Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы современности




«Корень глобального кризиса в человеке…

Могущество без мудрости сделало его современным варваром, обладающим огромной силой, но не имеющим никакого понятия о том, как применять эту силу».

Аурелио Печчеи (1908-1984) – итал. гуманист, экономист и общественный деятель

В 1992 г. на Второй конференции ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро) сделан тревожный вывод: глобальный кризис на планете усиливается, охватывая все территории и акватории планеты.

Эти обстоятельства обусловили появление нового научного направления, исследующего совокупность глобальных проблем, которое получило название глобалистики.

Основу данного философского направления составляет рассмотрение сущности глобальных проблем современности и путей их решения.

В последнее десятилетие активно используется особый термин, отражающий реальность современных общечеловеческих связей, — миропорядок.

Миропорядок отражает, во-первых, глобальную тенденцию к углублению взаимосвязей во всех жизненных сферах человечества; во-вторых, это понятие отражает наличие и обострение собственно глобальных проблем человечества.

Долгое время в истории человечества противоречие между человеком и природой не отличалось по своему содержанию от взаимодействия природы с другими живыми существами и носило преимущественно биологический характер. Потребляя относительно небольшое количество пищи, люди практически не нарушали естественных кругооборотов в сложившихся геобиоценозах.

Отношения между человеком и природой строились чаще всего на основе альтернативы: либо человек господствует над природой, либо природа господствует над человеком.

Вспомним идею И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача!». Она базировалась на идее о том, что человек — хозяин всей планеты. Однако следует заметить, что идеи Мичурина касались в первую очередь селекции плодово-ягодных культур, а не общества.

Существенную роль в появлении глобальных проблем сыграл техноцентризм западной цивилизации. «Мы живем в эпоху техники, — пишет один из первых исследователей глобальных проблем Ж. Дорст, — когда гуманитарий уступил место технократу, когда цивилизация человека постепенно заменяется цивилизацией машин и роботов, которые, быть может, поглотят нас когда-нибудь, совсем как в романе какого-нибудь писателя фантаста».

Таким образом, предпосылки формирования глобальных проблем, как видим, формировались задолго до настоящего времени. Однако долгое время все проблемы, встававшие перед человечеством, носили локальный, а не глобальный характер, не угрожали самому существованию человечества в целом. Лишь во второй половине XX столетия глобальные проблемы встали в полный рост, поставив человечество на грань кризиса и последующей гибели.

Этимологически термин «глобализация» связан с латинским понятием «глобус» — земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.

Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле: в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Неизмеримо возрастаетобщепланетарное единство человечества, которое ныне выступает как принципиально новая суперсистема, связанная общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Основные черты глобальных проблем:

Во-первых, антропогенный характер этих проблем, их социальную природу. Глобальные проблемы порождены именно человеческой деятельностью, ее непродуманным характером, ложными основаниями, на которых она базируется.

Во-вторых, это проблемы, которые имеют всепланетный масштаб, а не являются принадлежностью лишь какого одного региона, одной или группы стран.

В-третьих, глобальные проблемы современности — это не чисто экономические, политические или научные, а прежде всего проблемы духовно-нравственные, решение которых возможно лишь на пути изменения социальных и нравственных установок личности и общества.

В-четвертых, нерешенность глобальных проблем создает угрозу для будущего человечества, для его предстоящей исторической судьбы. Мы уже сейчас как бы занимаем в долг у будущих поколений природные ресурсы, экологическую обстановку, как бы залезаем в их карман, «нагружаем» их не их собственными, а нашими проблемами.

В-пятых, для своего разрешения глобальные проблемы требуют сопряженных, объединенных усилий всего человечества, Для этого не достаточно доброй воли и усилий какой-либо одной страны либо группы стран.

В-шестых, механизм развития глобальных проблем уже запущен, поэтому речь идет не просто о неспешных теоретических спорах и разработках, так сказать, в «лабораторных условиях», а об их решении в ситуации кризиса, в условиях ограниченного времени и научно-технических средств.

Таким образом, глобальные проблемы современности выступают как закономерный результат всего развития человечества: как развития отношений между человеком и природой, так и собственно социальных отношений, общественного развития в целом.

К числу важнейших глобальных проблем могут быть отнесены:

• проблема войны и мира,

• терроризм;

• преодоление слаборазвитости бывшего колониального мира и зависимых от капитализма стран;

• система экологических проблем:

— загрязнение окружающей среды;

— истощение источников сырья и энергии;

— проблемы здоровья населения;

• демографические проблемы;

• проблема социальных последствий научно-технической революции.

Рассмотрим характерные черты некоторых из них.

