Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура философского знания




Проблемный мир философии включает:

· Основной вопрос философии (онтологический вопрос)

· Гносеологический вопрос.

· Проблема метода в философии (методологический вопрос)

Онтологический вопрос (учение о бытии, как таковом) – вопрос о соотношении материи (М) и сознания (С).

Общим вопросом, раскрывающим характер философского мышления. является вопрос: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Решение ОВФ. М атериализм: М - первична, а С - вторично. «Линия Демокрита»; Идеализм: С – первично, а М - вторично. Платон, Гегель; «Линия Платона».

Исторические формы материализма:

1. Наивный материализм (древний) - Фалес, Эпикур, Демокрит.

2. Метафизический материализм (17 -18 вв.) – Т.Гоббс, Ф.Бэкон.

3. Материализм русских революционных демократов – особенность в попытке соединить материализм и диалектику – А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский.

4. Марксистский материализм – сегодня происходит становление новой формы материализма.

Формы идеализма:

1. Объективный идеализм – Платон «Мир идей предшествует миру вещей».

2. Субъективный идеализм – Беркли «Существовать, значит быть воспринимаемым», Юнг «Вещь есть комплекс человеческих ощущений».

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, несомненная реальностью признает только мысли субъективные, все остальное существует лишь в сознании человека. Солипсизм: без субъекта нет объекта.

Материализм и идеализм – монистические течения.

Дуализм (Р.Декарт): М. и С. существуют параллельно, независимо друг от друга.

Соединение отдельных положений материализма и идеализма, называют эклектикой.

Гносеологический вопрос (гносеология - теория познания) – вопрос о том познаваем ли мир?

Материализм - ДА, познаваем.

Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений.

Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.

Агностицизм - НЕТ (Юнг, Кант)

Скептицизм – философское направление, представители которого не настаивают на непознаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности наших знаний.

Проблема метода в философии. Главной функцией философии является методологическая. Философия выступает, как всеобщий метод познания.

Метод – это совокупность приемов и способов, теоретической и практически преобразующие деятельности людей.

Каждая наука имеет свои методы исследования – это методы частных наук. Философия же предлагает всеобщий (универсальный) метод исследования.

Философские методы исследования реализуются в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:

1. Развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии?

2. Представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов?

3. Что является источником развития?

4. Каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение?

В зависимости от решения этих вопросов различают 2 метода исследования:

1. Диалектический метод исследования

Диалектика (с греч.) - это искусство вести беседу.

Ленин определил диалектику, как науку о всеобщей связи и развития и об относительности человеческого знания.

Современное определение диалектики таково: диалектика - это наука о наиболее общих знаниях развития общества, природы и мышления.

Основные черты диалектики:

1. Диалектика – это учение о всеобщей связи. Все предметы, их свойства и отношения находятся во взаимной связи. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

2. Диалектика – это учение о развитии. Диалектика рассматривает вещи, их свойства и отношения в движении, возникновении противоречивым развитии и уничтожения.

3. Диалектика рассматривает движение мира, как само движение развития мира, как саморазвития. Источником движения развития диалектика усматривает в борьбе противоположностей. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движение – внутренне противоречие.

4. Направление движения от простого к сложному, от низшего к высшему, по спирали.

5. Объективность. Субъективная диалектика есть отражение диалектики объективной (диалектика вещей предшествует диалектики вещей).

6. Принцип системности.

7. Принцип детерминизма (причинно-следственных связей).

8. Принцип историзма.

Основные этапы развития диалектики:

1. Стихийная диалектика древних мыслителей – Гераклит.

2. Диалектика материалистов эпохи Возрождения – Джордано Бруно.

3. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии – Г. В.Ф.Гегель.

4. Диалектика русских революционных демократов 19 в. – В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен.

5. Марксистская материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).

Черты метафизики:

1. Все предметы и явления окружающего мира находятся во взаимной связи, обособленно.

2. Предметы лишены внутренних противоречий, последнее характерно лишь человеческому мышлению.

3. Недооценка источника развития, отрицание его наличия в самом предмете, явления привела к тому, что метафизики усматривает источник развития во внешнем толчке, то есть в боге.

4. Направление движения по кругу, то есть, как простое повторение.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие.

Сенсуализм (от лат sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Поль Гольбах, Людвиг Фейербах).

Рационализм (от лат ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Фридрих Лейбниц, Георг Вильгельм Гегель).

Иррационализм - философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон).

В начальный период своего развития философия была наукой всех наук, т.к. включала в себя совокупность всех знаний. С развитием общественной практики начинается разделение научных знаний и их отмежевание от философии.

Астрология, медицина, математика, география и другие становятся самостоятельными науками, но и в этих условиях философия не утратила своей значимости, она осталась тесно связана с другими науками.

Структура философии:

1. История философии (исторические типы философии):

· Философия Древнего Востока;

· Античная философия (изучает природу и человека в мире).

· Средневековая философия (изучение Бога).

· Философия эпохи Возрождения (направлена к человеку).

· Философия Нового времени.

· Философия Просвещения.

· Немецкая классическая философия.

· Отечественная философия XI-XIX вв.

· Марксистская философия.

· Зарубежная философия XX в.

2. Онтология (от греч. онтос - бытие, сущее) – учение о бытии или начало всего сущего.

3. Гносеология, эпистемология (от греч. гносис, эпистеме - знание) - теория познания, анализ наиболее общих вопросов познания: познаваем или непознаваем (агностицизм) мир, каковы возможности, методы и цели познания; в чем сущность познания и что есть истина; кто субъект и что является объектом познания.

4. Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи.

5. Логика – наука о формах правильного мышления.

6. Этика – учение о морали.

7. Эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве.

8. Аксиология - наука о ценностях.

9. Праксиология – наука о практике.

10. Социальная философия – учение об общих основах социального бытия.

11. Философская антропология (исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, его природы и эволюции).

12. Философия истории (освоение закономерностей исторического процесса).

13. Философия языка (проблемы соотношения языка и действительности, языка и мысли, выразимости мыслей в языке).

14. Философия науки (проблемы научного знания, развития науки, методов науки).

15. Философия политики (бытие политики).

16. Философия религии.

17. Философия культуры (культурология).

18. Философия техники.

19. Философия медицины.

20. Философия права.

21. Философия моды.

22. Философия спорта и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.