Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные системы «наполеоновских» стран

К «наполеоновским» странам относятся: Бельгия, Греция, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

Название связано с тем, что основы административных систем этих стран заложены Наполеоном I, основным принципом которых является жесткая вертикальная централизация.

Особенность всех этих стран состоит в следующем:

1. Широкое присутствие государства в политической и социальной сферах жизни общества

2. Доминирование центрального уровня управления в отношениях с регионами

3. Государство в глазах граждан представляется как символическое выражение общественного интереса

4. Традиционно сильная государственная бюрократия, престиж и статус которой в данных странах очень высок (25% от всех занятых во Франции)

5. Численное доминирование карьерных чиновников над политическими (Франция – 40:1, США – 5:1)

6. Корпус высшего чиновничества более закрыт и элитарен

7. Чиновники осуществляют свою деятельность на основе особого служебного права

8. Дженералистский подход к подготовке чиновников (упор на общие знания в области экономики, права, делопроизводства).

При этом форма правления в этих странах различается: Франция – президентско-парламентская республика, Италия – парламентская республика, Испания, Бенелюкс – парламентские монархии.

Все, кроме Бельгии, унитарные государства, хотя есть территории, носящие характер автономии. В Италии это 5 областей, имеющие принимать собственный статут – основной закон области, 4 – в Испании (в т.ч. страна Басков), в Португалии – Азорские острова.

Франция как образец такой системы государственного управления.

Высокий уровень централизации управления является неотъемлемым принципом французской концепции национального государства. Во Франции это рассматривается как гарантия защиты прав гражданина от несправедливого отношения местных властей и объективно-различного уровня субнациональных административно-территориальных единиц. Считается, что суверенитет принадлежит всему народу и его разделять нельзя на части.

Второй отличительной чертой является то, что президент одновременно является и главой государства, и главой ИВ – он выполняет ряд функций, традиционно принадлежащих премьер-министру: он назначает и снимает премьер-министра, назначает министров и увольняет их, председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает декреты и ордонансы правительства.

Премьер-министр руководит текущей работой правительства, присутствовать и выступать в парламенте, имеет право законодательной инициативы.

В структуре правительства различаются Совет министров и Кабинет министров. Совет министров – официальный коллегиальный орган управления, на котором председательствует президент. Кабинет министров – это неофициальные заседания министров под председательством премьер-министра, проводимые по вопросам текущей политики. Парламент имеет право на вотум недоверия правительство, за которым следует его отставка.

Премьер-министр Франции имеет собственный административный аппарат, который состоит из Кабинета премьер-министра, генерального секретариата национальной обороны, генерального секретариата правительства. Он занимается организационно-правовым обеспечением работы премьер-министра, технической координацией деятельности министров.

Министерства Франции делятся по следующим направлениям:

1. Внешнеполитические и военные (Министерство внешней торговли, иностранных дел, по заморским территориям)

2. Экономические и регулирующие отрасли промышленности (Министерство по антимонопольной политике, по телекоммуникациям, информационным технологиям и почтам, сельского хозяйства)

3. Внутренней и социальной политики (МВД, занятости, здравоохранения, образования, исследования и технологий, социальной защиты, юстиции)

4. Культуры (Министерство культуры, по делам молодежи и спорта)

На субнациональном уровне государственное управление делится на регионы, департаменты и коммуны (местное самоуправление).

Регион (округ) (с 1982 года) как административная единица был создан для социально-экономического и культурного развития региона. Его приоритетными задачами являются занятость и профессиональная переподготовка населения, жилищное строительство, речные порты, а также развитие культурно-научного потенциала региона. Регион управляется избираемым региональным советом Председателем и бюро совета, избираемым окружным советом. Контроль за его деятельностью ведет окружной префект – до их вступления в силу. Окружным префектом является префект главного департамента региона. Он является представителем государства в регионе. Он распоряжается распределением финансовых средств центра в регионе, госимуществом, аттестует персонал госслужащих, через него проходит вся корреспонденция.

Департамент. Главой департамента является председатель генерального совета (супрефект), он выбирается советом департамента. Он занимается руководством совета, распоряжается расходами, имуществом департамента. Ему подчиняются главы служб департаментов, назначает кадры. Его деятельность контролируется префектом, назначаемый Президентом на заседании Совета министров. Он является представителем государства. Он полностью зависит от государства, но не зависит от партийно-политической конъюнктуры. В его задачи входит информировать правительство о делах региона, проводить политику правительства, надзор за исполнением центральных законов, контроль за деятельностью департамента, несет ответственность за бюджетные средства и государственное имущество, руководит работой местных служб министерств и является их посредником во взаимоотношении с центральным уровнем. Кроме того, местные совету должны утверждать у префекта принятые им решения. Он имеет право обжаловать их решения в административном суде. Он может приостановить деятельность совета на месяц, президент может распустить недееспособный совет.

Практически все органы управления государственной службой сосредоточены на центральном административном уровне – на уровне правительства. Центральным органом, занимающимся регулированием отношений государственной службы является Министерство государственной службы, государственной реформы и децентрализации. В его состав входит Генеральная дирекция администрации и государственной службы, в задачи которой входит контроль за соблюдением законодательства о государственной службе, сбор статистических данных, управление государственным имуществом, оперативное руководство процессом реформирования государственной службы. Формально вопросами государственной службы ведает сам премьер-министр, но реально им ведает государственный секретарь по вопросам государственной службы.

Особенностью Италии, помимо характерных сходств, является наличие трех вспомогательных органов государственного управления на центральном уровне – Национального совета экономики и труда, Государственного совета, Счетной палаты.

Национальный совет экономики и труда формируется из представителей профсоюзов, общественных объединений, экспертов и обладает правом законотворческой инициативы. Государственный совет – консультативный орган по административным и юридическим вопросам. Счетная палата – предварительный контроль за финансовой деятельностью правительства.

При правительстве также имеется орган, занимающийся вопросами государственной службы – департамент государственной деятельности. В его ведении находятся кадровые вопросы, реестры государственных служащих, координация усилий по реформированию государственной службы. Текущие вопросы государственных служащих отдельно решаются в каждом министерстве специальными «административными советами», возглавляемыми министром и его заместителем. Они решают вопросы структуры штатов и подбора кадров по отдельным подразделениям министерства, принимают решения по результатам конкурсного отбора на вакантные должности.

Особенностью Бельгии является то, что, будучи федерацией из 3 субъектов – Фландрия, Валлония, Брюссель, - она имеет 3 своих местных парламента, которое формирует правительство региона.

Однако в последние десятилетия в «наполеоновских странах» прошли значительные изменения.

С 1982 года во Франции идет политика децентрализации государственного управления. Введен новый уровень управления – регион – объединяющий несколько департаментов. Всего их 22. Он получил статус «территориального самоуправляющегося коллектива», с 1986 – в «децентрализованные территории». Хотя они по-прежнему назначаются «сверху», но большинство местных вопросов решают самостоятельно. Большинство бюджетов коммун формируются за счет в основном местных поступлений, им отданы вопросы местного транспорта, социальной деятельности, гражданского и промышленного строительства.

В Нидерландах также с 1980-х годов появилось новое звено государственного управления – региональное управление в крупнейших городах – Амстердаме, Роттердаме, Гааге и др., обладающие компетенцией по принятию финансово-административных решений.

В Испании децентрализация финансовой системы привела к тому, что центр контролировал в 1990 году только 65,5% ВВП, от 90,3% - в 1970. С 1982 года центральное правительство передало регионом право на сбор ряда налогов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административные системы современных государств | Административные системы германских стран
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.