Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрерывность




Комплексность – единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идеи целостного формирования личности.

Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов – в одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты.

Двусторонний характер – идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю обратная связь.

Противоречивость – между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

6.6. Понятие о методах, средствах и приемах воспитания.

М етоды воспитания - комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.

Средства воспитания – средства воздействия на воспитанников.

Среди средств воспитания выделяют: материальные, способы коммуникации, знаковые символы, технические социальная группа, коллектив, культурные ценности.

Приемы воспитания – специфические действия по использованию элементов или отдельных средств воспитания в конкретной педагогической ситуации.

Например, убеждение может выступать в качестве методического приема, используемого в рамках методов примера и упражнения.

 

6.7. Классификация методов воспитания.

В 60-е гг. XX в. общепринятой следующая:

воздействия на сознание ребенка

воздействия на поведение ребенка.

В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

- методы целенаправленного формирования качеств личности;

- методы стимулирования естественного саморазвития личности;

- методы коррекции развития личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. классификация методов воспитания Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной

- формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности,

- формирования общественного сознания

- методы стимуляции деятельности.

В. А. Караковский предложил классификацию воспитания, для воспитателей-практиков.

• словом;

• делом;

• ситуацией;

• игрой;

• общением;

• отношениями.

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

• воздействия

• убеждения - обращение к уму, опыту чувствам человека, способствует добровольному принятию и осмыслению им нравственных норм и идей, а также превращению их в основные мотивы поведения;

Средства убеждения: рассказ, объяснение, доказательство, лекция, беседа, инструктаж, диспут, доклад.

Пример – целенаправленном и систематическом воздействии на воспитанников разнообразными видами положительных примеров, как образцов для подражания.

Средства примера: личный пример воспитателя, примеры из жизни и деятельности выдающихся людей, из истории, произведений литературы и искусства.

Упражнение – многократная повторяемая деятельность человека необходимая для совершенствования навыков поведения, которые характеризуют воспитанность личности.

Средства упражнения: общественные поручения, выполнение задач деятельности и др.

Поощрение – метод активного побуждения воспитанника к положительной, инициативной деятельности, оно вызывает положительный эмоциональный настрой, развивает творческие силы человека, помогает ему осознать степень своего вклада в достижение общих целей, закрепить положительные черты характера.

Средства поощрения: одобрение, благодарность, похвала, награждение и др.

Принуждение – совокупность средств и приемов педагогического воздействия на людей, с целью предупредить и затормозить их нежелательные поступки, вызвать чувство вины перед собой и другими людьми.

Средства принуждения: требование, запрет, предупреждение о возможном наказании, наложение дисциплинарного взыскания, осуждение, наказание.

• организации деятельности;

• стимулирования;

• диагностики.

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

• формирования социального опыта детей;

• самоопределения личности ребенка;

• мотивации деятельности и поведения;

• стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Выбор методов воспитания должен изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

 

6.8. Формы воспитания.

Формы воспитания – внешне выраженные способы организации процесса воспитания.

По количеству воспитанников: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные), массовые.

По частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические.

По способам проведения: лекции, беседы, дискуссии, обсуждения, коллективная работа, индивидуальные поручения, участие в общественно полезной деятельности, опека, шевство, товарищеская помощь, посещение культурных мероприятий.

По месту проведения: в процессе обучения, труда, внешкольной работы.

По времени проведения: плановые, профилактические, отчеты, подведение итогов.

Формы воспитания становятся эффективными тогда, когда используются педагогом в соответствии с требованиями принципов воспитания, вписываются в выбранные методы, сочетаются со средствами и приемами воздействия.

 

6.9. Цели воспитания.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - сочетающей в себе физическое совершенство, духовное богатство, моральную частоту, рационально проявляющую свои психологические качества, способной достигать поставленных целей.

Формирование системы отношений личности к миру и самой себе – в результате которого человек понимает характер своих отношений с миром, обществом, другими людьми адекватно осознает и проявляет свои интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности.

Воспитание гражданской личности – формирование у человека высоких патриотических чувств и социально-значимых качеств.

Воспитание культурной личности – воспитание человека эстетически и духовно совершенным.

Воспитание социально-компетентной личности – правильно понимающей и адекватно оценивающей свои связи с другими людьми, строящего с ними бесконфликтные отношения, имеющие навыки эффективного коммуникативного взаимодействия.

Воспитание самостоятельно развитой личности - формирование у человека способностей к самосовершенствованию и к позитивному самоизменению.

