Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 5: « Социализация личности. Личность как активный субъект общественной жизни »




Учебные вопросы:

1. Понятие личности

2. Социальные концепции личности

3. Социализация личности

 

 

1. Понятие личности

 

Человек – целостное биопсихологическое существо, носитель культуры и участник исторического процесса. Биологическое и социальное в человеке находится в сложном взаимодействии, определяя психологическое развитие и своеобразие будущей человеческой личности. Социальное в человеке развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Социальное в человеке, например, речь, труд. Индивид – это отдельно взятый представитель человеческого рода, который выражает образ единичного человека, наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств, свойств.

 

Личность – это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформировавшимися и индивидуальными качествами (природные данные, интеллект, эмоционально-волевые и нравственные качества). Термин «личность» происходит от латинского слова «персона», обозначает маску, которую надевал актер в театре. Таким образом, с самого начала у понятия «личность» был включен внешний социальный образ – некая "личина", то есть общественное лицо, обращенное к окружающим. Личность определяется как особая форма существования и развития социальных связей, отношения к миру и с миром к себе и самим собой.

 

Факторы развития личности:

 

1) Биологическая наследственность;

2) Физическое окружение;

3) Групповой опыт;

4) Индивидуальный опыт;

5) Культура.

 

Различают модальную и маргинальную личность. Модальная личность – это человек, разделяющий такие культурные образы, что и большинство членов общества. Маргинальная личность – это человек, занимающий промежуточное положение на границе между двумя и более культурами; ассимилирован в каждую, но не в одной из них полностью.

 

Основными характеристиками личности являются самосознание и самоконтроль.

 

Существует 2 основных подхода к формированию личности:

 

1) Личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями;

2) Личность – это продукт социального опыта.

 

Многие исследователи выделяют следующие типы личности:

 

· теоретический;

· экономический;

· политический;

· социальный;

· эстетический;

· религиозный.

Критерии выделения:

 

1) Социальное положение;

2) Образ жизни;

3) Культурный потенциал;

4) Характер и направленность интересов;

5) Нравственная позиция;

6) Профессиональная принадлежность и квалификация;

7) Идеологические позиции и социальная активность.

 

В зависимости от ценностей выделяют следующие типы личности:

 

· традиционалисты (ориентированы на исполнение порядка и долга);

· идеалисты (критическое отношение к традициям и пренебрежение к авторитетам);

· реалисты (развито чувство самодисциплины и самоконтроля);

· гедонисты (ориентированы на получение удовольствия здесь и сейчас).

 

В социологии так же принято выделять модальный, идеальный и базисный типы. У каждой личности имеется два мира:

· внутренний

· внешний.

 

Структура личности.

 

К важнейшим компонентам структуры личности относят:

 

1) Память – это система знаний, в которой интегрирована личность в процессе своей деятельности.

2) Культура – совокупность социальных норм и ценностей, которыми личность руководствуется в процессе своей практической деятельности.

3) Деятельность – целенаправленное воздействие субъекта на объект, или как практическая реализация потребностей и интересов личности.

 

Ядром социальной структуры личности, результатом взаимодействия памяти, культуры и деятельности является ее убеждение.

 

Критериями, характеризующими личность, являются социальный статус и социальная роль. Социальный статус – это показатель положения и места личности, социальной группы в определенной системе общественных отношений. Социальная роль – совокупность действий, которые выполняет личность, занимающая определенную социальную позицию в обществе.

 

Показатели социального статуса:

· образование;

· престиж, профессия;

· объем властных полномочий.

По характеру социальный статус может быть достигаемый и предписываемый.

 

 

2. Социальные концепции личности

 

1) Ролевая концепция

 

Возникла в американской социальной психологии в 30-х гг XX века. Основоположник Джордж Мид. Получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. В этой концепции личность рассматривается как функция одного множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Социальная роль личности понимается как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь со знаний индивида и по-своему истолковываясь им. Социальная роль распадается на ролевые ожидания (то, что согласно правилам игры ждут от той или иной роли) и на ролевое поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли).

 

2) Концепция социальных ролей

 

В системе формальных социальных ролей, прежде всего, находят свое воплощение отношение властей формальной (законной, официальной) структурой общества. Вне формальной системы социальных ролей немыслимо упорядоченное взаимодействие индивидов в рамках общества и государства. Здесь взаимодействие индивидов (личностей) заранее определены такой системой. Одновременно с этим в обществе складывается и воспроизводится разветвленная система неформальных ролей, основанных на отношении родства, участия в общих социальных группах, многочисленных видах неформальных, спонтанных взаимодействий. Отсюда видно, что если система формальных социальных ролей существует по необходимости, то неформальные социальные роли возникают на основе согласия.

