Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровня самоуправления и самоорганизации личности

Установки по отношению к деятельности

Степени общественной значимости поставленных целей

Моральной устойчивости личности

Мировоззрения личности

Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.

В процессе самого волевого действия, и особенно после исполнения, следует его оценка. Чаще всего встречаются социально-политические, моральные, эстетические оценки. В оценке отражено отношение к данному поступку наиболее близких, т. е. референтных для личности людей. Совершая какое-нибудь действие, мы всегда внутренне предполагаем, как к нему отнесутся близкие нам люди: друзья, родители. Именно такая оценка в наибольшей степени способна повлиять на наше поведение.

Переходим к третьему вопросу: Характеристики волевого действия.

ü Сила воли проявляется в том, от каких соблазнов и искушений отказывается человек, как умеет сдерживать свои чувства, не допускать импульсивных действий

ü Целеустремленность сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

ü Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Именно инициативные люди часто становятся лидерами, объединяя людей своими идеями и предложениями

ü Самостоятельност ь проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

ü Выдержка позволяет затормозить действия, чувства, мысли; ненужные в данный момент.

ü Решительность у мение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Однако решительность не означает безрассудство. Решительный человек умеет и задержать, отложить выполнение действия, ожидая более удобного случая для реализации своих планов.

ü Энергичность и настойчивость - это умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимания на упреки или противодействие других людей.

ü Самоконтроль и самооценка. Отрицательная самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты, потеряет веру в себя и совсем откажется от деятельности. Положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование. Человек перестает замечать все, кроме себя; все, чтобы он ни делал, нравится ему, удовлетворяет его.

 

 

Эмоции

1) Общее понятие об эмоциях.

2) Функции эмоций

3) Виды эмоциональных состояний.

 

Переходим к первому вопросу нашего плана: Чем бы ни занимался человек - все вызывает у него определенное отношение, выражающееся в переживаниях. Поэтому что-то нравится, а что-то вызывает недовольство, но трудно найти объект или дело, полностью безразличное. Эмоции являются положительной ценностью, т. к. человеческая жизнь невозможна без переживаний. Люди, не проявляющие своих чувств, очень сильно отличаются от окружающих и напоминают машину: они не могут радоваться, бояться, любить.

Многие эмоции и чувства притягательны сами по себе, и мы стремимся их испытывать почаще. Мы стремимся избегать скуки и стремимся туда, где весело, интересно. Если же человек по каким-то причинам лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу. Причем для эмоционального насыщения нужны не, только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Запишем: В психологии эмоцией называется психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции - это пристрастное отношение человека к окружающему его миру, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция, или чувство. Эмоции выражают принятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации. Реальные жизненные условия, в которых осуществляются достижение целей и удовлетворение потребностей, обуславливают многообразие эмоциональных переживаний, которые тяготеют к 2м разным полюсам:

ü Условия, предметы и явления, которые способствуют удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, смех

ü Ситуации, которые воспринимаются человеком как препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные эмоции: гнев, печаль, страх

Таким образом, присутствует двойная обусловленность эмоций: с одной стороны, это потребности и мотивы, а с другой - особенности ситуации. Можно сказать, что эмоции пронизывают всю психическую жизнь человека. Они выступают как регуляторы общения, влияют на выбор партнеров по общению и определяют способы и средства общения. Эмоции оказывают влияние на восприятие. Горюющий и радующийся человек будет по-разному воспринимать окружающий мир. Эмоции оказывают влияние на память, внимание, воображение, они регулируют познавательную деятельность человека. Так, например; эмоциональный материал, в зависимости от его знака, лучше запоминается или забывается.

Переходим ко второму вопросу: Функции эмоций.

Человеческие чувства имеют длительную историю своего развития, в ходе которого, они помогали человеку лучше приспосабливаться к окружающим условиям, а сами стали выполнять определенные функции.

v Отражательная функция выражается в обобщенной оценке событий. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми или через СМИ. Благодаря отражательной функции чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности.

v Сигнальная функция - возникающие переживания сигнализируют человеку о его потребностях, о том, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь. Чувства подают нам сигнал о том, что является для человека наиболее важным, значимым во всем многообразии окружающих предметов, людей, т. е. помогает ориентироваться в окружающем мире и оценивать предметы с точки зрения их желательности - нежелательности, полезности - вредности. Иногда эту функцию называют информационной

v Регулятивная функция чувства являются поддерживающим, подкрепляющим поведение фактором. Если человек совершил какое-то действие, в результате которого он испытал чувство успеха и радости, то наверняка в дальнейшем он будет его повторять, чтобы вновь испытать успех. Если же действие встречает недоумение или даже протест окружающих - он постарается так больше не поступать

v Подкрепляющая функция чувств особенно ярко принимает участие в процессе обучения. Интересный материал, важные факты и события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха - неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда погасить ее

v Переключательная функция я рко обнаруживается при конкуренции мотивов. При этом человек одновременно хочет сделать несколько дел, которые нельзя совместить, а с чего начать, o't¥ не знает. Каждому приходилось выбирать между тем, чтобы пойти в школу или остаться дома, поболеть или пойти в кино. В результате принятого решения определяется доминирующая потребность. Также возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения (не вступать в драку с хулиганами) и социальной потребностью следовать определенным нормам (заступиться за слабого), что, по сути дела, проявляется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом

v Приспособительная функция по утверждению Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа определили значимость тех или иных условий для удовлетворения их потребностей. Нам одинаково плохо, когда слишком жарко или холодно, когда мы голодны или переели, когда мы одиноки или окружающие нам не дают покоя. В ходе эволюции эмоции возникли как средство для определения биологической значимости внешних воздействий и состояний организма. По своему происхождению эмоции представляют собой одну из форм видового опыта; опираясь на них, индивид выполняет необходимые действия, способствующие его выживанию и продолжению рода.

