Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути регулирования процентной ставки




Спрос и предложение денег.

Виды спроса на деньги обусловлены функциями денег как сред­ства обращения и как запаса ценности.

Функция средства обращения обусловливает трансакционный спрос на деньги — спрос на деньги для совершения сделок, покупки товаров и услуг. В классической модели он считался единственным видом спроса на деньги и выводился из уравнения количественной теории денег, формулу которого предложил американский экономист И. Фишер, и кембриджского уравнения, предложенного английским экономистом А. Мар­шаллом.

Из уравнения количественной теории денег

 

М × V = Р × Y

следует, что единственным фактором реального спроса на день­ги (М/Р) является величина реального выпуска (дохода) У. Аналогичный вывод следует и из кембриджского уравнения. А. Маршалл предположил, что если человек получает номи­нальный доход YN, то некоторую долю этого дохода k он хранит в виде наличных денег. Для экономики в целом номинальный доход равен произведению реального дохода на общий уровень цен (Р × У) отсюда формула кембриджского уравнения

 

М = k × Р × У,

 

где k — положительный коэффициент, называе­мый коэффициентом предпочтения ликвидности.

Это уравнение, так же как и уравнение количественной теории денег, показывает прямую зависимость спроса на деньги от уровня совокупного дохода У.

Точка зрения о том, что единственным мотивом спроса на деньги является использование их для совершения сделок, су­ществовала до середины 30-х годов XX веке, пока Дж. М. Кейнс к трансакционному мотиву спроса на деньги не добавил мотив предосторожности и спекулятивный мотив. Соответственно он предложил еще два вида спроса на деньги: предусмотрительный и спекулятивный (см. рис. 18.1).

Предусмотрительный спрос на деньги (спрос на деньги из мотива предосторожности) объясняется тем, что, помимо за­планированных покупок, люди совершают и незапланирован­ные. Предвидя ситуации, когда деньги могут потребоваться неожиданно, люди хранят дополнительные суммы денег сверх тех, которые им нужны для запланированных покупок. Таким образом, спрос на деньги из мотива предосторожности также проистекает из функции денег как средства обращения и, по мнению Дж. М. Кейнса, не зависит от ставки процента и опре­деляется только уровнем дохода.

 

R (M/P)DT R R

 
 


(M/P)D

 

(M/P)DA

 

0 M/P 0 M/P 0 M/P

a) б) в)

 

Рис. 18.1. Виды спроса на деньги:

а — трансакционный и из мотива предосторожности;

б — спекулятивный; в — общий

 

Спекулятивный спрос на деньги обусловлен функцией де­нег как запаса ценности. В качестве финансового актива деньги лишь сохраняя ценность (причем только в неинфляционной экономике), но не увеличивают ее (обладают нулевой доходностью). При этом другие виды финансовых активов, например облигации, приносят доход в виде процента. Чем выше ставка процента, тем больше теряет человек, храня наличные деньги и не приобретая приносящие процентный доход облигации. По­этому определяющим фактором спроса на деньги как финансо­вый актив является ставка процента R, которая выступает альтернативными издержками хранения наличных денег. Высокая ставка процента означает высокую доходность облига­ций и высокие альтернативные издержки хранения денег на ру­ках, что уменьшает спрос на наличные деньги. При низкой ставке (низких альтернативных издержках хранения наличных денег) спрос на деньги повышается, поскольку при низкой до­ходности неденежных финансовых активов люди стремятся иметь больше наличных денег, предпочитая их свойство абсо­лютной ликвидности.

Обратную зависимость спекулятивного спроса на деньги от ставки процента можно объяснить и с точки зрения поведения людей на рынке ценных бумаг. Люди форми­руют портфель финансовых активов таким образом, чтобы мак­симизировать получаемый от них доход, но минимизировать риск. Однако именно самые рискованные активы приносят са­мый большой доход.

Объяснение спекулятивного мотива спроса на деньги, предложенное Дж. М. Кейнсом, называется теорией предпочтения ликвидности, которая основана на идее обрат­ной зависимости между ценой облигации, представляющей со­бой дисконтированную сумму будущих доходов, и ставкой про­цента, которую можно рассматривать как норму дисконта (ставку дисконтирования). Чем выше ставка процента, тем меньше цена облигации. Людям выгодно покупать облигации по са­мой низкой цене, поэтому они обменивают свои наличные день­ги, покупая облигации, и спрос на наличные деньги минима­лен. Ставка процента не может постоянно держаться на высоком уровне. Когда она начинает падать, цена облигаций растет, и люди начинают продавать облигации по более высоким це­нам, чем те, по которым они их покупали, получая доход от раз­ницы в ценах. Чем ниже ставка процента, тем выше цена обли­гаций (выше доход от их перепродажи) и тем выгоднее продавать облигации, обменивая их на наличные деньги. Спрос на на­личные деньги повышается. Когда ставка процента начинает расти, люди снова начинают покупать облигации, снижая спрос на наличные деньги. Таким образом, спрос на деньги находится в обратной зависимости от ставки процента, поэтому кривая спекулятивного спроса на деньги имеет отрицательный наклон (рис. 18.1, б), а функция спекулятивного спроса на деньги имеет вид

 

 

или при линейной зависимости

 

 

Общий спрос на деньги (рис. 18.1, в) складывается из трансакционного и спекулятивного:

 

или при линейной зависимости

,

где k – чувствительность (эластичность) изменения спроса на деньги к изме­нению уровня реального дохода Y, являющаяся положительным пара­метром (k > 0), показывающим, на сколько изменяется спрос на день­ги при изменении уровня дохода на единицу (k = Δ(М /P)D/ΔY);

h – чувствительность (эластичность) изменения спроса на деньги к изменению ставки процента R, являющаяся положительным параметром (h > 0), показывающим, на сколько изменяется спрос на деньги при изменении ставки процента на один процентный пункт (h = Δ(M/P)D/ΔR). Перед параметром k в формуле стоит знак "плюс", что указывает на прямую зависимость спроса на деньги от уровня дохода, а знак "минус" перед параметром h отра­жает обратную зависимость спроса на деньги от ставки про­цента.

