КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология поведения по МакгвайруПоведенческая концепция Б. Скиннера. Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (1904-1990) создал Б. Скиннера, теорию оперантного бихевиоризма. Он определял личность - систему реакций на различные стимулы Скиннер выделил три видах поведения: безусловнорефлекторном - врожденного у животного и человека(глотание, рвотный рефлекс и т.д.). Например, крик новорожденного младенца, в результате которого ребенок, набирает воздух в легкие. условно-рефлекторном - индивидуально приобретённые приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом оперантное - реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются организмом, наиболее успешные из которых подкрепляются, и они являются преобладающими в адаптивном поведении животного (форма произвольного поведения). Средством формирования нового поведения выступает подкрепление. На основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения, при этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает, он исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и др. психические процессы можно описать в терминах реакции и подкрепления.
По В. Макгвайра, классификация поведения и поступков человека проводиться от целей, потребностей, ситуации. Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей. Поступок есть: 1) результат ответной реакции на внешнее воздействие; 2) проявление какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания. Целью поступка: 1) сохранение привычного, адаптивного состояния; 2) приобретение нового качества, новых результатов (развитие). Закончиться поступок может при достижении: 1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо 2) желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.). Исходя критериев выделено 16 типов поведения. 1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой, многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации. 2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе. 3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий. 4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – приводит к большей вероятность использования знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях. 5. Утилитарное поведение – стремление человека решить проблему с максимальным максимально возможным достижением успеха. 6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям, иногда несовпадении с личностными устремлениями. 7. Сценарное поведение – человек является исполнителем допустимого (приличного) поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе. 8. Моделирующее поведение – поведение людей в малых и больших группах, трудноконтролируемое, как самим человеком, так и другими людьми. 9. Уравновешивающее поведение – человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний. 10. Освобождающее поведение – человек стремится обезопасить себя от реальных или кажущихся негативных условий существования. 11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между желаниями, мыслями и реальными действиями. 12. Экспрессивное поведение – человек достигший высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения. 13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели. 14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий. 15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения. 16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |