможности осуществления (реальные, мнимые).

Основные институты общества.

Социальный институт – это повторяющиеся формы и типы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный и н с т и т у т и м е е т:

· Более или менее четко сформулированные цели своей деятельности.

· Набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам.

· Систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов.

· Конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.

В социологии в ы д е л я ю т:

· Институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности как индивида, так и общества в целом, процесса производства и распределения благ и услуг.

· Институты семьи и образования, обеспечивающие воспроизводство членов общества.

· Политические институты, функцией которых является установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами.

· Культурные институты, обеспечивающие сохранение духовных ценностей.

Важную роль в социологической теории играет разграничение формальных и неформальных институтов. Неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, формальные институты жестко регламентируют поведение индивида. Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности, – свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье, на бесплатное медицинское обслуживание.

Социальный институт может характеризоваться с внешней и внутренней стороны. С внешней точки зрения социальный институт представляет собой совокупность лиц и государственных или общественных учреждений, которые обладают конкретными материальными средствами и осуществляют конкретную социальную функцию. Внутренняя сторона социального института заключается в содержательной специфике норм и стандартов, которые они задают для членов общества и их объединений.

Социальный институт можно определить как совокупность ролей и статусов, выполняющая в обществе определенные функции, то есть удовлетворяющая определенные потребности

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовое государство | Рынок труда. Безработица
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.