В современных условиях представители неоклассического направления признают, что фактором спроса на деньги явля­ется не только уровень дохода, но и ставка процента, причем зависимость между ними обратная. Однако они по-прежнему придерживаются идеи о том, что единственный мотив спроса на деньги – трансакционный. Именно он обратно зависит от ставки процента. Эта идея была обоснована американскими экономистами У. Баумолем (1952) и Дж. Тобисоном (1956) и получила название модели управления наличностью Баумоля–Тобина.

Предложение денег (МS) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические аген­ты при необходимости могут использовать для сделок (фактичес­ки это агрегат M1, хотя в качестве показателя предложения денег может использоваться и агрегат М2):

 

MS=C + D.

 

Современная банковская система - это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хра­нят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд и других активных операций.

В отличие от других финансовых институтов банки облада­ют способностью увеличивать предложение денег ("создавать деньги"). Кредитная мультипликация - процесс эмиссии платеж­ных средств в рамках системы коммерческих банков.

Пример. Депозиты банка 1 выросли на 1000. В ре­зерве остается 20%, то есть 200, а остальные отдаются в ссуду (нор­ма резервов - отношение резервов к депозитам - в данном слу­чае составляет 20%, или 0,2). Таким образом, банк 1 увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 800 + 1000 = 1800. Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на сумму 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц, то есть банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличить предложение денег.

Далее, если эти 800 единиц опять попадают в банк в виде депо­зитов, процесс возобновляется: 20%, то есть 160 единиц, банк 2 оставляет в резервах, а остальные 640 использует для выдачи кре­дитов, увеличивая предложение денег еще на 640 единиц. Банк 3, куда могут попасть эти деньги, добавит еще 512 и так далее.

Если процесс продлится до использования последней денеж­ной единицы, то количество денег в системе можно будет опреде­лить следующим образом: Первоначальный вклад = 1000.

Ссуда 1-го банка (дополнительное предложение денег) = (1- 0,2)×1000 = 800.

Ссуда 2-го банка = (1- 0,2)[(1 - 0,2)×1000]=(1- 0,2)2×1000=640.

Ссуда 3-го банка = (1 - 0,2)[(1 - 0,2)2×10001=(1- 0,2)3×1000=512.

(в квадратных скобках имеем сумму членов геометрической про­грессии со знаменателем (1 - 0,2), т.е. меньше единицы. По определению эта сумма равна

 

.

 

В общем виде суммарное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита (включая первый депозит),
равно:

,

где rr - норма банковских резервов;

D - первоначальный вклад.

Коэффициент называется банковским мультипликатором, или депозитным мультипликатором.

Если же исходить из того, что первый вклад в 1000 единиц появился в банке вследствие сокращения на эту же сумму объема наличности (С), то есть в результате этой операции предложение денег не изменилось, то дополнительное предложение денег в эко­номике, возникшее в итоге кредитной мультипликации, составит: 5000. В данном случае мультиплицируется первая ссуда (пер­вого банка), или первый новый депозит, появившийся во втором банке в процессе денежного расширения (а не вследствие просто­го перевода денег из наличной формы в форму депозита).

Более общая модель предложения денег строится с учетом роли Центрального банка, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Она включает ряд новых переменных.

Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные день­ги) – это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность бан­ков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через MB, банковские резервы - через R, тогда

 

MB = C+R,

 

где MB - денежная база;

С - наличность;

R - резервы.

 

MS = С + D,

 

где MS - предложение денег;

С - наличность;

D - депозиты.

Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложе­ния денег к денежной базе:

 

Денежный мультипликатор можно представить через отно­шение наличность-депозиты cr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования):

 

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D (депозиты) и получим:

 

 

Величина cr определяется главным образом поведением насе­ления, решающего, в какой пропорции будут находиться налич­ность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполага­ют держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно представить следующим образом:

.

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величи­ны денежной базы и денежного мультипликатора (или мульти­пликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показы­вает, как изменяется предложение денег при увеличении денеж­ной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор).

Центральный банк может контролировать предложение де­нег прежде всего путем воздействия на денежную базу.Измене­ние денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликатив­ный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изме­нения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

-первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального банка перед населени­ем и банковской системой (воздействие на величину на­ личности и резервов);

-последующее изменение предложения денег через процесс
"мультипликации" в системе коммерческих банков.

Инструменты денежной политики корректируют величину де­нежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на муль­типликатор.

Выделяют три главных инструмента денежной политики,с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно кредитной сферы:

1) изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), то есть ставки по которой Центральный Банк кредитует коммерческие банки;

2) изменение нормы обязательных резервов, то есть минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном банке;

3) операции на открытом рынке:купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).

Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а следовательно, денежной базы и мультипликатора (подробнее они будут рассмотрены в следующей главе).

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:

1) коммерческие банки сами определяют величину избыточ­ных резервов(они входят в состав R), что влияет на отношение rr и, соответственно, на мультипликатор;

2) Центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;

3) величина сr определяется поведением населения и другими
причинами, не всегда связанными с действиями Центрального банка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.