Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское общество и государство.

Демократия в любой стране как форма политического существования формируется, развивается и сохраняется лишь на такой социальной основе как гражданское общество. Именно гражданское общество выполняет задачи соединения личных, коллективных и общественных интересов, объединяет граждан с помощью многообразных горизонтальных и вертикальных связей между его элементами в единое целое, охраняет демократическую систему государственного управления, права личности.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество – сторона общества, общественной жизни людей, огражденная законами от прямого вмешательства государственной власти и произвольной регламентации их отношений. В гражданском обществе человеку гарантируется свободный выбор форм его политического и экономического бытия, добровольность вступления в любую общественную организацию и деятельность в ней в рамках закона.

Форма государственного правления в развитом гражданском обществе – демократическая.

Гражданское общество – воплощение конкретно-исторического уровня народовластия, гражданской ответственности людей, степени достижения их контроля за деятельностью государства и его органов.

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Гражданское общество – это общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность.

Гражданское общество – определенный общественный строй, организации семьи, сословий или классов, официальным выражением которого является система гражданского права.

Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Для функционирования гражданского общества необходимо н а л и -
ч и е п р е д п о с ы л о к:

· экономических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

· социальных (большой удельный вес в обществе среднего класса)

· политико-правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм)

· культурных (обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести)

Э т а п ы ф о р м и р о в а н и я г р а ж д а н с к о г о о б щ е с т в а:

XVI–XVII вв. – складывание экономических и политических предпосылок существования гражданского общества, переворот в общественной идеологии.

XVIII–конец XIX в. – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции.

XX в. – значительные изменения в социальной структуре общества, идет процесс становления правового социального государства.

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях:

производственном (граждане создают ассоциации или организации для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье),

социокультурном (для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении или вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы),

политико-культурном (в котором реализуются потребности граждан в политической деятельности).

Структура гражданского общества включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами по интересам, движениями гражданских инициатив.

Главные принципы гражданского общества:

· Свобода члена общества как человека.

· Равенство его с другими как подданного.

· Самостоятельность члена общества как гражданина.

Условия развития гражданского общества:

· Равенство в нем прав, свобод и обязанностей.

· Равное развитие всех трех составляющих – человека, общества, государства.

· Индивидуальность личности и коллективизм людей, организованных в общество.

Важнейшие условия существования гражданского общества и правового государства – обладание личностью правом на самореализацию, на индивидуальную, личную свободу, экономический суверенитет.

Экономическая и политическая свобода – формы проявления свободы человека как члена общества, как самоценной личности. Признание самоценности личности, ее прав и свобод предполагает ответственность личности перед обществом.

Взаимоотношения гражданского общества и государства:

· Гражданское общество представляет собой все отношения между людьми и общественные институты, которые формируются и развиваются без непосредственного вмешательства государства.

· Разделение гражданского общества и государства условно, они существуют в неразрывной связи друг с другом.

· Зрелое гражданское общество является необходимым условием формирования реальной демократии и правового государства.

· Связи гражданского общества и государства обусловлены существованием политико-культурных отношений между ними, потребностями личности в политическом участии, гражданской активности.

Направления формирования гражданского общества в России:

· Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики.

· Формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству – создание реального плюрализма в обществе.

· Преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий (А. А. Радугин).

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Это самостоятельное объединение людей, активно участвующих в общественной жизни. Оно является своеобразной промежуточной структурой между личностью и государством, выразителем общественного мнения. В гражданском обществе главным действующим лицом, субъектом развития выступает человек с его системой интересов и потребностей.

Гражданское общество – историческое образование. Оно возникает после государства на определенной ступени развития общественных отношений в ходе их эволюции. Когда общество освобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства, именно в этот момент и рождается гражданское общество. Примерно с XVII в. в Западной Европе государство теряет свои неограниченные функции гаранта феодально-сословных привилегий и монархического произвола. В результате буржуазных революций возникает самостоятельная, защищенная от посягательств государства личность с ее неотчуждаемыми естественными правами, которая руководствуется в своей деятельности индивидуальным интересом. Личный интерес побуждает граждан на активное участие в общественной жизни общества; рождает желание влиять на государственную власть и за нее бороться. Самый доступный путь реализации личных интересов – организация партий, групп, ассоциаций, движений и пр., которые соответствуют тем или иным интересам (экономическим, политическим, религиозным и т. д.) граждан, стремящихся осуществить поставленные перед собой цели (завоевание политической власти, борьба с загрязнением окружающей среды и т. д.). Таким образом возникает гражданское общество.

Понятие гражданское общество употреблялось еще в античности. Однако его использовали как синоним политического общества или государства. Это было связано с тем, что государство охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, искусство. Именно поэтому у Аристотеля, Платона и др. мы находим представление об обществе как о некоем организме. Естественное состояние человека понимается как его растворенность в полисе, а цель и смысл существования каждого сводится к участию в общественных делах своего сообщества. Человек не ощущал себя индивидуальным лицом, он выступал прежде всего как гражданин государства.

