Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения

К. Поппер:

· наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким;

· проблемы возникают, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет:

во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема;

во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема.

Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем) — например, «проблема» создания вечного двигателя.

Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях:

• форма знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью;

• метод развития научного знания.

Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли и открытый Д.И.Менделеевым периодический закон, и теория Ч.Дарвина и др.

Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория -наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Примерами этой формы знания являются классическая механика И.Ньютона, эволюционная теория Ч.Дарвина, теория относительности А.Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетики) и др.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

1. Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2. Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело» и т.п.).

3. Логика теории - формальная, нацеленная напрояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалектика, направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и других форм теоретического знания.

4. Совокупность законов и утверждений, выведенных из положений данной теории в соответствии с определенными принципами.

5. Философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Ключевой элемент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.

Таким образом, логику научного познания можно представить следующим образом:

· накопление и осмысление фактов;

· возникновение и постановка проблемы;

· выдвижение гипотезы или гипотез;

· доказательство или опровержение гипотезы;

· построение (формулирование) теории;

· определение путей ее практической реализации.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция. Любая теория объединяет, синтезирует отдельные достоверные знания в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция. На основе познанных объективных законов теория объясняет явления своей предметной области.

3. Методологическая функция. Теория является средством достижения нового знания во всех его формах. На ее базе формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

Напр., теория диалектики развертывается в совокупность принципов диалектического метода, общая теория систем служит основой системно-структурного и структурно-функционального методов и т.п.

4. Предсказательная - функция научного предвидения (прогнозирования).

Напр., предсказание Д.И. Менделеевым на основании периодического закона не открытых еще тогда химических элементов и их свойств.

5. Практическая функция (быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности).

Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

«Универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых», Томас Кун назвал научной парадигмой («Структура научных революций», 1962).

В методологии науки понятием парадигма (scientific paradigm) обозначают совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Резкую смену научных парадигм принято называть научной революцией.

Выводы:

1. Наука представляет собой сферу духовного производства, вид общественно-полезной деятельности, связанной с генерацией новых знаний о природе, обществе и мышлении. В этом плане наука выступает как социальный институт.

2. Научное познание направлено на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

3. Научное познание представляет собой процесс, структурными элементами которого выступают: субъект, объект, предмет познания, цель, задачи, развитый понятийно-категориальный аппарат, принципы, законы, формы, методы, средства и результаты.

4. Современные специалисты должны овладевать научной методологией, представляющей собой совокупность научных принципов, подходов и методов познания и практической деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля знаний студентов:

1. Что понимается под методологией научного познания?

2. Какие существуют эмпирические методы научного познания?

3. Назовите методы, используемые на теоретическом уровне.

4. Назовите и дайте характеристику основных форм научного познания.

 


Раздел V. Человек и общество

Содержание раздела в дидактических единицах. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

«Человек! Не делай другим животным того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе».

Пифагор

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации обобщения фактов | Личность: понятие, типология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.