Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2: Понятие «мировоззрение». Роль мировоззрения в жизни общества и личности

Мировоззрение – это относительно упорядоченная совокупность чувственных и мыслительнох образов (=взглядов, =идей, воззрений) о человеке и мире, взятых в их взаимоотношении друг с другом, включающих в себя определенные социальные идеалы, нормы и ценности, которыми люди руководствуются в своей общественной и личной жизни. Таким образом «стержнем» всей мировоззренческой проблематики является отношение Человек (S) – Мир (O). При чем человек выступает в качестве активной стороны (субъекта этого отношения), а мир выступает в качестве относительно пассивной стороны (объекта этого отношения).

В свою очередь отношение людей к миру является тройственным:

1) Когнитивным (познавательным) в котором люди обнаруживают, открывают те или иные предметы и выясняют присущие им свойства и связи (открытие Америки);

2) Аксиологическим (оценивающим), в ходе которого люди оценивают те или иные предметы с точки зрения их способности или неспособности удовлетворять различные человеческие потребности (потребительская стоимость);

3) Практический, в ходе которого люди реально изменяют природу, форму организации своей общественной жизни и свое тело (вырубка лесов, операция).

В мировоззрении не только отражаются эти три способа отношения людей к миру, но и выясняется роль каждого из них в человеческой жизнедеятельности в целом.

Существует множество вопросов и проблем, носящих мировоззренческий характер, всё многообразие которых можно определенным образом сгруппировать:

1) Что представляет собой мир, в котором живет человек; возник ли он, создан ли или существовал вечно сам по себе; как этот мир устроен, по каким законам развивается, и имеются ли такие законы вообще?

2) Что такое общество и человек; как когда и почему они возникли; как соотносятся общество в целом и отдельно живущие в нем люди; как в отдельном человеке соотносятся биологическое и социальное?

3) Что такое сознание; присуще ли оно только людям или всем предметам природы; существует ли какое-то над человеческое сознание – «Мировой разум»?

4) Как следует жить человеку в этом мире; следует ли ему стремиться к максимальному изменению мира или лучше сосредоточиться на своем собственном физическом, нравственном и умственном совершенствовании?

5) Какое будущее ожидает как человечество в целом, так и каждого человека в отдельности; существуют ли бессмертные души и вечная жизнь или же физическая смерть означает исчезновение не только тела, но и души?

Даже небольшого размышления над этими вопросами достаточно для того, чтобы понять, что они являются вечными, то есть такими, которые всегда интересовали и будут интересовать людей, но ответы на эти вопросы постоянно изменяются по мере исторического развития и обогащения социального опыта людей, и поэтому по мере общественного развития мировоззрение изменяется, при чем не только по своему содержанию, но и по своим формам.

Так, исторически первой формой мировоззрения, возникшей в первобытном обществе, была мифология; затем, с появлением цивилизации возникает художественное, религиозное и спекулятивно-философское мировоззрения; наконец, в 16-17 вв. нашей эры в связи с появлением капитализма и возникновением научного познания начинает складываться научное мировоззрение.

Важная особенность духовного развития человечества состоит в том, что появление новых форм мировоззрения не приводят к исчезновению старых, а они как бы наслаиваются друг на друга и поэтому в духовной культуре современного цивилизованного общества присутствуют, взаимодействуя друг с другом все когда-либо возникшие, формы мировоззрения.

Поскольку в мировоззрении действительность отражается в чувственных и мыслительных образах, то в любой форме мировоззрения имеются два уровня, рационально-понятийный и чувственно-эмоциональный, «удельный вес» который в различных формах мировоззрения не одинаков:

- в мифологическом, религиозном и художественном мировоззрениях преобладает чувственно-эмоциональный уровень;

- в спекулятивно-философском и научном – рационально-понятийный уровень.

В зависимости от того, каков субъект – создатель и носитель – мировоззрения, выделят:

а) Индивидуальное (личное) мировоззрение, т.е. мировоззрение того или иного человека;

б) Групповое (классовое), т.е. профессиональное, этническое и др. мировоззрение;

в) Мировоззрение того или иного общества в целом, которое представляет собой интегральное единство мировоззрений тех социальных групп, из которых данное общество состоит.

В жизни как отдельного человека, так и больших социальных групп и общества в целом мировоззрение выполняет следующие функции:

1) Объяснительную, выражающуюся в том, что в нем содержатся ответы на основные мировоззренческие вопросы;

2) Интегративно-дифференцирующую функцию, состоящую в том, что какое-либо мировоззрение, с одной стороны, объединяет, сплачивает своих сторонников, а с другой стороны противопоставляет их тем людям, которые сторонниками данного мировоззрения не являются;

3) Регулятивную функцию, выражающуюся в том, что мировоззрение, благодаря содержащимся в нем социальным идеалам, нормам и ценностям регулирует, направляет и программирует человеческое поведение, в связи с чем можно сказать, что если поведение животных регулируется совокупностью безусловных и условных рефлексов, то люди в этом плане тем и отличаются от животных, что их поведение регулируется мировоззрением.

Вот почему «для общества, как и для отдельного человека, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» (Альберт Шлейцер).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1: Современная семантика и этимология слова «философия» | Вопрос 3: Социально-исторические условия возникновения и существования мифологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.