Развитие гражданского общества в странах Запада активно началось в ходе революционно-буржуазных преобразований на рубеже XVIII–XIX вв. Одним из первых тему гражданского общества затронул Т. Пейн в своем политическом памфлете «Права человека». Как сторонник демократизма в США, он считал, что государство – необходимое зло, его власть должна быть ограничена в пользу гражданского общества, сведена до минимума. Это связано с тем, что свободные и равные индивиды, наделенные неотъемлемыми правами, предшествуют государству, как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Они, объединенные в общество, и без вмешательства государства в состоянии урегулировать почти все свои дела; чем совершеннее гражданское общество, тем меньше оно нуждается в правительстве (и государстве). Пейн был убежден в том, что сокращение власти государства до минимума сделает возможным формирование международной конфедерации национально независимых и мирно взаимодействующих гражданских обществ. Национальное государство в таком случае состояло бы из выборного управляющего и гражданского общества – гаранта всеобщего мира, цивилизации.

Существует и другой подход, согласно которому слишком большая свобода гражданского общества считается фактором усложнения общественной жизни и интенсификации конфликтов, для устранения которых необходимо более жесткое государственное регулирование. В разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством особенно велика заслуга Гегеля. Согласно его учению гражданское общество представляет особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству, возникающую в процессе формирования капитализма. Гражданское общество – это общество владетелей собственности, которые, несмотря на религиозные, расовые, политические и другие различия равны перед законом: им разрешено преследовать личные интересы и реализовывать собственные представления о счастье, они свободны в выборе карьеры, профессии, работы по найму, места проживания и работы. Гражданское общество внутренне связано с рыночной экономикой. В отличие от семьи, представляющей собой некое целое, гражданское общество составляют конкурирующие между собой индивиды. Пока это общество ничем не ограничено, никакие связи между индивидами, никакая заинтересованность в общественном благе не снимают противоречий между членами общества, борющимися за обладание богатством, властью и счастьем. Согласно Гоббсу, это состояние «войны всех против всех», что, естественно, должно найти свое диалектическое разрешение. Эту задачу выполняет государство, которое снимает, преодолевает, делает относительным антагонизм гражданского общества. Государство есть высшее проявление всеобщей воли и разума, где нашли свое разрешение политические, нравственные и материальные противоречия гражданского общества, ибо государство есть органическая целостность, объединяющая отдельные части общества и отдельных граждан. Согласно учению Гегеля, государство в состоянии обеспечить гражданскому обществу свободу лишь удерживая его в подчиненном положении, т. е. подчиненным закону, который, ограничивая частнособственнический эгоизм гражданского общества, создает условия для свободного сосуществования граждан, сознающих свой законопослушный долг перед государством.

Противоположные взгляды Т. Пейна и Г. Гегеля на роль и значение государства и гражданского общества отразили реальные противоречивые взаимоотношения этих социальных институтов общества, объединяющие началом, фундаментом, на котором строится гражданское общество, служит экономически и юридически свободная личность, руководствующаяся во всех своих желаниях и действиях своим частным интересом. Совпадение или, наоборот, взаимное отторжение личных интересов граждан порождает в обществе своего рода «броуновское движение», результатом которого являются разнообразнейшие ассоциации, союзы, партии и пр. организации для защиты и реализации в государственных решениях (законодательных, исполнительных, судебных) своих индивидуальных и групповых интересов. Участвуя в этих общественных, политических и неполитических организациях, каждый стремится удовлетворить свой частный интерес: будь то членство в политической партии, главной задачей которой является политическая власть; или союз предпринимателей, путем совместных действий стремящийся отстоять те или иные частнособственнические интересы; или профессиональный союз работников наемного труда, желающих в экономической борьбе с работодателями отстоять свои трудовые интересы; или экологическая организация заинтересованных в спасении окружающей среды.

В основе гражданского общества лежит не единство, а разнообразие, не солидарность, а противопоставленность индивидуальных и групповых интересов друг другу. В этих условиях государство выступает в роли регулятора и арбитра в конфликте экономических, политических, социальных и религиозных интересов граждан, объединившихся в соответствующие общественно-политические и экономические союзы.

Развитое гражданское общество может существовать лишь в условиях демократического государства, где действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». В условиях же авторитарно-тоталитарных режимов гражданское общество гибнет, ибо огосударствление проникает во все сферы жизни, лишая гражданина прав на частную инициативу. В этих условиях разнообразие общественно-политической жизни общества сводится к одному всеобщему интересу: общественная собственность, одна партия, единый профессиональный союз и т. д. В результате происходит процесс распада социальных групп, разрыва традиционных связей между людьми, разрушение культурных и профессиональных норм и ценностей. В таких условиях личность бесправна и полостью зависит от непредсказуемых, бесконтрольных действий государственных властей.

