Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самое трудное время для адаптации период до 3 (6) месяцев

Социальная реадаптация освобожденного

 

Необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы, по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях, активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Наиболее распространенной формой психологического воздействия является психотерапевтическая беседа с освобождаемым. В нее включаются следующие вопросы:

· информация о порядке освобождения и соблюдении в дальнейшем правил административного надзора;

· ознакомление с правилами прописки;

· консультации по трудоустройству;

· рекомендации по восстановлению контактов в семье;

· советы, где и как продолжить учебу;

· как вести себя при недоверии и настороженном отношении к освобожденному со стороны свободных граждан и т. п.

Психотерапевтические беседы проводятся индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психологическому складу. С замкнутыми или легко ранимыми осужденными рекомендуется проводить преимущественно индивидуальные беседы.

Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: научиться расходовать заработанные за период нахождения в местах лишения свободы деньги, обеспечивать себя питанием, одеждой, жильем, мобильно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний и т. д.

Социальная адаптация в значительной мере зависит от степени социальной отчужденности освобожденного, характера его преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит. Труднее адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче - спекулянтам, взяточникам, расхитителям и пр.

Основная масса рецидива приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения.

 


Задания для самоконтроля

 

Задача 1.

Профессиональный вор приехал в город, что бы что-то украсть. Сидит на вокзале, рядом женщина с ребенком. Женщина обращается в вору и просит посмотреть за вещами. И вот он сидит и караулит чемодан, который хотел украсть. Что это?

Задача 2.

Проанализируйте ситуацию из рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» в двух аспектах: как криминальную и следственную.

1. Как криминальную и следственную исходя из действующего уголовного кодекса РФ.

2. Правильно ли Денис Григорьев признан обвиняемым по делу?

3. Если он виноват, в чем состоит его вина, если не виноват, то почему?

Задача 3.

Пятнадцати летний ученик С. Был на хорошем счету в школе и дома. Любил ходить с отцом на охоту. Одно из ружей было в его полном владении. Однажды он был на охоте с отцом и много стрелял. После охоты С. возвращался один без отца. По дороге С. повстречал двух одноклассниц. Захотелось обратить на себя внимание, и в шутку пригрозил одной из них: «Люда, я сейчас тебя подстрелю!». Быстро зарядив ружье патроном, прицелившись, неожиданно для себя выстрелил. Девочка умерла там же на месте. С. был в отчаянии и долго не мог понять, что произошло. С. был осужден за неосторожное убийство.

1. Дайте анализ психолого-юридической квалификации совершенного деяния.

2. Оцените правильность юридической квалификации.

Задача 4.

Запись в дневнике подростка: «Мое поколение вступает сейчас в жизнь. Какая она – эта ваша жизнь? Какую вы ее нам оставляете? Мир жестокости и озлобленности против всех. Когда тебя никто не любит, трудно любить самому. Я очень расчетливый, холодный, спокойный и упорный человек. Но мы все, все без веры, без любви и нравственных принципов».

1. Дайте анализ психического состояния подростка.

2. Какому типу акцентуации соответствуют его взгляды.

3. Может ли такая психологическая характеристика подростка способствовать совершению преступления.

Задача 5.

Вл. Младший сын в семье. Братья в прошлом судимы. Вл. За свое поведение стоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. В семье его часто избивали, родители злоупотребляли спиртными напитками. За серию краж был привлечен к уголовной ответственности. По первому эпизоду он с приятелями похитили ночью в доме одного из жителей поселка алюминиевый бочек с мукой, настенные часы и 500 руб. денег. По второму эпизоду так же с приятелями проникли в кинобудку откуда похитили цветной металл и детали кинопроектора. По третьему эпизоду из строительной бытовки похитили бензопилу, ячейку куриных яиц, пачку чая и наручные часы.

Преступления свои объясняет тем, что под влиянием друзей и старшего брата не мог отказаться от краж на стадии их замысла и увлекается процессом краж во время их совершения. А после ему было интересно похищенные вещи реализовывать. На вопрос, почему он выбрал таких друзей Вл. Ответил, что больше дружить не с кем.

По результатам обследования Вл. Имеет высокий уровень эмоциональной возбудимости, у него не развиты приемы преодоления стрессов – это способствует непосредственному и не сдержанному характеру поведения, считает себя по характеру агрессивным, и что зол на себя и на других. Что лучше покончить с собой, чем так жить.

1. Является ли Вл. Человеком со сформированным сознанием?

2. К какому типу акцентуации следует отнести Вл.

Задача 6.

Два друга детства Ф. и В., оба спортсмены, любят одну девушку К.