 

3) Концепция личности З.Фрейда

 

З.Фрейд (1856 – 1939 гг.) рассматривал личность как систему нужд, а общество как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь, сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задает мотивацию ее действия. В силу возможности удаления инстинктивных потребностей в их естественной природной форме из-за социальных нормативных ограничений, человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой ее реализации. Модель личности, созданная Фрейдом представляет собой трехуровневое образование:

· Низший слой (ОНО) представлено бессознательными импульсами и родовыми воспоминаниями;

· Средний слой (Я, ЭТО)

· Верхний слой (сверх-Я, супер-ЭТО) представлено нормой общества, воспринятой человеком.

 

Наиболее жесткие, агрессивные слои – ОНО, И, сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности постоянно обороняющейся от общественного давления и находящаяся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества, верхний слой (супер-ЭТО) неизбежно увеличивается, становится более тяжелым и массивным, то вся человеческая история рассматривается Фрейдом, как история нарастающего психоза.

 

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд – это проблема противоречия между человеком и обществом. Отношение к обществу и системе социального контроля норм запретов у Фрейда двойственно. С одной стороны он относился к ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих инстинктов, освобождение которых привело бы человечество к самоуничтожению, а с другой стороны, как к чему-то такому, что неизбежно ведет к нарастанию неврозов и другим патологиям личности.

 

4) Поведенческая концепция

 

Еще один образ личности – это личность как система реакций на различные стимулы. В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обуславливается и конкретизируется социальной средой через обычай, язык, социальные институты, СМИ и т.д. Взаимодействие с другими людьми личность в любой социальной группе соблюдает свой интерес, если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом. Если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно, дезорганизованно. Каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения, и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая концепция главную роль отводит системе стимулов, проводя прямую аналогию между поведением человека и животным. В качестве стимулов может использоваться любое благо, знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение властей, но обязательно социальной по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение.

 

5) Деятельностный подход

 

В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющиеся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определения составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том как, каким образом, осуществляется деятельность. Изучение личности опосредуется изучением ее деятельности и по сути сводится к:

· Определению системообразующего звена доминантного вида деятельности (профессиональное, познавательное, развлекательное и т.д.);

· Выяснению принципа осуществления деятельности, вынужденное или свободное, отчужденное или неотчужденное;

· Изучению характера связей между различными видами деятельности (гармоничный или дизгармоничный), степени их иерархизированности;

· Исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.

 

Сегодня в социологии понятие «личность» употребляется в двух значениях:

1 – для обозначения индивида, как субъектов отношений и сознательной деятельности;

2 – для обозначения устойчивости системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

 

 

3. Социализация личности

 

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, входе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или социальной группе. Социализация личности – пути и способы, с помощью которых индивиды преобразуют социальный опыт и усваивают установки в соответствии с социальными ролями. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь с детства и до старости.

 

Цели социализации:

 

1. Способствовать взаимодействию людей на основе социальных ролей;

2. Обеспечить сохранение общества благодаря усвоению в нем его членами сложившихся норм и образцов поведения.

 

Процесс социализации представляет собой стройную систему.

 

Основные элементы процесса социализации:

1) -Объективные условия (окружающая среда, взаимодействие с другими людьми, культура);

-Субъективные условия (поведение, стремление соответствовать требованиям своей социальной группы общества, воспитание).

2) Фазы социализации:

· Социальная адаптация (процесс приспособления индивида к условиям социальной среды);

· Идентификация (процесс отождествления индивидом себя с другим человеком или социальной группой);

· Интериоризация (процесс усвоения индивидом ценностей и норм, существующих в обществе).

3) Стадии социализации:

· Дотрудовая;

· Трудовая;

· Послетрудовая.

4) Периоды социализации:

· Первичная социализация (охватывает период детства);

· Вторичная социализация (включает в себя зрелый и преклонный возраст).

5) Сферы социализации:

· Сфера деятельности;

· Сфера общения;

· Сфера воспитания;

· Самосознания.

 

Условия социализации включают в себя:

 

1. Окружающую среду и материальные условия жизни;

2. Взаимодействие с другими людьми;

3. Желание соответствовать ожиданиям общества;

4. Культура и система знаков;

5. Изменение поведения индивида.

 

Механизмы социализации – это те способы и средства, которые позволяют индивиду усваивать социальный опыт: адаптация, заражение, подражание, социальная фасилитация, внушение, комфорт и уподобление.

Основные институты (агенты) социализации – это семья; дошкольные учреждения/школа; учебные заведения; религиозные убеждения; формальные/неформальные объединения; СМИ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.