Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды гимнастики




- основная;

- гигиеническая;

- спортивная;

- художественная;

- производственная;

- лечебная.

 

Философско-мировоззренческое воспитание.

Мировозрение – система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (общество, природу, мир).

Возрастные возможности овладения мировоззрением:

- в начальных классах – знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие, понимание существенных связей и зависимостей в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер;

- в подростковом возрасте – стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Все это расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок

- у старшеклассников – потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования твердых взглядов и убеждений, также осуществляется профессиональное самоопределение.

Формирование мировоззрения зависит от:

- воздействия на интеллект – надо развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать;

- воздействия на волю и эмоции – создает и поддерживает благоприятный социально-психологический климат школы;

- активной практической деятельности.

Гражданское воспитание и формирование базовой культуры личности.

Цели гражданского воспитания уважение к государственной власти, любовь к Родине (патриотизм), стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и уважение и солидарность с другими народами и странами (интернационализм).

Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценить социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

С содержательной точки зрения, патриотическое воспитание осуществляется в процессе:

- включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины;

- формирования бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию, обычаям, традициям народа;

- воспитания любви к малой родине, своим родным местам;

- воспитания готовности к защите Родины, укреплению дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.

Сильно связано с гражданским воспитанием правовое воспитание, задачи которого заключаются в доведении до сознания учеников требований правовых норм, и стремление, чтобы эти требования приобрели для личности смысл, стали руководством в повседневном поведении

Истоки нравственного и правового сознания школьников лежат, в семье.

Нравственное воспитание.

Этика – наука изучающая мораль.

В зависимости от того, как освоена и принята человеческая мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о нравственности.

Нравственность – это личностная характеристика объединяющая такие качества:

- доброта;

- порядочность;

- честность;

- правдивость;

- справедливость;

- трудолюбие;

- дисциплинированность;

- коллективизм.

Нравственная норма побуждает человека к определенным поступкам и действиям, может запрещать и предостерегать от них.

Нравственная норма - правило имеющее общий характер, распространяющиеся на множество одинаковых поступков.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания.

Воспитание гуманности.

Гуманность – совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

Гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми.

Воспитание сознательной дисциплины.

 

Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека нормам, сложившимся в обществе.

Дисциплинированность как качество личности проявляется в:

- выдержанности;

- внутренней организованности;

- ответственности;

- готовности подчиниться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

Дисциплинированность находит свое отражение в культуре поведения.

Православная педагогика

Цель православной педагогики – вывести человека на путь к спасению и вечной жизни, путь воссоединения с Богом.

Предметомправославной педагогики - процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта.

Она опирается на:

- православное нравственное богословие;

- учение православной Церкви о зарождении и развитии духовной жизни человека;

- аскетическое учение православной Церкви.

Она признает реальность:

- духовной основы человека;

- духовного мира как мира духов (в том числе духов демонических).

Православная педагогика излагает основы воспитания в контексте:

- христианских догматов;

- святоотеческого опыта;

- православного миросозерцания.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение педагогики. Назовите объект и предмет педагогики.

2. Перечислите основные задачи и методы педагогики.

3. Определите место педагогики в системе современных наук.

4. В чем состоит особенность педагогики как науки?

5. Перечислите основные категории педагогики.

6. В чем сущность образования как социального явления?

7. Перечислите социокультурные функции образования.

8. Охарактеризуйте образование как систему.

9. Каковы особенности современного мирового образовательного пространства?

10. Охарактеризуйте основные мировые образовательные модели.

11. В чем отличие образовательной системы России от образовательных систем других стран?

12. Перечислите типы образовательных учреждений России.

13. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.

14. Выделите основные закономерности педагогического процесса.

15. Перечислите основные принципы дидактики.

16. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе.

17. Перечислите функции обучения.

18. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения.

19. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса.

20. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях.

21. В чем заключается самостоятельная работа студентов? Каковы ее виды?

22. Какие элементы составляют управленческий цикл?

23. Перечислите виды педагогического анализа и его значение.

24. Перечислите особенности педагогического контроля в высшей школе.

25. Сформулируйте основные закономерности воспитания.

26. Раскройте содержание принципов воспитания, обоснуйте их взаимосвязь.

27. Дайте характеристику сущности и содержанию процесса воспитания.

28. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.

29. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

30. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия.

31. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания?

32. Перечислите принципы семейного воспитания.

33. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье.

34. Что такое семейный конфликт?

35. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей.

36. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми?

37. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье».

38. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры.

39. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?

 

Глоссарий педагогических терминов.

Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка.

Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условие для развития, подготовки к общественной жизни и труду.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы.

Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу.

Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения.

Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью.

Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи.

Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.

Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу.

Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.

Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.

Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод.

Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.

Образование -овладение обучающимися научными знани­ями, практическими умениями и навыками, развитие их ум­ственно-познавательных способностей, мировоззрения, нрав­ственности и общей культуры.

Обучение -целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспи­тание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта чело­вечества, опыта деятельности и познания.

Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. д.

Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.

Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения.

Семинарские занятия – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога.

Синтез – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей.

Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Социально-психологический климат в коллективе – система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.

Стиль педагогического общения – устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых.

Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Учебные пособия – материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Факультатив – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.

Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

 

Литература.

Основная.

Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998.

Давыдов В. А. Педагогика. – М., 1997.

Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984.

Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998.

Педагогика высшей школы /Р.С. Пионова. – Мн.: Университетское, 2002. – 256 с.

Педагогика: Педагогическая теория, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998.

Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998.

Дополнительная.

Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003.

Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России. – М., 1996.

Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности. – М., 1996.

Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д. 1999.

Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – М., 1993.

Зверева О. Л., Ганичева А. И. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999.

Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. Воспитание – проблемы современного образования в России. – М., 1998. История педагогики в России: Хрестоматия. – М., 2000.

Каменская Е. И. Педагогика: Курс лекций. – Ростов н/Д. 2003.

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. –СПб: Питер, 2006.-250с.

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000.

Коменский Я. А., Руссо Ж. – Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М., 1990.

Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997.

Педагогика /Под ред. Д. К. Бабанского. – М., 1983.

Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д. 1998.

Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.

Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1997.

Самоенко Ю. А. Психология и педагогика. – М., 2001.

Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997.

Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003.

Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1999.

Слуцкий В. И. Элементарная педагогика. – М., 1992.

Харламов О. В. Педагогика. – М., 1997.

Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. – М., 1998.

Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.