Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 35. Мафия и государство: что их объединяет?

Вопрос 34. Что такое государство? Какова его роль в экономике? Какие теории на этот счет существуют? В чем суть экономико-социологического подхода к исследованию роли государства в экономике?

Вопрос 33. Вырастет ли доступность высшего образования при расширении / введении платного образования в странах с переходными экономиками? Аргументируйте свой ответ, используя понятия человеческого и культурного капитала.

 

Если будущая оплата труда зависит только от уровня полученного образования, то система платного образования работает идеально. В таком случае целесообразно давать образовательные кредиты. Чем выше уровень ВУЗа, в который поступил человек и чем лучше его успеваемость, тем больший человеческий капитал он приобретает, и тем выше в дальнейшем будет оплачиваться его труд.

Однако в реальности подобная схема работает с тем или иным уровнем погрешности. По данным социологических исследований, в любой стране оплата труда зависит от уровня образования, но в разной степени. В трудоустройстве большую роль играют социальные связи. Согласно концепции социальных сетей М.Грановеттера, персональные контакты оказываются куда более эффективным социальным механизмом заполнения вакансий, нежели открытая конкуренция за рабочее место. Это обусловлено некой личной ответственностью рекомендующего за рекомендуемого.

В странах с открытой экономикой (таких как США), процент получения работы по связям (приблизительно 30-40%), позволяет говорить об эффективности расширения системы платного образования и введения образовательных кредитов.

В странах же в переходной экономикой, где процент заполнения вакансий по связям достигает 80%, данная система неэффективна. Получение высшего образования и накопление человеческого капитала не гарантирует должность с высокой оплатой труда. Соответственно, банк, дающий кредит, не знает заранее, сможет ли человек в будущем расплатиться по кредиту. Вероятность возврата пока недостаточно высока, чтобы выдача подобных кредитов была выгодна.


 

 

Государство – институт, который производит общественные блага.

 

Ни один рынок не может существовать абсолютно автономно от государства.

 

Роль государства в экономике:

Во-первых, государство принимает законы и устанавливает правила налогообложения, определяет использование корпорациями собственного и заемного капитала, регулирует отношения занятости, обеспечивает защиту патентов и прав собственности, регулирует конкуренцию или проводит антимонопольную политику.

Во-вторых, государство может выступать в качестве заказчика продукции фирм и финансировать научно-исследовательские разработки. В этом отношении всегда была велика роль Министерства обороны США. Государство финансирует исследования в университетах и поддерживает разработку новых технологий. Оно также может способствовать коммерциализации производства перспективных продуктов.

В-третьих, государство может устанавливать правила, которые выгодны конкретным фирмам на конкретных рынках, зачастую следуя воле наиболее влиятельных участников этих рынков.

 

Более того:

Государство защищает права собственности, не позволяя конкурентам фирм похищать ценные разработки и копировать их.

Более того, некоторые рынки, позже ставшие «независимыми», изначально своим появлением были обязаны государству.

Государство в некоторой степени страхует рынки законодательно на случай кризисов, высокой инфляции и т.д. Проще говоря, государство окажет поддержку некоторым рынкам в таких ситуациях, чтобы избежать ухудшения экономической ситуации в целом.

 

Существующие теории:

Либеральный подход: Отсутствие государства, оно не может быть эффективным на рынке, то есть чем его меньше, тем лучше.

Кейнсианство: Активное государственное вмешательство в экономику.

Теория общественного выбора (западные теоретики): Государство - своего рода монополия, поведение которой во многом схоже с поведением любой другой монополии на рынке.

К. Маркс: Государство – инструмент в руках господствующего класса у капиталистов.

 

 

Суть экономико-социологического подхода: умеренное сочетание роли государства и свободного рынка. Экономика будет укоренена в государстве, находясь под его опекой и, в то же время, обеспечивая его. Экономические социологи рассматривают государство как одного из ведущих акторов деятельности рынка.


 

 

Мафию и государство многое объединяет. Как и мафия, государство такой же бандит, только легитимный. Мафии присущи все три признака, аналогичных государству: криминальная публичная власть, территория или сфера деятельности и “налоги”. В период становления государства мафиозные структуры брали на себя роль судей, инвесторов и органа легитимного насилия.

 

Различия состоят в следующем:

· Государство производит безопасность, справедливость, порядок как общественные блага (априорно и для всего сообщества граждан), а не как частные услуги, которые предоставляются отдельным клиентам при условии оплаты.

 

· Применение насилия и принуждения государством ограничено набором безличных формальных процедур, что должно снижать степень произвола, свойственного бандиту;

 

· Обе вышеперечисленных особенности действия, а также идеология долга и служения (государству, народу, отечеству) способствуют обретению легитимности. То есть тому, что господство группы, контролирующей насилие, выглядит в глазах большинства граждан «полезным» и «справедливым», поэтому признается и добровольно поддерживается.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 32. Как объясняют теории человеческого капитала и культурного капитала влияние образования индивида на уровень его заработков? | Вопрос 37. Что такое неформальная экономика?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.