v Коммуникативная функция выражение лица и телодвижений, или, как говорят психологи, мимика и пантомимика, позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Даже младенец улыбается, если ему что-то нравится, или плачет, если чем-то недоволен. Наибольшую информативность об испытываемых человеком чувствах несут его глаза. Недаром на протяжении многих лет человечество считало глаза «зеркалом души».

v Функция воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Каждый знает, что если у кого-то грустное лицо, значит, у него что-то случилось и надо быть с ним более тактичным и предупредительным.

v Защитная функция состоит в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от разного рода угроз для его благополучия. Так, эмоции могут мобилизовать организм на преодоление препятствий представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни.

Переходим к третьему вопросу нашего плана: Эмоциональные состояния.

Несмотря на то, что внутренний мир человека очень богат и разнообразен, психологи с давних пор стремились установить какую-нибудь классификацию чувств. Наиболее известно деление чувств по их субъективному переживанию. Здесь выделяют две категории: чувства положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие нам удовольствие, и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие нам неудовольствие. Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Остановимся на этой классификации подробнее.

v Чувственный или эмоциональный тон является простейшей формой эмоционального переживания. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску; своеобразный оттенок психического процесса. Хорошо известно, что некоторые цвета, запахи, звуки могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны большинству людей, имеют положительный эмоциональный тон. Скрежет металла, запах горелой резины обычно неприятны. В некоторых случаях отрицательный чувственный тон переходит в болезненное отвращение, когда нам настолько неприятно, что «мурашки идут по коже». Это явление получило название идиосинкразии. Таким свойством обладают для некоторых людей, например, запах рыбы, прикосновение к бархату

v Настроение - является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека, его планов, интересов и ожиданий. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. Что является причиной настроения? Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о беспричинной радости, грусти. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.

v Эмоции - непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками на трибуне стадиона, чувство любви к футболу, хоккею, спорту то их нельзя назвать эмоцией. Эмоции будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые переживает болельщик, наблюдая хорошую игру. К. Изард выделил основные эмоции:

1) Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний

2) Удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

3) страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей

4) гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребности

5) отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое предметами, людьми, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами

6) Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позицийвзглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства

7) страх отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности

8) стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике

v Аффект (душевное волнение) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимой группы, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства и религиозный экстаз. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. Аффект возникает резко, в виде вспышки, порыва. При этом изменяется внимание и восприятие. Человек может удерживать в своем поле только те объекты; которые связаны с переживанием. Изменяется мышление, человеку трудно сосредоточиться, предвидеть результаты своих поступков, и целесообразное поведение становится невозможным. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже обмороком. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной потерей памяти на события.

v Стресс (давление, напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. В настоящее время, в зависимости от результатов стресса, ученые различают:

1) эустресс (положительный стресс, который мобилизует организм)

2) дистресс (отрицательный стресс, с вредоносным эффектом)

Информационный стресс - снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды, когда в течение длительного времени человек остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон, увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - угрюмыми и замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

v Фрустрации (обман, расстройство, разрушение планов) - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Состояние фрустрации может быть вызвано множеством причин, начиная от смерти близкого человека до незаслуженной оценки на уроке. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Одной из отличительных черт фрустрации является неожиданность. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Наиболее частым результатом фрустрации являются депрессия и гнев. Устойчивость человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

v Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями (страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при навязчивых идеях у маниакальной личности). Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Все остальное, кажется второстепенным, не имеющим значения. Жизнь дает немало примеров, когда ученые, страстно работающие над открытием, не придавали значения своему внешнему виду, забывали про сон и еду. Страсть может быть принята и одобрена личностью, а может осуждаться. ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. В этом случае говорят о мании (токсикомания) - болезненном психическом состоянии с сосредоточением сознания и чувств на какой-то одной идее, одном желании.

v Высшие чувства - особая форма переживаний, связанная с более сложными - духовными потребностями, в которых заключено все богатство подлинного человеческих отношений. Объектами этих чувств являются отдельные люди, предметы культуры, произведения искусства и литературы.

 

1) Нравственными (моральными) чувствами называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справедливым, а что нет. Сочувствие, гуманность, чувство дружбы и любви, чувство патриотизма. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость. Нравственные чувства выступают как побудительные силы многих героических дел и поступков. Основной задачей воспитания является формирование нравственных чувств подрастающего поколения таким образом, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для него жизненной потребностью.

2) Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Эти чувства мы испытываем, когда удается самим решить трудную задачу, вспомнить нужное правило. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация.

3) Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетические чувства позволяют нам разобраться в том, картины каких художников нам нравятся, какая музыка нас волнует, в какую погоду мы любим гулять.

 

 

Речь

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика волевого действия | Основные свойства речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.