Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура психики человека




Основные этапы развития психики.

Развитие психики у животных проходит 3 стадии:

1. Элементарной чувствительности - животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).

2. Предметного восприятия - отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3. Интеллекта - характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, изобретать новые способы решения, требующих предварительных подготовительных действий.

Психика человека - характеризуется появлением сознания, разума, когда в процессе исторического развития общества человек (Homo sapiens – человек разумный) изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития.

Единство высших психических функций образует сознание человека.

В структуру психики включают: психические процессы, психические состояния, психические свойства, психические образования человека.

Психические процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями идущими от внутренней среды организма.

Психические процессы подразделяютс я:

- познавательные – к ним относятся ощущения, восприятия, мышление, память воображение, речь;

- эмоциональные – низшие и высшие (чувства) эмоции, аффект, настроение, фрустрация, стресс;

- волевые – потребности, мотивы, установки.

Психические процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности, протекают с различной быстротой, интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психическое состояние – временный уровень работоспособности, отражающий биологические потенциалы человека и придающий его деятельности своеобразный качественный фон; относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности, возникающий под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Виды состояний:

1. Общее психическое состояние.

1.1 Сосредоточенность – рассеянность.

1.3. Интерес – апатия.

1.4. Активность – пассивность.

1.5. Бодрость – усталость.

1.6. Стресс – расслабленность.

2. Эмоциональное состояние (настроение).

2.1. Жизнерадостное,

2.2. Восторженное,

2.3. Грустное,

2.4. Печальное,

2.5. Гневное,

2.6. Раздражительное.

3. Т ворческое состояние (вдохновение).

4. Фрустрация.

5. Аффект.

Психические свойства -устойчивые образования, обеспечивающие качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Классификация психических свойств (на основе структурной организации)

2.1. Жизненная позиция личности (направленность) - систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека;

2.2. Темперамент - систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности;

2.3. Способности - систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

2.4. Характер - систему отношений и способов поведения.

Психические образования человека - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.

- Знания - совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, в результате изучения проблем, самообразования и жизненного опыта.

- Умения (от ум) - освоенный способ выполнения действия, позволяющий выполнять некое действие по определенным правилам, но это действие еще не достигло автоматизированности.

- Навыки - способ действия, сформированный путем повторения и доведенный до автоматизма.

- Привычки - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности;

- Установки - неосознанное психологическое состояние, базирующееся на его предшествующем опыте, проявляющееся в предрасположенности к определенной активности в ситуации.

- Взгляды - мнения, суждения, оценка кого-либо, чего-либо.

- Убеждения - представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности.

Содержательными компонентами психики являются:

- профессиональные,

- нравственные,

- политические,

- эстетические,

- правовые,

- экологические и другие знания,

- взгляды,

- убеждения,

- позиции,

- отношения.

Уровни психического отражения:

- досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);

- сознательный;

- послесознательный, надсознательный (автоматизмы, установки).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.