Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентуации характера подростков

Акцентуации и психопатии характера

 

Акцентуации характера – варианты нормы, выраженность черт характера которые не достигают такой степени, чтобы стать причиной социальной дезадаптации.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые определяют весь психический облик человека, в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособляться к окружающей среде.

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с возрастом. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых психотравмирующих ситуациях, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины.

При акцентуациях же нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "слабому месту" данного типа характера. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места".

 

Акцентуации – наиболее выраженные черты характера, которые могут привести к социальной дезадаптации и способствовать антисоциальному поведению подростков.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. Своеобразие выделяющихся черт характера позволяет построить их типологию.



Типологии акцентуаций характера подростков:

 

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа с детства отличаются большой шумливостью, неугомонностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. В компаниях сверстников тяготеют к лидерству, любят риск и авантюры, своей непоседливостью приносят массу хлопот взрослым. Одноклассникам импонирует их физическая сила, находчивость, умение постоять за своих, найти выход из трудной ситуации. Несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, они учатся неровно из-за неустойчивости характера, отвлекаемости и недисциплинированности.

Главная их черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение, которое лишь изредка омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию подростка, подчинить его своей воле. Реакция эмансипации - у них ярко выражена, они во всем довольно рано проявляют самостоятельность, независимость, инициативу, не терпят мелочной опеки. При отсутствии должного контроля и надлежащего воспитания гипертимный подросток может оказаться в "плохой компании", пристраститься к спиртному, наркотикам, рано начать половую жизнь.

"Слабым местом" гипертимного подростка является непереносимость однообразной обстановки, монотонного труда, неспособность длительно соблюдать определенные правила поведения. Конфликты со сверстниками возникают из-за претензий на роль вожака.

Нередко к таким подросткам применяют репрессивные меры воздействия, что зачастую не только не исправляет положение дела, но еще больше настраивает их против воспитателей. Тактика психолого-педагогического воздействия должна исходить не из подавления, а из искусной переориентации подростка на интересующую его социально полезную деятельность, где бы он мог удовлетворить свои лидерские потребности и получить энергетическую разрядку в деятельности.

2. Лабильный (циклоидный) тип. Главная черта таких подростков - крайняя неустойчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко под воздействием ничтожных, малозаметных для окружающих поводов. Смена настроения влияет соответственно и на отношения подростков с окружающими. Этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, кто с ними приветлив, заботлив, любит и уважает их. Утрата близких переносится ими очень тяжело. Они способны на преданную дружбу, предпочитая дружить с теми, кто в трудную минуту способен утешить, отвлечь, при нападках - защитить. Любят компании, новую обстановку, в которых ищут лишь новые впечатления.

Реакция эмансипации выражена умеренно, она усиливается в случае неблагоприятной семейной обстановки, когда такие подростки рвутся из дома. Тяга к группированию со сверстниками также выражена умеренно. В группе товарищей на роль вожака они никогда не претендуют.

"Слабым местом" лабильного (циклоидного) подростка является эмоциональное отвержение со стороны близких лиц, утрата их или полная разлука с ними. Длительная неблагоприятная обстановка в сочетании с недоброжелательным вниманием со стороны окружения, эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких, может толкнуть такого подростка на поиски эмоциональных контактов в асоциальных компаниях. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию – сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить...

3. Сенситивный (чувствительный) тип. Главная черта -с детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. К родным обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто слывут "домашним ребенком".

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Реакция эмансипации - обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа – "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности". К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики принимают на себя облик развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта: борьбой, гантельной гимнастикой и т. п. Сенситивные подростки разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к отклоняющемуся от нормы (делинквентному) поведению сенситивные подростки не склонны. Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Питают отвращение ко лжи и маскировке.

Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

4. Психастенический (тревожный) тип. Главная черта – проявляющаяся в детстве робость, пугливость, моторная неловкость, склонность к рассуждениям и ранним "интеллектуальным интересам". Иногда в детском возрасте обнаруживаются фобии – боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь оказаться закрытого пространства и т. п. Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и легкость образования навязчивых страхов. Тревожная мнительность психастенического подростка целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем. Как бы чего не случилось ужасного и непоправимого с ними самими, а еще страшнее с теми близкими, к которым имеют привязанность. Опасности реальные и невзгоды, уже случившиеся, пугают куда меньше. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм.

Реакция эмансипации. Все описанные формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны психастеникам. Ни отклоняющееся от нормы поведение, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях не встречаются. Их место полностью вытесняют навязчивые, мудрствования и самоанализ. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, редко бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные (например, истероидные).

Слабое место - нерешительность и рассуждательство у психастенического подростка неразрывно связаны. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. Реакция гиперкомпенсации у психастенических подростков проявляется в виде самоуверенных и безапелляционных суждений, в утрированной решительности действий в те моменты, когда требуется неторопливость осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.