Исторически первой глобальной проблемой выступила проблема войны и мира. В середине ХХ столетия человечество переступило роковой порог познания природы, что дало ему возможность овладения и «контроля» над такими силами природы, которые позволили создать ядерное оружие, испытать первые атомные бомбы над Хиросимой и Нагасаки. Это означало, что человечество приобрело реальную угрозу самоуничтожения.

Ракетно-ядерная война перестала быть «рациональным» средством политики, ее продолжением. Особенно ясно это стало в начале 1980-х гг., когда учеными разных стран на математических моделях атмосферных явлений был открыт эффект «ядерной зимы», как неизбежного последствия даже ограниченной ядерной войны. Эта зима приведет к гибели и политиков, развязавших войну, и политики, и всего живого на земле в результате всеобщего существенного похолодания на планете.

Следует подчеркнуть, что создание высокоточного оружия, которое позволяет избежать эффекта «ядерной зимы», вновь сформировало у политиков соблазн решать политические проблемы военными средствами. По сути дела всю вторую половину ХХ столетия человечество находится в состоянии «вялотекущей» мировой войны, поскольку в локальных войнах этого периода погибло людей больше, чем во время Второй мировой войны. Новую опасную тенденцию - выдвижение военной силы на первый план в системе международной политики — выявила война НАТО против Югославии весной 1999 г.

Поэтому ныне, в XXI в., становится особенно ясен иррациональный смысл любой войны - как ядерной, так и «обычной». Назрело время политикам при формировании системы международных отношений обращаться к мудрости древнеиндийской философии и помнить слова Будды: «Только такая победа может считаться настоящей, при которой все в равной мере являются победителями, и никто не терпит поражений».

Система экологических проблем. Понятие экология (греч. oikos — дом, жилище) введено в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания.

Сущность экологической опасности заключается не только в том, что радикально изменяются литосфера и гидросфера, атмосфера планеты. Загрязнению подвергается уже и ближний космос. Исследования показывают, что космическая «свалка» представляет ныне угрозу не только для орбитальных аппаратов, но и для живущих на земле людей.

 

Вокруг Земли вращается более 10 тыс. осколков размером с теннисный мяч и миллионы более легких. Общая масса рукотворных тел в ближнем космосе составляет около 3 тыс. тонн.

 

Особую опасность для людей приобретает проблема повсеместного распространения в окружающей среде отходов различных видов производства, в первую очередь их опасных, радиационных и токсичных видов.

Разные источники отмечают, что в год на каждог о жителя Земли приходится более 20 т промышленных и других отходов. В атмосферу попадает более 200 млн. т окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим повышение уровня морей и затопление значительных участков суши.

Весь объем переработанной человечеством горной массы до начала ХХ столетия составил лишь около 50 млрд. т, ныне только за один год этот объем достигает 100 млрд. т. Для сравнения: все вулканы Земли выбрасывают на поверхность лишь около 3 млрд. т вещества в год.

Перераспределение горных масс приводит к гравитационным напряжениям земной коры, медленному оседанию почвы и инициирует землетрясения.

Таким образом, уже сейчас человечество создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на естественную среду и поглощает ее. И это один из важнейших факторов, обусловливающий постановку перед человечеством экологической проблемы.

По берегам «рукотворных морей» — обширных водохранилищ развиваются негативные геологические процессы, сопровождающиеся изменением уровня грунтовых вод и водно-солевого баланса. «Обводнение» пустынь в конечном итоге приводит к их засолению. Резко ухудшается качество вод. В Мировой океан ежегодно попадает 6—10 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов. После обслуживания нужд ирригации, промышленного производства, быта человечество возвращает в водоемы до 500 млрд. кубометров жидких неочищенных отходов в год.

Другая глобальная проблема человечества - истощение природных ресурсов. Оказывается, что если учитывать как разведанные, так и возможные и вероятные источники топлива, то угля хватит на 600 лет, нефти на 90 лет, природного газа на 50 и урана (при применяемых сейчас типах реакторов) — на 30 лет.

Таким образом, все виды топлива по всем категориям при существующих технологиях будут сожжены за 800 лет.

Общая деградация окружающей среды, которая привела к резкому ухудшению условий жизнедеятельности человека, придает экологическим проблемам глобальный общечеловеческий смысл. Человек фактически оказался в ловушке научно-технической революции.

Известный эколог Б.Коммонер назвал современного человека «технологическим», у которого диоксины и углекислота - в тканях организма и свинец - в костях.

Содержание экологических проблем не сводится только к загрязнению окружающей среды и истощению природных ресурсов.

С этими проблемами тесно связаны энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая проблемы, проблема здоровья людей. Человечество вначале выработало чувство безграничной власти над природой, а теперь вынуждено учитывать как природную, так и собственную ограниченность. Выяснилось, что природа не является неистощимой, она более хрупка и ранима, чем представлялось ранее. Заслуга такой постановки вопроса среди других научных коллективов принадлежит Римскому клубу.

