Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности

В современной философской литературе существуют различные подходы к изучению структуры личности. Наиболее плодотворным представляется подход, рассматривающий личность как целостное явление, результат диалектического взаимодействия различных элементов и подсистем.

В отличие от психологического подхода, философия анализирует структуру личности под углом зрения:

во-первых, социального статуса личности, т.е. ее положения в системе общественных отношений;

во-вторых, ролевых функций, т.е. совокупности выполняемых личностью общественных ролей, обязанностей;

в-третьих, направленности личности, включающей систему побуждений, определяющей активность человека и избирательность его отношений.

Подсистемы личности:

- мотивационная (содержит широкий спектр потребностей, интересов, целей, стремлений, желаний и дает первичный побудительный мотив к самоопределению человека, утверждению в коллективе, формированию его направленности);

- ценностно-мировоззренческая (включает ценностные ориентации и цели);

- деятельная (в ней происходит выбор средств и форм для достижения целей, а также материализация (опредмечивание) элементов других подсистем).

Индивидуальность личности не сводится к особенностям биологическим, морфологическим или психологическим.

Индивидуальность проявляется в степени развития творческих сил человека, социальной инициативы и активности.

Личность не только продукт, но и субъект общественных отношений. Это придает ей относительную самостоятельность. Так, принадлежность индивида к определенному классу не зависит от него. Но его конкретная роль всегда зависит от того, как он осознает и оценивает свое положение.

Наиболее целостной характеристикой человека как личности выступает позиция, которую личность выражает в определенных практических актах (поступках).

Поступок -это сознательное, волевое действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Поступок отражает позицию личности и две важные характеристики:

Ø Свобода и самостоятельность.

Ø Ответственность.

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека, его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Различают внутреннюю свободу и свободу внешнюю. Внешняя свобода - это свобода действий; она ограничена внешними обстоятельствами. Внутренняя свобода - это свобода выбора, воли, оценки, модели и т.д.

В масштабах личностного бытия свобода выступает в форме самостоятельности, т.е. способности личности действовать с опорой на свои собственные интеллектуальные, волевые и нравственные возможности без обращения за помощью к авторитету.

Внутренняя свобода личности должна быть соотнесена с объективным содержанием тех ценностей (положительных или отрицательных), которые выбирает человек, а в итоге должна быть соотнесена с другим важным фактором.

Ответственность — это философская категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью и коллективом, между другими субъектами общества с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность - способность человека как личности быть ответственным за свои мысли и поступки перед другими, обществом, перед самим собой.

Ответственность отражает и выражает нравственную в основном необходимость субъекта давать самому себе отчет, а также другим людям за свои действия и поступки, за их результаты и последствия.

Различают политическую, правовую, моральную и другие виды ответственности.

В зависимости от субъекта ответственных действий выделяют индивидуальную, групповую и коллективную (корпоративную) ответственность.

Свобода и ответственность - две стороны одного целого сознательной человеческой активности.

Свобода есть возможность вариативного осуществления целеполагающей деятельности, способность самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели.

Ответственность обусловлена объективными требованиями действовать так и только так, мерой их осознания и субъективно поставленной целью, выбором способа и средств действия, необходимостью активно контролируемой и управляемой деятельности по достижению цели. Свобода порождает ответственность, ответственность «сопровождает» свободу.

Следовательно, свобода и ответственность - это взаимодополняющие друг друга противоположности.

М.Хайдеггер выявил в современном мире явление, которое он назвал «нигилизмом XX веке». Это боязнь выбора и ответственности.

У ответственности есть несколько уровней: личностный, семейный, коллективный, общественный.

В то же время проявлением чувства долга является самодисциплина - способность человека предъявлять к себе высокие требования. Другая форма ответственности - нравственная честность.

Взаимодействие личности с обществом происходит в процессе социализации – освоении человеком ценностей, норм, установок, социальных ролей, присущих данному обществу или конкретной группе.