Ф., встретившись с девушкой, просит выйти за него замуж. К., отвечает, что не может этого сделать и просит что-то сделать с В., ну хотя бы убить его., после того как К. обещала если Ф. убьёт В., выйти за Ф замуж. Ф. нашел на озере В., где тот рыбачил и, сказав, что он не виноват, так получилось, из обреза убил В.

1. Проанализируйте психологическую ситуацию.

2. Определите, к какому типу акцентуации относятся Ф. и К.

Контрольные вопросы по курсу дисциплины "Юридическая психология"

1. Что изучает правовая психология?

2. Дайте характеристику правовой социализации и ее основных агентов.

3. Что такое дефекты правовой социализации?

4. В чем сущность дефектов правовой социализации в семье?

5. Назовите типы неблагополучных семей.

6. Какие семьи отличаются наибольшим криминогенным потенциалом?

7. Что такое асоциальная личность и каковы ее истоки?

8. В чем проявляется криминогенность правовой социализации в школе?

9. Какую психологическую функцию выполняют стихийные подростковые группы?

10. Каковы психологические предпосылки эффективности правовых норм?

11. Перечислите основные факторы сопротивления закону.

12. Дайте классификацию психологических типов преступников.

13. Каковы психологические особенности корыстных преступников?

14. Определите психологические особенности насильственных преступников.

15. Каковы психологические особенности серийных убийц?

16. Дайте психологическую характеристику "киллеров".

17. Каковы психологические особенности серийных сексуальных убийц?

18. Каковы психологические особенности женщин-преступниц?

19. Назовите основные психологические причины преступности.

20. В чем специфика мотивации убийств?

21. В чем специфика мотивации корыстных преступлений?

22. Раскройте особенности мотивации изнасилований.

23. Дайте характеристику "игровой" преступной мотивации.

24. Раскройте типологию преступных групп.

25. Дайте характеристику организованных преступных групп.

26. Какие существуют разновидности бандитских групп?

27. Какова структура организованных преступных формирований?

28. Перечислите основные функции преступных традиций и обычаев.

29. Каковы психологические механизмы сплочения преступной группы?

30. Назовите основные атрибуты криминальной субкультуры и охарактеризуйте их.

31. Перечислите основные подростковые поведенческие реакции.

32. Какова связь акцентуаций характера с преступным поведением подростков?

33. Раскройте мотивацию корыстных преступлений несовершеннолетних.

34. Перечислите основные средства предупреждения криминогенности неблагополучных семей.

35. Укажите основные пути предупреждения криминогенности школьного неблагополучия.

36. Каковы основные пути профилактики криминогенных подростковых групп?

37. Дайте психологическую характеристику следственной деятельности.

38. Перечислите основные морально-политические качества следователя.

39. Какие типы мыслительных задач приходится решать следователю?

40. Назовите важнейшие характерологические качества следователя.

41. Что такое психофизиологические качества следователя и где они проявляются?

42. Назовите объективные предпосылки профессиональной деформации личности следователя.

43. Укажите основные пути предупреждения профессиональной деформации следователя.

44. В чем состоит психологическая подготовка следователя к допросу?

45. Каковы условия к установлению следователем психологического контакта с допрашиваемым?

46. Назовите приемы "оживления" памяти допрашиваемого.

47. Каковы мотивы дачи ложных показаний свидетелями и потерпевшими?

48. Укажите основные мотивы дачи ложных показаний подозреваемым, обвиняемым.

49. Перечислите основные тактические приемы изобличения допрашиваемого во лжи и дайте их краткую характеристику.

50. Каковы психологические предпосылки успешного проведения очной ставки?

51. Как осуществляется следователем психологическая подготовка участников очной ставки?

52. Чем характеризуется с психологической точки зрения осмотр места происшествия?

53. Какова роль воображения в поисково-реконструктивной деятельности следователя при проведении осмотра?

54. Что такое преступная инсценировка и каковы ее основные признаки?

55. С какой целью создаются преступные инсценировки?

56. Какую информацию о личности преступника может дать осмотр места происшествия?

57. Дайте психологическую характеристику обыска.

58. В чем состоит подготовка следователя к предстоящему обыску?

59. Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым.

60. Какие существуют приемы, с помощью которых вызываются непроизвольные реакции у обыскиваемого?

61. В чем состоит подготовка следователя к проведению опознания?

62. Назовите психологические механизмы опознания.

63. В каких случаях не рекомендуется проводить опознание?

64. Перечислите основные признаки внешности человека, которые более всего запоминаются опознающими.

65. Что такое следственный эксперимент и с какой целью он проводится?

66. Назовите основные виды следственного эксперимента.

67. Каким требованиям должен отвечать следственный эксперимент.

68. Что является объектом судебно-психологической экспертизы?

69. Назовите основные вопросы, относящиеся к компетенции судебно-психологической экспертизы.