6.10. Компоненты воспитания.

Умственное – направлено на развитие интеллектуальных способностей человека, широты кругозора, интереса к познанию окружающего мира, самостоятельности познавательной деятельности, формирование культуры учебного и интеллектуального труда.

Трудовое – ориентировано на формирование ответственного, добросовестного, творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накоплению профессионального опыта.

Нравственное – развитие нравственных качеств воспитанников, привитие им навыков правильного общественного поведения, формирование системы моральных принципов личности.

Эстетическое – развитие эстетического отношения к действительности, что выражается в способности восприятия прекрасного.

Физическое – воспитание физических качеств личности, совершенствование двигательных, навыков, формирование воли и характера.

Гражданское – ориентировано на становление у человека ответственного отношения к другим людям, семье, Отечеству, развитие чувства ответственности за себя, за свою страну и судьбу всей планеты.

Правовое – формирование системы знаний о своих правах и обязанностях, а также осознания ответственности за их несоблюдение, ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.

Экологическое – ориентировано на бережное отношение к природе (ресурсам, флоре и фауне).

Экономическое – нацелено на формирование экономического мышления, качеств бережливости, расчетливости, предприимчивости, формирование системы знаний о проблемах собственности, системы хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

 

6.11. Закономерности воспитания.

1. Воспитание совершенствуется при условии активности самого воспитанника, мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

2. Содержание деятельности воспитанника определяется актуальными на данный момент потребностями. Опережая актуальные потребности воспитатель рискует встретить пассивность и сопротивление.

3. В процессе воспитания необходимо соблюдение пропорционального соотношения усилий воспитателя и воспитанников. В начале воспитательного процесса активность воспитателя превышает активность воспитанников, затем активность воспитанника возрастает и его деятельность становится самостоятельной при необходимом контроле со стороны.

4. Воспитательный процесс должен осуществляться в условиях уважения, помощи, проявления педагогического такта, предоставления воспитаннику возможности выражать свои мысли мнения и отношения.

5. Организуемые воспитательные воздействия должны сопровождаться ситуацией успеха, внутренней удовлетворенностью собственными действиями, полученными результатами.

6. Воспитание должно носить «скрытый» характер, обеспечиваться интересом к внутреннему миру воспитанников, предоставлении свободы, уважительным стилем общения.

Тема 7. Семья как субъект педагогического взаимодействия и развития личности.

7.1. Определение семьи.

Семья – это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.

7.2. Классификация видов семей.

по количеству детей

- бездетная;

- однодетная;

- малодетная;

- многодетная семья;

по составу

- неполная,

- простая,

- сложная;

по семейному стажу

- молодожены;

- молодая семья;

- семья среднего супружества;

- пожилая супружеская семья.

7.3. Задачи семьи:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

7.4. Функции семьи.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией.

И. В. Гребенников относит к функциям семьи

- репродуктивную;

- экономическую;

- воспитательную;

- коммуникативную

- организации досуга и отдыха.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис[67] выделяют следующие функции:

- воспитательную,

- хозяйственно-бытовую,

- эмоциональную,

- духовного общения,

- первичного контроля

- сексуально-эротическую

Функции традиционных семей [68]:

• хозяйственно-экономическая;

• репродуктивная;

• воспитательно-образовательная;

• рекреативная[69]– организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

7.5. Факторы, препятствующие реализации функций семьи.

– условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);

– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.);

– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.

 

2. Семейное воспитание

Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи в современном обществе с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей с образовательными и другими учреждениями.

7.6. Факторы, влияющие на семейное воспитание.

Выделяют следующие факторы семейного воспитания.

- наследственность,

- физическое и психическое здоровье детей и родителей,

- материально-экономическая обеспеченность,

- социальное положение,

- уклад жизни,

- количество членов семьи,

- место проживания,

- отношение к ребенку

Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

 

7.7. Принципы семейного воспитания.

Общие принципы семейного воспитания:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях;

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Частные принципы, семейного воспитания:

- не применять физические наказания,

- не читать чужие письма и дневники;

- не морализировать;

- не говорить слишком много;

- не требовать немедленного повиновения;

- не потакать негативным поступкам.

 

7.8. Виды воспитания в семье.

Выделяют следующие виды:

- физическое, (физическое здоровье детей)

- эстетическое,

- трудовое, (первичного опыта трудовой деятельности, трудолюбие)

- умственное (развитие интеллекта и творческих способностей)

- нравственное воспитание детей (воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.