Виды социализации:

Ø Первичная (семья);

Ø Вторичная (детсад, школа, вуз, армия, профессиональная деятельность);

Ø Подготовительная (напр., чтобы поступить в вуз абитуриент посещает курсы, а затем сдает вступительные экзамены);

Ø Повторная социализация (ресоциализация). Напр., успешный бизнесмен внезапно разорился и вынужден осваивать новые ценности и нормы в роли банкрота.

Три модели взаимодействия личности и общества:

1. Человек – это «ансамбль социальных отношений», так как общество производит тех людей, которые ему нужны Общество возникает в результате взаимодействия людей, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим законам. Жизнь отдельной личности определяется социальной реальностью, обществом (фр. социололог Эмиль Дюркгейм).

2. Человек понимается как индивид (субъект), обладающий сознанием и волей, способный к осмысленным поступкам и разумному выбору. Тогда общество – сумма индивидов – атомов, продукт их сознания и воли (нем. социолог Макс Вебер).

3. Существование общества является результатом процесса «конструирования социальной реальности», в нем задействованы как личность, так и само общество (амер. социологи Питер Бергер и Николос Луман).

Основные факторы формирования человека как личности:

Ø социальная среда;

Ø воспитание;

Ø самовоспитание;

Ø трудовая деятельность.

Социальная среда есть продукт деятельности самих людей - это и семья, и школа, и трудовой коллектив, и класс, и нация, и государство, и различные формы общественных отношений. Решающую роль социального окружения на формирование человека как личности нужно рассматривать как закономерность.

Уровни воздействия социальной среды на человека:

• мегасреда - огромный социальный мир вокруг нас;

• макросреда - большое общество, страна, к которой мы принадлежим по рождению, воспитанию, сегодняшнему проживанию;

• микросреда - наше непосредственное социальное окружение: семья, первичный коллектив (учебный, трудовой и т.д.) и неформальные общества.

Воспитание - это целенаправленное, преднамеренное воздействие субъекта воспитания на личность воспитуемого с целью привития ей определенных качеств и свойств, которые бы побуждали к активной осмысленной деятельности и поведению. Под самовоспитанием в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность личности по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям жизни, профессиональной деятельности и с личной программой развития.

Внутренние предпосылки, определяющие эффективность самовоспитания:

Ø потребности и мотивы, побуждающие человека к работе над собой;

Ø развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;

Ø здоровое чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;

Ø определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;

Ø знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;

Ø сознательную установку, на разностороннее самовоспитание; психологическую готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.

Процесс формирования человека как личности осуществляется в труде, в трудовой деятельности.

Выводы:

1. Личность - это продукт общества, носитель определенных социальных качеств.

2. Становление и развитие человека как личности является сложным диалектическим процессом. Основными факторами формирования человека как личности являются: социальная среда, воспитание, самовоспитание и трудовая деятельность.

3. Свобода и ответственность - неразделимые понятия. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность - это неизбежная цена свободы, плата за нее.

Вопросы для самоконтроля знаний обучаемых:

1. Что такое человек, индивид, индивидуальность, личность?

2. Какие основные типы личности знаете вы?

3. В чем суть современного этапа взаимоотношений человека и природы?

4. В чем смысл бессмертия личности?

5. Какие вы знаете факторы формирования человека как личности?

6. Какие исторические типы взаимоотношений человека и общества вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.

7. В чем проявляется влияние общества на человека и человека на общество?

8. Прокомментируйте выражение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинаются права другого человека?»


«Цивилизация - ужасное растение, которое

не растет и не расцветает, пока его

не польют слезами и кровью».

Клод Анри де Рувруа,

граф де Сен-Симон (1760-1825) - фр.

философ, основатель школы утопического социализма

«Цивилизация в подлинном смысле этого слова

состоит не в умножении потребностей,

а в свободном и хорошо продуманном

ограничении своих желаний».

Махатма Ганди (1869-1948) – основатель

философии ненасилия, руководитель и идеолог

движения за независимость Индии от Великобритании.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутренняя структура личности включает в себя физическую, социальную и духовную составляющие | Природа и общество: понятие, происхождение, структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.