Поэтому, чем выше степень защищенности индивидуальной и общественной сфер жизни от жесткой регламентации со стороны государства и его органов, тем эффективней развитие общества, ибо граждане могут через институты гражданского общества добиться разрешения своих проблем.

Демократический принцип правления является залогом становления и развития гражданского общества, но, в свою очередь, и развитое гражданское общество является залогом сохранения и стабилизации демократии.

Гражданское общество в России характеризуется отставанием в своем развитии. Причины здесь самые различные: многовековая феодальная эксплуатация народа, самодержавно-крепостнический общественный строй, ничем не прикрытое подавление личности, культ силы власти государства и ее держателей. Часто незрелость гражданского общества в России нынешние публицисты и журналисты объясняют злой волей «демонов революции»: Ленина, Троцкого, Сталина, «совдепии», «партократии» и т. д. Но это не совсем так. Процесс становления гражданского общества охватывает века и связан с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития. А он, как известно, в России начался с большим опозданием, фактически после отмены крепостного права в 1861 г. До этого в России отсутствовал свободный рынок труда, третье сословие едва формировалось, Россия была аграрной страной, практически не появились еще субъекты гражданского общества. Самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных сил. Даже в первое десятилетие ХХ века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления.

Сдерживающим фактором выступала и сельская община, которая недоброжелательно относилась к индивидуальному предпринимательству, культивировала круговую поруку, иждивенчество, верноподданничество, чинопочитание, лишала своих членов чувства личного достоинства, обожествляла деспотизм и его носителей.

Коренных перемен в этом вопросе не произошло и в период социалистического развития. Элементы гражданского общества имелись, но они носили порой формальный характер, излишне заорганизованный и контролируемый сверху государственной властью. Если проводить исторические параллели, то становление гражданского общества и стабилизация демократических режимов власти в странах Запада потребовали по меньшей мере столетие.

Для создания гражданского общества в современной России необходимо:

· в политике: формирование правового государства, развитие законодательства, строгое разделение властей;

· в экономике: создание экономического фундамента гражданского общества на основе конкуренции разных форм собственности;

· в социальной сфере: преодоление социальной неустойчивости, поддержка среднего класса;

· в духовной сфере: различное заимствование зарубежного опыта, развитие образования, культуры, науки.

Все это в совокупности позволит создать условия для развития гражданского общества в России.

Таким образом, гражданское общество – определенный рубеж в поступательном развитии человеческого общества. Оно выступает посредником между индивидом и обществом, формирует личность, осознающую себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод и несущую перед обществом ответственность за свою деятельность и поведение.

Основными сущностными признаками гражданского общества являются экономическая, социальная, политическая и духовная свобода его членов, их право и способность самостоятельно решать свои экономические и социально-политические проблемы. Гражданское общество – это самоорганизация граждан, независимая от государства и существующая наряду с ним, представляющая собой совокупность, многообразие форм самодеятельности людей и служащая для удовлетворения их потребностей и интересов.

Государство существовало не всегда, а появилось на определенной ступени развития общества. В условиях родоплеменных взаимоотношений людей власть осуществлялась всеми членами родовой общины и избираемыми ими старейшинами и вождями, обладавшими наибольшими мудростью и доблестью. Власть была основана на авторитете, а не на средствах принуждения. Порядки общины и племени регулировалась многовековыми обычаями, которые, как правило, неукоснительно соблюдались всеми. Споры между племенами разрешались с помощью жестоких войн и по обычаям кровной мести.

С переходом от хозяйствования добывающего, присваивающего (охота, рыболовство, собирание плодов, ручное земледелие) к производящему (скотоводство, земледелие) возникает частная собственность на средства и продукты труда и вслед за ней – социальное расслоение общества.

Термин «государство» можно понимать в различном смысле:

как организацию большой общественной группы – в таком случае в обыденном языке употребляются понятия: страна, нация, общество, отчизна и др.

как отношения политической власти, отношения между гражданами и органами государства, между органами государства (например, между правительством и парламентом), между органами государства и политическими партиями.

В обыденном же сознании государство отождествляется с властью, администрированием, контролем и т. п. Иногда государство идентифицируется с его административными (исполнительно-распорядительными) органами и с системой юридических норм, определяющих их функционирование.

Переходя от теоретических к практическим вопросам организации государственной власти на современном этапе развития человеческого общества, необходимо выделить основные признаки государственной власти:

а) публичность власти, стоящей над обществом как особый аппарат управления и принуждения;

б) распространение политической власти на всю территорию страны и ее население;

в) суверенность, что означает верховенство государства по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны, независимость государства, его самостоятельность в решении вопросов внешней политики;

г) способность издавать обязательные для всех граждан и организаций на своей территории законы и иные нормативные акты, взимать налоги.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов | Система российского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.