Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Возникновение государства и права

1. Общая характеристика первобытного общества.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосудар­ственного общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, об­щее производство и уравнительное распределение. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного об­щества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регули­ровались обычаями — исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и поступков. Уже на ранних стадиях развития обще­ства приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных слу­чаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действи­ями. Например, тренировка охотников наполнялась мисти­ческим содержанием, обставлялась таинственными обря­дами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе меж­ду мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматри­валось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основой присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них права и обя­занности как - бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

 

2. Закономерности возникновения государства.

Современная материалистическая наука связывает про­цесс возникновения государства и права (особенно в евро­пейских странах) главным образом с развитием производ­ства, с переходом от присваивающей к производящей эко­номике.

В результате эволюционного развития человек для удов­летворения своих потребностей постепенно перешел от при­своения готовых животных и растительных форм к подлин­но трудовой деятельности, направленной на преобразова­ние природы и производство орудий труда, пищи и др. Имен­но переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделе­нию скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обо­соблению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменив­шихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожа­луй, то, что родовая община постепенно начинает дробить­ся на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью со­впадают с интересами рода. С возникновением семьи нача­лось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повы­шения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появ­ление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения час­тной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

И все же причины зарождения государства и права ко­ренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выжи­ванию и укреплению рода человеческого, но и оказало мно­гоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру.

Родовая организация общества трансформировалась в го­сударство эволюционно, сохраняя историческую преемствен­ность, проходя переходные стадии. Одной из таких пере­ходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового об­щественного самоуправления еще сохраняются, но посте­пенно набирают силу новые предгосударственные структу­ры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоре­чия, все более разрушающие вековые порядки.

 

3. Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные.

 

Формирование государства — длительный процесс, ко­торый у различных народов шел разными путями. Ныне до­минирует мнение, что одним из основных является восточ­ный путь возникновения государства, "азиатский способ производства" (вначале — Древний Восток, затем — Афри­ка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традици­онными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллектив­ная собственность. Управление общественной собственно­стью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все бо­лее обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возник­новения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, ис­полнявшая общественные должности, плавно трансформи­ровалась в государственные органы (государственно-чинов­ничий аппарат), а общественная (коллективная) собствен­ность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значе­ния.

На рассматриваемый путь зарождения государства зна­чительное влияние оказали географические условия, необ­ходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоя­тельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от дру­га, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничь­им аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государ­ство одновременно и эксплуатировало сельских общинни­ков, и управляло ими, т.е. само государство выступало орга­низатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возник­новения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслое­ние общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот процесс прохо­дил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государ­ства большое влияние оказала длительная борьба двух груп­пировок свободных членов родоплеменного общества — пат­рициев и плебеев. В результате побед последних в нем ут­вердились демократические порядки: равноправие всех сво­бодных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарож­далось феодальное государство (это относится, прежде всего, к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает пред­шествующий феодализму длительный период, в ходе кото­рого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но кре­стьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а госу­дарство — профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факто­ров происходит расслоение первобытного общества, обостря­ются его противоречия, вследствие чего родовая организа­ция социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государство.

 

4. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно от­личали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство — на территориальной общности своих граж­дан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функ­ции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенно­му государству.

2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политичес­кий характер. Ее специфика в следующем:

— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало учас­тие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от об­щества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

— обеспечение решений политической власти осуществляет­ся с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.).

Для содержания многочисленного аппарата государствен­ных служащих, представляющего политическую власть, необхо­димы налоги, сборы, различные обложения.

 

 

5. Теории происхождения государства и права.

 

Существует множество теорий происхождения государства и права. Рассмотрим следующие теории:

1. Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Согласно данным воззрениям, государство является резуль­татом проявления божественной воли, практическим воплоще­нием власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру­ментом организации и управленческого воздействия завоевате­лей, государство становится мощным средством защиты завое­ванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

4. Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства.

Договорная теория получила распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории бы­ли Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.

В России представителем договорной теории был революци­онный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в госу­дарство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и рево­люционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупот­ребление властью и произвол.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который всту­пают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объ­единение, на образование государства, превращая неорганизован­ное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: госу­дарство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный до­говор объединения и вторичный договор подчинения, договор наро­да с князем или иным государственным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления госу­дарства, а как состояние общества, когда люди добровольно объ­единились в его государственно-организационную форму, как прин­цип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверените­та, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестно­го, некомпетентного правителя, у которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он - князь - отныне обладает неограниченными полномо­чиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. обще­ственный договор, по его мнению, представлял собой определен­ный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Отражала эта теория и договорную практику многих фео­дальных городов, заключавших договор с князем о его материаль­ном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти не­годного монарха, вплоть до революционного восстания.

5. Классовая теория происхождения государства.

Классовая теория происхождения государства наи­более полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства", само на­звание которой отражает связь явлений, обусловивших воз­никновение анализируемого феномена. В целом теория от­личается четкостью и ясностью исходных положений, логи­ческой стройностью и, несомненно, представляет собой боль­шое достижение теоретической мысли.

Для данной теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и про­явление непримиримых классовых противоречий".

Отрицать влияние классов на возникновение государ­ства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формирова­лось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

В целом, такой плюрализм научных взглядов на вопрос о происхождении государства и права обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | Тема 3. Понятие и признаки государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.