5. Шизоидный (интравертированный) тип. Главными чертами подростков с данным типом акцентуации являются замкнутость, погруженность в мир далеких от реального мира мыслей, идей, образов, увлечений. Они малоспособны устанавливать контакты со сверстниками вследствие недостаточно развитой интуиции. Не способны угадывать мысли, желания и переживания других, не способны сопереживать, откликаться на радости или печаль другого, понять чужую беду. Эти черты создают впечатление холодности и черствости.

Реакция эмансипации у них проявляется своеобразно: подросток может не замечать мелочной опеки в быту, подчиняться существующему порядку и режиму, но бурно протестует на малейшую попытку вторгнуться во внутренний мир своих увлечений, интересов.

Реакция группирования со сверстниками выражена слабо. Замкнутость и отгороженность затрудняет контакты, неподатливость же влиянию извне не позволяет слиться с группой.

"Слабым местом" такого подростка является его неспособность к общению с окружающими, требующему искреннего внимания, сочувствия и активной помощи. Недостаток интуиции проявляется в отсутствии непосредственного чувства действительности, в неумении проникнуть в чужие переживания, угадать желания других, догадаться о неприязненном отношении к себе или, наоборот, о симпатии и расположении. Не умеют уловить тот момент, когда не следует навязывать свое присутствие и когда, наоборот, надо выслушать, посочувствовать и не оставлять собеседника с самим собой. Большинство шизоидных подростков любит книги, поглощают их запоем, чтению предпочитают все другие развлечения. Выбор для чтения может быть строго избирательным. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки – игра на музыкальных инструментах, прикладное искусство – все это также может составить предмет увлечений...

Алкоголизация для шизоидов не характерна. В отдельных случаях алкоголь, а также наркотики могут использоваться в качестве "коммуникативного допинга" как средство, облегчающее установление контактов со сверстниками. Отклоняющееся от нормы (делинквентное) поведение встречается редко. Если правонарушения совершаются, то, как правило, в одиночку, с целью добиться признания среди сверстников. Шизоидные подростки предпочитают воровать в одиночку, выбирают воровскую "профессию", требующую искусных навыков (кража денег из внутренних карманов или умение влезть в квартиру через форточку и др.).

6. Эпилептоидный (возбудимый) тип. Некоторые черты этого типа обнаруживаются еще в детстве. Ребенок может часами плакать, его трудно утешить. Довольно рано могут выявляться садистские наклонности: такие дети любят мучить животных, дразнить малышей и издеваться над ними. Главной чертой эпилептоидного подростка является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения, сопровождающиеся накипающим раздражением и поиском "козла отпущения", на котором можно сорвать зло. С этим тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным. В таком состоянии подросток может нагрубить, оскорбить, ударить, способен яростно крушить все, что попадает под руку. Реже ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе повреждений, иногда даже тяжелых. Алкогольное опьянение часто сопровождается диким возбуждением, стремлением все бить и крушить, драками. В группе подростковой компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктующего всем и все, но всегда в свою пользу. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними. Измен как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают. Невинный флирт трактуется как тяжкое предательство.

Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков протекает очень тяжело. Дело может доходить до проявления крайней озлобленности и мстительности по отношению к родным и даже до полного разрыва с ними. В то же время они склонны к угодничеству перед начальством, если ждут от него поддержки или каких-либо выгод для себя. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию, с желанием занять позицию безусловного лидера. Однако, упоенные властью, они теряют чувство меры, чем вызывают возмущение сверстников, которые их ниспровергают. Такие подростки склонны к азартным играм, из спортивных занятий предпочитают те, которые позволяют развить физическую силу (тяжелая атлетика, борьба, бокс и т. п.).

Слабым местом этой акцентуации является неспособность унять свое властолюбие, необузданная ревность. Эпилептоиды чувствуют себя нередко на высоте в условиях жесткого дисциплинарного режима, где умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть формальными постами, дающими в их руки определенную власть, установить диктат над другими и использовать свое положение к собственной выгоде.

7. Истероидный (демонстративный) тип. Отличительной чертой подростков этого типа является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей персоне, восхищения, удивления, почитания и сочувствия. Им свойственны: лживость и фантазирование, которые целиком направлены на приукрашивание своей особы и привлечения к себе внимание окружающих. Даже успехи в учебе в младших и средних классах во многом зависят от того, ставят ли их в пример одноклассникам. В подростковом возрасте с целью - привлечь к себе внимание, могут встать даже на путь нарушения правил поведения. Отклоняющееся поведение (делинквентность) сводится к прогулам, нежеланию учиться и работать, так как "серая жизнь" им не по вкусу. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах, с детских лет могут начать убегать из дома. Любят преувеличивать свою алкоголизацию, употребление наркотиков, прихвастнуть огромным количеством выпитого, блеснуть изысканным набором алкогольных напитков или расписывать необычный "кайф" от приема экстравагантных наркотических средств типа героина или ЛСД.