Создан в 1968 г. по инициативе Аурелио Печчеи, а с 1984 г. президентом Римского клуба является фр. ученый А.Кинг, в составе клуба - авторитетные исследователи более 25 стран.

Цель этой организации - разработка альтернативных путей развития цивилизации, создание моделей человеческого общества на отдаленную перспективу.

По заказу «Римского клуба» были проведены целый ряд широкомасштабных исследований и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимоотношениях между человечеством и средой его обитания:

Ø «Мир-2» (руководитель Д.Форрестер, 1971),

Ø «Пределы роста» (руководитель Д. Медоуз, 1972),

Ø «Человечество у поворотного пункта» (руководители М.Месарович и Э.Пестель, 1974),

Ø «Мир-3» (руководитель Д.Медоуз, 1978),

Ø «Микроэлектроника и общество. На радость или на горе» (руководители Г.Фридрихс и А.Шафф, 1982),

Ø «Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции, год 2000» (руководитель Дж.Нэсбитт) и др.

Так, авторы первого отчета Римскому клубу «Пределы роста» (руководитель Д. Медоуз, 1972 г.) пришли к выводу, что при сохранении неизменными современных тенденций роста населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства пищевых продуктов и истощения ресурсов пределы роста на нашей планете должны быть достигнуты уже в начале XXI в.

Авторы этих исследований исходят из предпосылки, что главной причиной экологического кризиса является научно-технический прогресс, ориентированный на безудержный рост потребления. Отсюда следует вывод о том, что человечество должно предпринять ряд мер, направленных на ограничение технико-экономического развития, вплоть до нулевого прироста валового общественного богатства.

Ведущим направлением формирования рационального природопользования следует считать принципиальное изменение производственной технологии, в которой непосредственно воплощается материальное взаимодействие человека и природы. Для этого необходимо формирование нового экологического мышления, экологической этики.

С экологической проблематикой тесно связана демографическая проблема, отражающая количественные и качественные характеристики современного населения Земли. К началу 1901 г. на Земле проживало 1.630 млн. человек. В июле 1987 г. родился пятимиллиардный житель планеты, а в июле 1999 г. - шестимиллиардный. Современные демографические процессы нередко определяют как глобальный «демографический взрыв», который наступил после Второй мировой войны.

Особая острота мировой демографической ситуации заключается в том, что свыше 4/5 прироста мирового населения падает на развивающиеся страны. В результате доля этих стран в общей численности населения мира неуклонно растет. В 1960 г. она составляла 67%, в 2000 г. она составила уже около 80% мирового населения. При этом около 1 млрд. людей недоедает. Каждые два дня от голода погибает больше людей, чем от взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Иными словами, продолжается настоящая голодная война.

Возрастание темпов прироста народонаселения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. Если в начале XX в. на одного человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял уже 6 га, а в настоящее время он составляет не более 2 га.

Однако суть демографической проблемы не сводится только к количеству населения и возможности его прокормить. Важной стороной проблемы является физическое и нравственное здоровье человека. К концу ХХ столетия сформировалась целая система факторов, угнетающе воздействующих на человеческое здоровье. В их числе:

- ускоряющийся ритм человеческой деятельности, не совпадающий с естественными биологическими ритмами человеческого организма;

- информационные перегрузки человеческой деятельности вообще и информационные перегрузки в системе интеллектуальной деятельности, в частности, связанные с работой в информационно-компьютерных сетях;

- злоупотребление лекарствами, стимулирующими препаратами и другими комплексами химических и природных веществ, отдаленные последствия воздействия которых зачастую пока неизвестны;

- новый фактор, характерный для России и стран Восточной Европы, - неуверенность значительной части населения в завтрашнем дне, что порождает общую негативную психологическую атмосферу, пагубно сказывается на физическом здоровье.

Сюда же следует отнести и проблему нравственного здоровья населения. Она возникает в связи с ломкой прежних нравственных ценностей, отсутствием общественно необходимых нравственных запретов, табу, нравственных ориентиров в повседневной деятельности. Существенный «вклад» в обострение проблемы нравственного здоровья вносят коммерциализированные средства массовой информации. Следует учитывать тесную связь нравственного и физического здоровья. Распространению СПИДа - этой «чумы ХХ века» - в немалой степени способствует нравственная неразборчивость в вопросах половой жизни.

Концепция ноосферы. Один из первых, кто обратил специальное и детальное внимание на комплекс экологических проблем, был наш соотечественник В.И. Вернадский(1863-1945 гг.). Он ввел понятие биосферы, как сложнейшей биогеохимической системы.

