КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды гимнастики
- основная; - гигиеническая; - спортивная; - художественная; - производственная; - лечебная.
Философско-мировоззренческое воспитание. Мировозрение – система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (общество, природу, мир). Возрастные возможности овладения мировоззрением: - в начальных классах – знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие, понимание существенных связей и зависимостей в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер; - в подростковом возрасте – стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Все это расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок - у старшеклассников – потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования твердых взглядов и убеждений, также осуществляется профессиональное самоопределение. Формирование мировоззрения зависит от: - воздействия на интеллект – надо развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать; - воздействия на волю и эмоции – создает и поддерживает благоприятный социально-психологический климат школы; - активной практической деятельности. Гражданское воспитание и формирование базовой культуры личности. Цели гражданского воспитания уважение к государственной власти, любовь к Родине (патриотизм), стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и уважение и солидарность с другими народами и странами (интернационализм). Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценить социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
С содержательной точки зрения, патриотическое воспитание осуществляется в процессе: - включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; - формирования бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию, обычаям, традициям народа; - воспитания любви к малой родине, своим родным местам; - воспитания готовности к защите Родины, укреплению дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов. Сильно связано с гражданским воспитанием правовое воспитание, задачи которого заключаются в доведении до сознания учеников требований правовых норм, и стремление, чтобы эти требования приобрели для личности смысл, стали руководством в повседневном поведении Истоки нравственного и правового сознания школьников лежат, в семье. Нравственное воспитание. Этика – наука изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеческая мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о нравственности. Нравственность – это личностная характеристика объединяющая такие качества: - доброта; - порядочность; - честность; - правдивость; - справедливость; - трудолюбие; - дисциплинированность; - коллективизм. Нравственная норма побуждает человека к определенным поступкам и действиям, может запрещать и предостерегать от них. Нравственная норма - правило имеющее общий характер, распространяющиеся на множество одинаковых поступков. Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания.
Воспитание гуманности. Гуманность – совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. Гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Воспитание сознательной дисциплины.
Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности проявляется в: - выдержанности; - внутренней организованности; - ответственности; - готовности подчиниться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. Дисциплинированность находит свое отражение в культуре поведения. Православная педагогика Цель православной педагогики – вывести человека на путь к спасению и вечной жизни, путь воссоединения с Богом. Предметомправославной педагогики - процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта. Она опирается на: - православное нравственное богословие; - учение православной Церкви о зарождении и развитии духовной жизни человека; - аскетическое учение православной Церкви. Она признает реальность: - духовной основы человека; - духовного мира как мира духов (в том числе духов демонических). Православная педагогика излагает основы воспитания в контексте: - христианских догматов; - святоотеческого опыта; - православного миросозерцания.
Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение педагогики. Назовите объект и предмет педагогики. 2. Перечислите основные задачи и методы педагогики. 3. Определите место педагогики в системе современных наук. 4. В чем состоит особенность педагогики как науки? 5. Перечислите основные категории педагогики. 6. В чем сущность образования как социального явления? 7. Перечислите социокультурные функции образования. 8. Охарактеризуйте образование как систему. 9. Каковы особенности современного мирового образовательного пространства? 10. Охарактеризуйте основные мировые образовательные модели. 11. В чем отличие образовательной системы России от образовательных систем других стран? 12. Перечислите типы образовательных учреждений России. 13. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.
14. Выделите основные закономерности педагогического процесса. 15. Перечислите основные принципы дидактики. 16. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе. 17. Перечислите функции обучения. 18. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения. 19. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса. 20. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях. 21. В чем заключается самостоятельная работа студентов? Каковы ее виды? 22. Какие элементы составляют управленческий цикл? 23. Перечислите виды педагогического анализа и его значение. 24. Перечислите особенности педагогического контроля в высшей школе. 25. Сформулируйте основные закономерности воспитания. 26. Раскройте содержание принципов воспитания, обоснуйте их взаимосвязь. 27. Дайте характеристику сущности и содержанию процесса воспитания. 28. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека. 29. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания. 30. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия. 31. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания? 32. Перечислите принципы семейного воспитания. 33. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье. 34. Что такое семейный конфликт? 35. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей. 36. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми? 37. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье». 38. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры. 39. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?
Глоссарий педагогических терминов. Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка.
Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека. Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции. Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условие для развития, подготовки к общественной жизни и труду. Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы. Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу. Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения. Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью. Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи. Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений. Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу. Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу. Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы. Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся. Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал. Образование -овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Обучение -целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. д. Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения. Семинарские занятия – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога. Синтез – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей. Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Социально-психологический климат в коллективе – система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Стиль педагогического общения – устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых. Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Учебные пособия – материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Факультатив – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Литература. Основная. Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998. Давыдов В. А. Педагогика. – М., 1997. Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984. Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998. Педагогика высшей школы /Р.С. Пионова. – Мн.: Университетское, 2002. – 256 с. Педагогика: Педагогическая теория, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998. Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998. Дополнительная. Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003. Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России. – М., 1996. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности. – М., 1996. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д. 1999. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – М., 1993. Зверева О. Л., Ганичева А. И. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999. Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. Воспитание – проблемы современного образования в России. – М., 1998. История педагогики в России: Хрестоматия. – М., 2000. Каменская Е. И. Педагогика: Курс лекций. – Ростов н/Д. 2003. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. –СПб: Питер, 2006.-250с. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000. Коменский Я. А., Руссо Ж. – Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М., 1990. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997. Педагогика /Под ред. Д. К. Бабанского. – М., 1983. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д. 1998. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1997. Самоенко Ю. А. Психология и педагогика. – М., 2001. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1999. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика. – М., 1992. Харламов О. В. Педагогика. – М., 1997. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. – М., 1998. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |