Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы налогообложения




Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом

 

Принцип Содержание
Принцип справедливости А. Смит считал справедливыми такие налоги, которые являются всеобщими и учитывают пла­тежеспособность плательщиков. Участие под­данных должно соответствовать их доходу, «коим они пользуются под покровительством и защитой государства»
Принцип определенности Налог, который обязывается укачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сум­ма платежа — псе это должно быть ясно и опреде­ленно для плательщика и для всякого другого лица
Принцип удобства Налог должен взиматься тогда и так (тем спо­собом), когда и как плательщику удобнее всего платить его
Принцип экономии Каждый налог должен быть так задуман и разрабо­тан, чтобы он брал и удерживал из карманов наро­да возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству

В соответствии с НК (ст. 3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допускается устанавливать налоги и сборы:

— имеющие дискриминационный характер и различно применяющиеся исходя из социальных, расовых, националь­ных, религиозных и иных подобных критериев;

— предусматривающие дифференцированные ставки или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гра­жданства физических лиц или места происхождения капитала;

— препятствующие реализации гражданами своих консти­туционных прав;

—нарушающие единое экономическое пространство РФ.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в за висимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ.

Принципы налогообложения на практике реализуются че­рез методы налогообложения.

Под методом налогообложения понимается установление за­висимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Существует четыре метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Метод равного налогообложения означает, что все налого­плательщики уплачивают одинаковую сумму налога независи­мо от имеющегося в их собственности дохода или имущества.

Метод пропорционального налогообложения определяет вели­чину налоговой ставки, одинаковую для всех плательщиков, и сумму налоювого платежа в зависимости от размера объекта налогообложения.

Метод прогрессивного налогообложения предусматрива­ет применение нескольких налоговых ставок, при этом, чем больше размер объекта налогообложения, тем больше размер налоговой ставки.

Метод регрессивного налогообложения также подразумевает применение нескольких налоговых ставок, но чем больше раз­мер объекта налогообложения, тем меньше применяемая на­логовая ставка.

Классификация налогов

В качестве классификационных свойств могут быть выбра­ны практически все элементы или признаки налога: субъекты и объекты налогообложения, принадлежность к бюджетам раз­личных уровней, способы изъятия и уплаты и т.д.

Деление налогов на прямые и косвенные установилось в практике налогообложения сше в XVII в. Оно производилось в зависимости от способа изъятия налога или дохода у налогопла­тельщика. Для этих целей применялся принцип перелагаемое™. Свое теоретическое обоснование этот принцип получил в ра­ботах английского философа Джона Локка. По сути, эта клас­сификация основана на различии понятий «субъект налогооб­ложения (налогоплательщик)» и «носитель налога».

Субъект налогообложения, или налогоплательщик, — это лицо, на которое возложена формальная обязанность по упла­те налога. Носитель налога — лицо, фактически уплачивающее сумму налога. Для прямых налогов субъектом налогообложе­ния и носителем налога является одно и то же лицо; для кос­венных налогов субъект налогообложения и носитель налога — разные лица.

Все многообразие применяемых в настоящее время крите­риев для деления налогов на прямые и косвенные может быть объединено в три группы:

—по способу исчисления и изъятия;

—в зависимости от «носителя налогового бремени»;

—по объекту налогообложения.

В международной практике деление налогов на прямые и косвенные также обычно производится по критерию объекта налогообложения. Классификация по Системе национальных счетов ООН использует подход, схожий с традиционной нало­говой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пош­лины выделяются в самостоятельный раздел.

По субъектам налогообложения, т.е. лицам, обязанным упла­чивать конкретный налог, различают:

—налоги с юридических лиц;

—налоги с физических лиц;

—смежные налоги.

К налогам с юридических или физических лиц относят на­логи, взимаемые исключительно с какой-либо одной из этих категорий налогоплательщиков и не распространяющиеся на другую категорию. Налоги, взимаемые как с тех, так и с других, называются смежными.

Классификация налогов по объектам налогообложения пред­полагает выделение групп налогов, имеющих сходное эконо­мическое содержание, хотя проявляться это содержание мо­жет по-разному в зависимости от субъектов налогообложения. Классификация по этому признаку исходит не столько из фор­мальных характеристик объектов налогообложения, сколько из предназначения и сферы действия соответствующих налогов.

С точки зрения регулирования социально-экономических процессов можно выделить следующие основные группы на­логов:

—налоги на доходы или прибыль;

—имущественные налоги;

—ресурсные платежи;

—налоги на потребление;

—отчисления на социальные нужды.

По отношению к уровням государственной власти налоги и сборы характеризуются:

—компетенцией каждого уровня в сфере установления и введения в действие тех или иных налогов и сборов;

—полнотой прав в части использования на данном уровне поступлений от соответствующих налогов и сборов;

—ограничениями на целевое использование налоговых по­ступлений от тех или иных налогов и сборов.

Компетенция уровней государственной власти в части уста­новления и введения в действие конкретных налогов и сборов на контролируемой ими территории определяет принадлеж­ность соответствующих налогов к уровням системы налогооб­ложения.

Трехуровневая система государственного устройства Рос­сийской Федерации предопределяет ее трехуровневую систему налогообложения. Все налоги и сборы подразделяются:

на федеральные — общегосударственные налоги и сборы, ус­танавливаемые федеральным законодательством и действую­щие на всей территории страны;

региональные — налоги субъектов РФ, действующие на тер­ритории данного субъекта РФ;

местные — налоги муниципальных образований (районов и городов), действующие на территории данного муниципально­го образования.

Аналогичные трехуровневые системы налогообложения имеют практически все федеративные государства (США, ФРГ, Канада и др.).

По отношению к бюджетам разных уровней налоги и сборы подразделяются на два вида:

закрепленные (собственные) — налоги и сборы, либо посту­пающие целиком и полностью в один из бюджетов, либо рас­пределяемые между бюджетами разных уровней в фиксирован-ной пропорции, определяемой налоговым законодательством;

регулирующие— налоги и сборы, распределяемые между бюджетами разных уровней в пропорции, которая определя­ется бюджетным законодательством и может изменяться при утверждении федерального и региональных бюджетов на теку­щий финансовый год.

Помимо распределения между бюджетами налоги и сборы могут различаться и по своей целевой направленности. С этой точки зрения разграничивают абстрактные и целевые налоги и сборы.

Абстрактные (общие) налоги и сборы предназначены для формирования доходов бюджетов в целом безотносительно к направлениям расходования бюджетных средств, 20

Целевые (специальные) налоги и сборы вводятся для финанси­рования конкретных направлений государственных расходов, и поступления от них могут использоваться только в строгом со­ответствии с их целевым назначением. Для учета поступления и расходования целевых платежей, как правило, создаются специ­альные бюджетные или внебюджетные фонды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.