Им свойственна реакция оппозиции на утрату роли семейного кумира и даже на уменьшение привычного внимания со стороны близких. Чаще всего эта реакция оппозиции проявляется такими нарушениями поведения, как вдруг начавшиеся выпивки, знакомство с наркотиками, воровство, прогулы, участие в асоциальных компаниях. Все это делается с целью вернуть со стороны родных прежнее внимание и заботу. В поведении истероидного подростка на первое место следует поставить суицидальный шантаж. Способы при этом избираются либо безопасные (порезы вен на предплечьи, принятие лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими. В целях предупреждения могут применять приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т. п. Свойственно истероидам и "бегство в болезнь", для достижения этой цели используется разыгрывание роли наркомана, суицидальные угрозы и жалобы, почерпнутые из медицинской литературы и учебников по психиатрии. Истероидные фантазии изменчивы и всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей. Подростки легко вживаются в роль, ведут себя соответственно своим выдумкам. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, могут выступать в роли зачинщиков беспорядков. В порыве, экстазе, воодушевленные обращенными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость. Но они всегда оказываются вожаками на час – перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Истероидные подростки не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в новую, чтобы начать все сначала. Если от истероидного подростка слышишь, что он разочаровался в своих приятелях, можно смело полагать, что те "раскусили" его. Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Выделяются лишь те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление на окружающих.

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления - побеги из дома, конфликты с родными, громогласные требования свободы и самостоятельности. Однако подлинная свобода и самостоятельность им несвойственны, от внимания и забот близких они вовсе не жаждут избавиться. Реакция группирования со сверстниками всегда связана с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе.

Слабым местом истероидного подростка является эгоцентризм, неспособность занять видное положение среди сверстников, поэтому он тяжело переживает утрату внимания окружения или особо значимых лиц, удары по самолюбию, развенчания своей исключительности. Все это может приводить к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая имитацию попыток самоубийства, а также нарушения поведения, уход в асоциальные компании.

8. Конформный (зависимый) тип. Главная черта этого типа - постоянное соглашательство с тем, что диктует непосредственное окружение. Эти подростки как бы утрачивают свое личное отношение к происходящему вокруг. Их главное качество, жизненный принцип - жить "как все", думать, поступать, "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и оценок. Во всем они держатся "золотой" середины, не отличаясь ничем от большинства, стремятся всегда соответствовать своему окружению и поэтому совершенно не могут ему противостоять. Конформные подростки - полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении - это неплохие ребята, исполнительные и старательные. Попав же в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и поведение. Вот почему такие подростки "за компанию" легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформные ребята предпочитают плыть по течению, не раскрывая до конца свои потенциальные возможности в учебе и трудовой деятельности. Им не свойственны инициативность, смелость, решительность, оригинальность в суждениях и поступках. Они очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью группы, не изъявляя никакого желания менять по личной инициативе одну группу на другую.

Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Выбирают работу, которая бы не требовали постоянной личной инициативы. Но могут выполнять относительно высококвалифицированную и даже напряженную работу, если она четко регламентирована.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие пытаются оторвать конформного подростка от привычной группы сверстников или противодействовать имитации распространенных в этой группе увлечений, манер поведения, одежды и т. д. Реакция группирования со сверстниками выражается в "растворении" в своей привычной группе без претензий на лидирующее положение.

Слабое место конформного подростка - неспособность противостоять дурному влиянию. Если по какой-либо причине привычная группа сверстников изгоняет его, он, как правило, поддается влиянию уличных компаний - втягивается в алкоголизацию, употребление наркотиков, в групповые правонарушения, его легко подбить на побег из дому или на расправу с чужаками.

9. Паранойяльная акцентуация как особый тип характера. Это – наиболее поздно развившийся тип характера: он отчетливо формируется в зрелом возрасте, чаще в 30—40 лет. В подростковом и юном возрасте эти лица бывают наделены эпилептоидными или шизоидными чертами, иногда истероидными и даже гипертимными. В основе паранойяльной акцентуации лежит завышенная оценка своей личности – своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда глубокое убеждение, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят – всегда истина в «последней инстанции». Но паранойяльная акцентуация, пока она не достигла патологического уровня – паранойяльной психопатии – также является вариантом нормы, хотя и крайним. Сверхценные идеи отличаются от бредовых тем, что воспринимаются непосредственным окружением или его частью как вполне реальные или возможные и допустимые. Отсутствие бредовых идей отличает паранойяльную акцентуацию от паранойяльного психоза.

Существуют так же смешанные типы акцентуаций характера[1].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характер и его структура | Тема 2. Правовая социализация личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.