Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие закономерности педагогического процесса




♦ все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер;

♦ темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;

♦ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;

♦ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;

♦ эффективность педагогического процесса зависит от качества собственной учебной деятельности учащихся;

♦ педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.

 

3.3. Принципы педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса находят выражение в принципах[55].

Принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.

Принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Впервые основные принципы сформулировал Я. А. Коменский

- сознательность,

- наглядность,

- постепенность,

- последовательность,

- прочность,

- посильность.

 

3.4. Классификация принципов педагогического процесса.

Классификация принципов, по организационным формам.

1. Воспитания - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.

1.1. Общественная направленность воспитания.

1.2. Связь воспитания с жизнью, трудом.

1.3. Опора на положительное в воспитании.

1.4. Гуманизация воспитания.

1.5. Личностный подход.

1.6. Единство воспитательных воздействий.

2. Организации педагогического процесса.

2.1. Обучения и воспитания личности в коллективе.

2.2. Преемственности.

3. Руководства педагогической деятельностью.

3.1. Сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся,

3.2. Сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности,

3.3. Использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности.

4. Принципы обучения

4.1. Научности.

4.2. Посильной трудности обучения.

4.3. Систематичности и последовательности обучения.

4.4. Сознательности и творческой активности учащихся.

4.5. Наглядности обучения.

4.6. Прочности результатов обучения.

Шалва Александрович Амонашвили (род. в 1931 году в г.Тбилиси (Грузия)) сформулировал следующие принципы педагогического процесса:

1. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека.

2. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами.

3. Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления.

4. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности.

5. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе.

6. Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности их развитие в педагогическом процессе».[56]

3.5. Особенности обучения в высшей школе.

– изучаются не основы наук, а сами науки в развитии;

– самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей;

– характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей;

– преподаванию наук свойственна профессионализация.

 

3.6. Принципы обучения в высшей школе.

С. И. Зиновьев, выделил следующие принципы обучения в высшей школе

• научность;

• связь теории с практикой, практического опыта с наукой;

• системность и последовательность в подготовке специалистов;

• сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;

• соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

• сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

• доступность научных знаний;

• прочность усвоения знаний.

3.7. Основные системы организации педагогического процесса.

Различия систем организации педагогического процесса:

• количеством учащихся, обучающихся в рамках этих систем;

• соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников;

• степенью их самостоятельности;

• спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

Виды систем организации педагогического процесса.

1) индивидуальное обучение и воспитание;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система.

1. Система индивидуального обучения и воспитания. Содержание обучения и воспитания, начало и окончание занятий, сроки обучения индивидуализированы.

2. Классно-урочная система. Эта система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:

• постоянные место и продолжительность занятий;

• стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже – и одного возраста;

• стабильное расписание занятий.

Теоретическое обоснование этой системы обучения дал Я. А. Коменский, основной формой обучения которой считал урок - четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников.

Константи́н Дми́триевичУшинский (2 марта 1824, Тула — 3 января 1871, Одесса) разработал следующую типологию уроков:

• смешанные уроки;

• уроки устных и практических упражнений;

• уроки письменных упражнений;

• уроки оценки знаний.

Классификация уроков по дидактической цели:

• уроки изучения нового учебного материала;

• уроки формирования и совершенствования умений и навыков;

• уроки обобщения и систематизации знаний;

• уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

• комбинированные (смешанные) уроки.

3. Лекционно-семинарская система, зародилась с созданием первых университетов.

3.8. Основные формы обучения в высшей школе.

Лекция (от лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки[57].

Семинар - (от лат. seminarium - рассадник, переносное — школа), один видов учебных занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей.

Практические занятия (от греч. praktikos) - занимает промежуточное положение между семинаром и лабораторной работой.

Лабораторное занятие [58] - один из видов самостоятельной практической работы учащихся имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание.

Консультация [59] - один из видов учебных занятий в системе образования и повышения квалификации; проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с учащимися и имеет целью расширение и углубление их знаний.

Практика по избранной специальности – применение и закрепление учащимися полученных в процессе обучения теоретических знаний на предприятиях и т.п.

Коллоквиум (лат. colloquium - разговор, беседа) - проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен в середине семестра, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен и оценить текущий уровень знаний студентов. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене.

Зачет - форма проверки, выясняющая степень познаний студента в каком-нибудь предмете, удостоверяющая удовлетворительные познания студента по какому-н. предмету в высшей школе

Экзамен - (от лат. exāmen — исследование, испытание) — одна форм проверки знаний и умений по какому-либо учебному предмету.

Лекционно-семинарская система в используется в практике профессиональной подготовки (студентов, слушателей системы повышения квалификации), т. е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общенаучные навыки и, прежде всего, – умение самостоятельно добывать знания.

В последние годы элементы лекционно-семинарской системы начинают использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с классно-урочной системой.

3.9. Функции педагогического управления

1. Педагогический анализ - изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по улучшению и оптимизации управляемой системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.