Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение предприятий и ценообразование в условиях совершенной конкуренции

РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ

Тема 12. ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ

Библиографический список

 

1. Носова, С.С. Экономическая теория / С.С.Носова. – М.: Владос, 2000. – С.97–128.

2. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М.Нуреев. – М.: НОРМА, 2005.– С.221–278.

3. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков – М.: НОРМА, 2002. – С.114–144.

4. Экономическая теория. Микроэкономика -1,2: учебник / под ред. Г.П.Журавлевой. – М.: Дашков и Ко, 2006 – С.345–373.

 


Под рынком ценополучателей понимают такой рынок, на котором производитель товаров, как бы он ни желал повысить или понизить цены на свои товары, не может сделать этого и вынужден продавать их по той рыночной цене, которая сложилась на рынке.

Рынок ценополучателей – это рынок совершенной конкуренции, который характеризуется следующими чертами:

- очень большое количество независимо действующих фирм, причем каждая из них производит малую часть от общего объема продаваемого продукта;

- конкурирующие фирмы производят однообразную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Вследствие однородности продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции;

- ни одна фирма не осуществляет контроль над ценой. Рыночная цена устанавливается на основе отраслевого спроса и предложения и является для отдельной фирмы заданной величиной, к которой она должна приспособиться;

- свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а уже существующие фирмы свободно покидать отрасль, так как нет никаких барьеров – законодательных, технологических, финансовых.

Изучение рынка ценопотребителей имеет практическое значение. В странах с развитой рыночной экономикой к этой модели близок рынок сельскохозяйственной продукции (пшеница, хлопок, картофель). Такой рынок – это образец или стандарт, в сравнении с которым познаются другие рыночные структуры и по которому может быть оценена эффективность рыночной экономики. Рассмотрим спрос и доход фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Спрос на продукцию фирмы является совершенно эластичным, так как каждая единица продукции продается по одной и той же рыночной цене. Кривая спроса принимает вид горизонтальной прямой.

Доход, получаемый на единицу проданной продукции, есть средний доход (AR). Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции средний доход равен цене продаваемого товара.

Общая сумма от продажи всех единиц образует валовой доход фирмы (TR). Если продано Q единиц товара по цене P за единицу, то TR=P+Q.

 
 

 

 


 

 

 
 

 


Рис. 12.1. Предельный и валовый доход

 

Термином "предельные издержки" обозначается величина, на которую изменяются общие издержки при изменении объема выпуска продукции на одну единицу. Предельный доход (MR) - это прирост валового дохода, вызванный увеличением количества произведенной и реализованной продукции на единицу. Иными словами, MR=D TR/ D Q.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен рыночной цене, поскольку каждая дополнительная единица продукции добавляет точно свою цену к валовому доходу. Рассмотрим высказанные положения на условном примере (табл. 12.1).

Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии.

Рассматривая фирму-ценополучателя и ее поведение на рынке, попытаемся ответить на три вопроса:

Как максимизировать прибыль?

Как минимизировать убытки?

Когда закрыть, приостановить выпуск продукции выгоднее, чем продолжать ее производство?

 

 

Таблица 12.1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Различия монополистической конкуренции и олигополии | В условиях совершенной конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.