Биосфера- это своеобразная «живая оболочка» планеты, которая участвует во взаимообмене с другими ее подструктурами путем передачи энергии, информации и т.п.

Биосфера переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу.

Термин «ноосфера» (греч. noos - разум, sphaira - сфера) был введен в 1927 г. французскими учеными Э.Леруа (1870-1954) и Тейяром де Шарденом (1881-1955), которые понимали ноосферу как идеальное образование, как некоторую внебиосферную «оболочку мысли» планеты.

В.И. Вернадский наполнил это понятие новым содержанием. Поскольку человек - существо разумное, то ноосфера выступает как особое «царство Разума» внутри биосферы, а Разум становится действительно планетарной силой, оказывающей (через науку, технику, преобразовательную деятельность человека) влияние на всю планету.

В.И. Вернадский понимал, что человеку придется принять на себя ответственность за судьбу биосферы. С развитием науки и техники возникает сомнение в возможности замены биосферы техносферой. «Симбиоз» техносферы и биосферы как раз и выступает материальным наполнением ноосферы.

Таким образом, возникновение ноосферы должно заставить людей осознать ценность и значимость своего существования в природе, собственную способность влияния на нее.

Проблема социальных последствий научно-технической революции. Концепция ноосферы выступает методологической основой понимания социальных последствий научно-технической революции (НТР).

НТР может сыграть важную роль и в разрешении глобальных проблем. Во-первых, это касается поиска новых источников сырья, энергии, продовольствия.

Во-вторых, разработка новых производственных технологий, прежде всего материало- и энергосберегающих, а также технологий, относимых к разряду безотходных.

В-третьих, именно использование достижений НТР позволит внести решающий вклад в оптимальное освоение Мирового океана и Космоса.

В-четвертых, без использования современной науки и современной техники невозможно минимизировать негативные последствия природных катастроф, невозможна успешная борьба со старыми и новыми болезнями и недугами человека.

В-пятых, именно наука может предложить наиболее рациональные пути разрешения социальной составляющей глобальных проблем (напр., проблема войны и мира).

Условия решения глобальных проблем:

Ø утверждение мирных, невоенных средств в мировой политике, предотвращение гонки ракетно-ядерных вооружений, а также высокоточного оружия;

Ø устранение международных социально-политических угроз человеческому существованию, создание международной атмосферы взаимного доверия, безопасности, общечеловеческой солидарности.

Логика разрешения конкретных глобальных проблем представляется как последовательная совокупность трех этапов деятельности совокупного человечества:

- выявление сущности проблемы;

- определение важнейших путей ее решения;

- объединение международных усилий в создании условий и инструментов решения глобальных проблем.

В этой связи значительный интерес представляют материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Конференция, проходившая на уровне глав государств и правительств, предложила концепцию (модель) устойчивого развития, которая предполагает не унификацию самобытных культур и подчинение различных сообществ западному образцу, а плодотворное сотрудничество различных культур и народов. Человечество может отойти от края пропасти, если приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого развития свои представления о свободе, демократии, ответственности, а промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран и будущих поколений.

Выход из сложившейся ситуации многими мыслителями представляется также в самоограничении производства и потребления, в принятии идеологии «нового аскетизма».

Обобщая результаты исследований современной глобалистики, можно указать следующие наиболее важные цели корректировки развития человечества:

- формировать новую гуманистическую культуру, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития;

- установить контроль за «внешними пределами» роста человечества. Это означает приостановку хищнической эксплуатации Земли, энергетические и материальные ресурсы которой не бесконечны;

- исходить из понимания «внутренних пределов» роста, т.е. ограниченности и собственно человеческих характеристик индивида (физических, психологических, генетических). Сегодня человек испытывает колоссальные стрессовые перегрузки, связанные с увеличением объема перерабатываемой им информации, ставит себя в зависимость от производства и потребления лекарств, витаминов и т.д., что разрушает его адаптационные (связанные с биологической выживаемостью) возможности;

- сохранение национальной самобытности и культуры народов;

- создание мирового сообщества как особой целостности, что позволит осуществлять контроль за более равномерным развитием всех стран.

- создание особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегии использования знаний для предотвращения глобальных катастроф;

- оптимизировать прирост населения в масштабах планеты, прежде всего за счет недостаточно развитых стран, что неизбежно потребует сознательного перераспределения продуктов;

- оптимизация производственной системы современного общества. Речь идет как о коренном прорыве в сфере новых производственных технологий (малоемких в отношении сырья, энергии и ресурсов, экологически безопасных), так и о научном решении проблемы бюджета разных стран, в частности, о соотношении средств, выделяемых на вооружение, культуру и образование, социальную сферу и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.