70. Дайте психологическую характеристику деятельности адвоката-защитника.

71. Перечислите важнейшие профессиональные качества защитника.

72. Чем обусловливается конфликтный характер деятельности защитника и в чем это проявляется?

73. Какие типичные психические состояния характерны для подследственного (обвиняемого)?

74. Что такое стратегия и тактика защиты по уголовным делам? Дайте характеристику их разновидностям?

75. Раскройте психологическое содержание отношений адвоката-защитника с прокурором и судом.

76. В чем значение защитительной речи адвоката в суде и каковы психологические требования к ней?

77. Перечислите важнейшие профессиональные качества судьи.

78. Что такое профессиональная деформация судьи и в чем она выражается?

79. В чем состоят психологические особенности судебного допроса?

80. Перечислите основные тактические приемы судебного допроса.

81. Назовите тактические приемы допроса подсудимого, не признающего себя виновным.

82. Каковы психологические особенности допроса свидетелей и потерпевших?

83. В чем специфика судебного допроса малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших?

84. Каково значение судебных прений и в чем состоит их психологическое воздействие на судей?

85.Перечислите основные требования к речи прокурора и защитника.

 


Задания для самоконтроля

 

Задача 1

Потерпевшая А. показала следующее: когда она возвращалась из командировки поздно вечером 26 декабря, на нее было совершено разбойное нападение неизвестными лицами, отобравшими в числе вещей, бывших при ней, и ценную посылку, переданную для ее сослуживца. Место нападения, указанное потерпевшей, было плохо освещено, но она уверенно описала приметы грабителей. Один из них блондин, одетый в коричневое пальто с повязанным вокруг шеи красным шарфом с зелеными полосками; другой – шатен, облаченный в темно-фиолетовое пальто и малинового цвета свитер.

Следователь усомнился в достоверности показаний потерпевшей.

Какими знаниями об особенностях зрительных ощущений руководствовался следователь при оценке показаний потерпевшей А?

 

Задание к задаче 1.

Назовите методы юридической психологии. Какие вспомогательные методы используются?

Задача 2

Некий Кузин был арестован по подозрению в убийстве своей жены. На очередном допросе Кузина, отрицав­шего свою вину, следователь достал из сейфа конверт с фото­снимками трупа и места происшествия. На конверте было на­писано: «Лично прокурору». Следователь стал рассматривать снимки так, что подозреваемому были видны лишь надпись на конверте и оборотная сторона фотографии. При этом ему было предложено рассказать, как он возвращался с кладбища, рас­ставшись с женой, которую впоследствии нашли убитой. «Этот пакет испугал меня, - вспоминал потом Кузин. - Я был уве­рен, что каждый мой шаг был сфотографирован, и поэтому все рассказал правильно. Лишь позднее я понял, что никто меня не мог фотографировать». Следователем ни одного слова от­носительно пакета и его содержания Кузину сказано не было.

Задание. В чем сущность правомерного психического воздей­ствия? Каковы его критерии? Назовите познавательные зада­чи следователя.

Задание к задаче 2.

Факторы, влияющие на правомерное поведение и факторы, влияющие на противоправное поведение лица.

Задача 3

Труп Н. обнаружен в ванне квартиры, кото­рую она занимала. Ванна была наполнена чуть ли не до краев, так что лежащая подбородком почти касалась воды, на по­верхности которой плавала рвотная масса. В кухне на столе стояла бутылка с лимонадом и стакан с небольшим количе­ством жидкости. Запах миндаля свидетельствовал о том, что, скорее всего в лимонаде был яд. На столе лежала записка сле­дующего содержания: «Дорогая мама, прости за причиненное тебе горе. Другого выхода не было».

Задание. Сформулируй­те понятие инсценировки и охарактеризуйте ее виды. Назови­те признаки, по которым она может быть разоблачена. Оцени­те вышеприведенную ситуацию в указанном аспекте.

Задача 3.

Выступает ли в предложенной для разбора ситуации физиологический аффект как юридическая категория? (Ответ обосновать, проведя анализ приведенной ситуации).

Вечером 11 сентября Б. с женой В. находился в гостях у знакомых. После употребления спиртных напитков жена В. почувствовала себя плохо и осталась ночевать, у знакомых, а Б. с ребенком ушел домой. В пятом часу утра 12 сентября жена В. возвращалась домой. На улице ее неожиданно настиг незнакомый мужчина, сбил ее с ног и изнасиловал. Придя домой Е. рассказала об этом мужу. Б., ушел на работу, где с целью мести насильнику отточил круглый напильник. Около 17 часов он вернулся с работы и принес с собой напильник. В разговоре с женой он заявил, что насильник не имеет права жить и что он убьет его. В 18 часов Б. на дворе своего дома увидел трех парней, которые кого-то искали. Внешность незнакомцев вызвала у него подозрение. Б. забежал в свою квартиру, взял напильник, попросил жену, чтобы она вышла с ним и посмотрела, нет ли среди них насильника. Жена неуверенно показала на одного из парней. После этого Б. ударом заточенного напильника, убил указанного молодого человека.

