Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 10: « Социология культуры »

Учебные вопросы:

1. Понятие культуры

2. Виды культуры. Социальные функции культуры

 

 

1) Понятие культуры

Культура в переводе означает возделывание, воспитание, образование.

Культура – это совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объектированная в предметах и материальных носителях (средства труда, знаки).

Культура – это явление, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие «культура» фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни, отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения, сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).

Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.

Таким образом, культура – это определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выражающих в способах организаций жизнедеятельности людей и создаваемых материалов и духовных ценностей.

Основные компоненты культуры:

· Язык

· Знания, убеждения

· Нормы, как средства социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп

· Ценности

При социологическом анализе культуры можно выделить 3 основные ее уровня:

1. Эмпирический

2. Нормативный

3. Высший

Эмпирический, представляемый учреждениями и организациями, институтами культуры (театры, кино, библиотеки).

Нормативный: подразумевается, входящие в данную культуру различные установочные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп.

Высший уровень образует область фундаментальных ценностей, идей символов, значений. Он представляет собой квинтенсенцию культуры, ее суть, ибо в нем сконцентрированы ценности и смысл существования общества.

Основные области культуры:

· Производство

· Политика

· Наука

· Идеология

· Религия

· Искусство

Сферы культуры:

· Экономическая

· Политическая

· Социальная

· Духовная

· Научная

Основные теоретические подходы исследования культуры.

1. Функционализм (основоположники: Б.Малиновский, А.Ратклифф-Браун). Каждый элемент культуры необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе.

Система культуры – характеристика социальной системы. Нормальное состояние социальных систем – это самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния оценивается функциональность элементов культуры.

2. Символизм (основоположники: Т.Парсонс, К.Гирц). Элементы культуры – это прежде всего символы опосредующие отношения человека с миром (идеи, верование, целостные модели).

3. Адаптивно-деятельностный подход (Э.Маркарян). Культура – это способ деятельности, а также система в небиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Элементы культуры.

· Язык

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и не языковые. В свою очередь языки бывают как искусственные, так и естественные. Для осуществления коммуникаций человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

· Ценности

Предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представление о значимом важном, которое определяет жизнедеятельность человека, позволяющего различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и что следует избегать (оценка – отнесение ценностей).

Различают ценности:

1. Терминальные (ценности цели)

2. Инструментальные (ценности средства)

 

· Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидание, определяющее круг допустимых действий)

Различают следующие виды норм:

1. Формализованные правила (все, что официально записано)

2. Правила морали (связаны с представлениями людей)

3. Образцы поведения (мода)

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

 

2) Виды культуры. Социальные функции культуры

Виды:

1. Материальное создается в процессе материального производства

2. Духовное: процесс духовного творчества по созданию духовных ценностей

3. Народная культура: создается анонимными творцами, ее создание и функционирование практически неотделимо о повседневной и практической жизни

4. Массовая культура: является феноменом общества ХХ века. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию, а также потребление ее продуктов не требует специальной подготовки

Возникновение массовой культуры было не случайно:

· Возникла с появлением массового производства и потребления

· Прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)

· Индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличение плотности контакта между людьми)

· Прогрессирующее развитие средств коммуникаций (потребности совместной деятельности и отдыха)

 

5. Элитарная: сложная по содержанию и восприятию культура. Ее элементы создаются профессионалами, и она ориентирована на определенную подготовленную аудиторию

6. Субкультура (-ры): части культуры присущие определенным социальным группам или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона, а определенные виды деятельности порождают специальные названия

Культурные универсалии (Д.Мердок) – это общие черты свойственные всем культурам. К ним относят: совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, правила взаимодействия полов, язык.

Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и социальными потребностями человека и социальных общностей. Культурные универсалии представляют в многообразии конкретных вариантах культуры. Их можно сравнивать в связи существованием суперсистем (Восток-Запад), национальной культурой и маленьких систем (субкультур): массовой, элитарной, народной.

1. Релякивизм. Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм

2. Этноцентризм («мол, культура лучше, а остальное так себе»)

Процессы изменений в культуре.

1.

· Группа процессов связанная с саморазвитием в культуре:

ü Стихийное

ü Спонтанное развитие

· Развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)

· Планомерное

2. Изменение культур связанное с их взаимодействием и культурными контактами

· Взаимствование: может быть добровольным (торговля), вынужденным (миграция), насильственное (завоевание)

· Процессы изменения в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связанные с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений

Функции:

1. Образовательно-воспитательная

2. Интегративная (объединительная)

3. Регулирующая (регулятивная) связана с созданием ориентированных человеческих действий и системой контроля за этими действиями

4. Общественно-преобразовательная

5. Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем

6. Познавательная

7. Семиотическая

8. Аксеологическая (ценностная)

9. Коммуникативная связана с накоплением и трансляцией социального опыта и в том числе и межпоколенческого. Так же связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование этой функции дает возможность определить культуру, как особый способ наследования социальной информации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 9: « Социальные организации » | Тема № 11: « Социальные конфликты »
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.