Задание к задаче 3.

Значение терминов «Правомерное и противоправное поведение».

Назовите конфликтные эмоциональные состояния.

Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффектов, назовите отличия аффектов от стрессов.

Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления.

Задача № 4.

Проживающая одиноко 42-летняя Я. была уби­та в собственном доме, расположенном обособленно на краю деревни. При осмотре места происшествия следователь обра­тил внимание на то, что следы мужской обуви на свежевымы­том полу вели от входа в дом через сени, коридор, кухню, про­ходную комнату к спальне и далее непосредственно к крова­ти, на которой был обнаружен труп Я., и обратно в том же направлении. Сообщила о случившимся соседка убитой, которая рано утром зашла и дом к Я. за молоком, сняв по привыч­ке тапочки, в которые была обута, в сенях, дверь была не заперта.

Задание к задаче 4.

Какие версии следует выдвинуть на основе анализа поведения преступника на месте происшествия? Дай­те им психологическое обоснование.

Задача № 5.

Поздней ночью, около 23 часов, Николаев и Петров, поджидали попутную машину, стояли на обочине до­роги. Место было неосвещенным. Николаев находился здесь около часа, Петров недавно вышел из дома. Мимо промча­лась машина, водитель которой не остановился. В дальнейшем, на допросе в качестве свидетелей Николаев дал показания, относящиеся к описанию машины и людей, находящихся в ка­бине. Петров же сказал, что ни машину, ни людей в ней опи­сать не может. Он указал лишь на то, что машина была грузовая. Николаев и Петров одного возраста, зрение у обоих нормаль­ное.

Задание к задаче 5.

Какая из психофизиологических закономерностей зрительных ощущений должна быть учтена следователем при допросе этих свидетелей и оценке их показаний?

 

Задача № 6.

Следователь и другие должностные лица, про­изводя обыск, должны одновременно обследовать жилище, раз­личные постройки, участки местности; наблюдать за поведени­ем обыскиваемого и обыскивающих; анализировать обстанов­ку на месте производства обыска с целью получения информа­ции, необходимой для расследования.

Какое из свойств внимания особенно ярко проявляется в данной ситуации?

Задание № 1.

Что такое агрессивность как свойство личнос­ти, в чем она проявляется? «Норма агрессии» и «норма возмездия» - их психолого-правовая оценка.

Задание № 2.

Что представляют собой психические анома­лии, психические расстройства? Какое влияние они могут ока­зывать на поведение человека?

Задание № 3.

Какие психологические факторы влияют на процесс оценки доказательств, познания истины в суде?

 


Основная литература.

1. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов. – 2-е изд. Перераб. – М.: Норма, 2009. – 640 с.

2. Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. – 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009.

3. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е. – М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2008.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2006.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.

6. Чуфаровский Ю.В Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2005.

8. Свердюков Н.В. Юридическая психология. Учебно-методические материалы. – М., РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2008

 

Дополнительная литература

1. Аминов И.И. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: Юнити. 2008.

2. Андреева Г.Н. Социальная психология. М., 1996.

2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

3. Антонян Ю.М., Преступность среди женщин. М., 1992.

4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ. 1996.

5. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1998. — 124 с.

6. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: Их статика, динамика, систематика (1933). – В кн.: Избр. тр., М.: Медицина, 1964, с. 116—252.

7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. – Киев: Выща школа, 1981.

8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 256 с.

9. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология. Издательства: Юнити-Дана, Закон и право, 2002 г.

10. Перминов О.Г. Проблемы реализации уголовного наказания. М.: 2003.

11. Попов Ю.В. Новый подход к диагностике психопатий (расстройств личности). – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991, №2, с. 5—14.

12. Попов Ю.В. Классификация психопатических нарушений у подростков. – В кн.: Психопатические расстройства у подростков. Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1987, с. 64—70.

13. Рабочая книга пенитенциарного психолога. Под ред. Мокрецова А.И., Голубева В.П., Шамиса А.В. Москва, 1998. - 208 с.

14. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М, 2001.

15. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза. М, 1997.

16. Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. М., 1997.

17. Семичов С.В. Предболезненные психические расстройства. – Л.: Медицина, 1987.

18. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

19. Шизоидность:?! / Н.И. Конюхов, Е.Н. Конюхова – М.: ДеЛи плюс, 2011. – 352 с.


[1] Подробнее см. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

[2] Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1998. — 124 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные средства исправления и перевоспитания осужденных | Философия и ее роль в обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.