Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Политический режим

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение политической системы?

2. Раскройте особенности определения политической системы

  • по Д. Истону
  • по Г.Алмонду
  • структурно-функциональному подходу.

3. Каковы функции политической системы.

4. Какова типологизация политической системы.

 

Смотри Приложение 3

 

Цель: Раскрыть понятие политического режима, раскрыть особенности политических режимов.

План:

1. Понятие политического режима.

2. Типологизация политических режимов.

Литература

1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 114-194.

2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 102-236.

3. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с 83-200.

4. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 127-307.

 

 

1. Понятие «режим» можно рассматривать как:

§ метод правления (политический строй в целом);

§ как открытые для изменений переменные параметры политического строя;

§ источник правления или властный авторитет, определяющий политический строй.

 

Существуют 2 основных подхода к определению политического режима: правовой и социологический.

М. Дюверже отмечает, что политический режим, это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий базовые модели выборов, голосования, принятия решений и способы политического участия партий и групп интересов.

Рой Макрибис определил режим как специфические пути и способы при помощи которых нормативные установки системы реализуются в практике государственных институтов.

Луи Вермонн под политическим режимом понимает совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления страной на известный период» (западные политические режимы).

В итоге политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом, среди которых можно выделить следующие показатели:

§ институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина;

§ степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия государственных решений, осуществления контроля;

§ уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти;

§ роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.

Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

 

2. Наиболее частым является разделение:

А.) режимов на диктатуры и демократии или демократический и антидемократический (см. слайд).

 

Б.) Типологизация политических режимов по Р. Далю разделяется по 2 критериям:

1. Допускается оппозиция и политическая конкуренция.

2. Как участвует население в борьбе за власть.

 

В связи с этим можно выделить политические режимы, закрытые гегемонии, открытая гегемония, соревновательная олигархия и полиархия.

 

Конкурирующие олигархии   Полиархия где существует полная допустимость оппозиции и конкуренции
       
Закрытая гегемония   Включающие гегемонии где отсутствует или присутствует в малом виде оппозиция и конкуренция

 

С. Хантингтон обозначает 4 типа недемократических режимов: однопартийный, военный, личная диктатура, расовая олигархия.

 

В.) Типология по Ж. Блонделю.

Критерии:

§ политическая конкуренция,

§ структура элит,

§ политическое участие населения.

 

Соотношением этих трех составляющих порождается 6 режимов.

 

Режим (системы) Закрытые с монолитной элитой Закрытые с дифференцированной системой Открытые
Исключающие (инклюзивная) Традиционный Авторитарно-бюрократический Конкурирующая олигархия
Включающие (эксклюзивная) Эгалитарно-авторитарный Авторитарно-неэгалитарный Либеральная демократия

 

Хуан Линц выделил пять основных режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, постоталитарный, султанский.

По Х. Линцу характерными чертами являются:

§ степень политической мобилизации;

§ уровень плюрализма;

§ степень идеологизации власти;

§ степень конституционности власти.

 

Г.) Тоталитаризм: правый и левый.

 

Авторитаризм может быть: военным, олигархическим, популистским, бюрократическим. Авторитаризм развития. Авторитаризм: однопартийный, однопартийный полуконкурентного типа, псевдопартийный, формально многопартийный.

 

Гибридные, переходные формы: диктократия, демократия. Делегативная демократия.

 

Посттоталитарные режимы возникают после ухода лидера-харизматика. Основными чертами этого режима являются:

§ ослабление полицейских служб или нейтрализация их с помощью армии;

§ разрешение кризиса власти путем создания коллективного центра власти;

§ переутверждение роли партии;

§ постепенный процесс детоталитаризации.

М. Джилас отмечал, что абсолютные системы сильны до тех пор, пока абсолютны. Если они начинают реформы, они проигрывают, однако они не могут избежать реформ или они взорвутся «Лицо тоталитаризма».

 

Султанистские режимы – это крайняя форма наследственно-родового господства. Здесь тесно переплетается личное и общественное. Все индивиды, группы и институты могут в любой момент стать объектами непредсказуемого деспотизма со стороны султана и его окружения. Здесь нет места оппозиции и плюрализму, нет идеологической основы.

Итак признаками персонифицированных султанистских режимов является отсутствие: идеологии, политической мобилизации, ограничений власти султана.

 

Демократический режим (550 подвидов). Из них наиболее распространенные:

1. Либерально-демократическая модель.

2. Радикально-демократическая модель.

3 модель конкурентной элитиской демократии.

4 модель плебисцитарной демократии (Вебер М.).

5 модель конкурентная демократия (Шумпетер П.).

6 модель Липсета – Лепнера.

7 модель полиархическая демократия Р. Даля.

8 модель экономическая модель Э. Даунса.

9 модель демократическая модель «прав человека».

10 модель институциональная модель «интегративной демократии».

 

Можно выделить следующие черты демократического режима:

1. Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей.

2. Гарантированный доступ к политическим институтам.

3. Всеобщее избирательное право.

4. Контроль за деятельностью правительства.

5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.

6. Разрешение конфликтов мирным путем.

7. Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.

 

Условия сохранения и установления демократических режимов:

1. Высокий уровень экономического развития.

2. Наличие толерантности в обществе.

3. Признание большинством общечеловеческих ценностей.

4. Ориентация на политическое участие.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение политических режимов.

2. Определите основные черты политических режимов:

§ тоталитарного;

§ посттоталитарного;

§ султанистского;

§ авторитаризма;

§ демократического.

 

Смотри Приложение 4.

 

Тема: Государство как институт политический системы

Цель: Раскрыть основное содержание термина «государство» его функции и типологию.

План:

1. Особенности государства как политической организации.

2. Формы государственного устройства и правления.

3. Правовое и социальное государство.

Литература

1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 114-194.

2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 102-236.

3. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с 83-200.

4. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 127-307.

 

 

1. Государство (stato, estato, etat, staat).

Термин государство употребляется в узком и широком значениях:

- в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти;

- в широком – как государственно-оформленная всеобщность, как союз граждан.

 

Государство является основным институтом политической системы.

Британская «Энциклопедия управления и политики» (1992г.) выделяет несколько подходов к осмыслению сущности государства:

- правовой - сводит государство к системе права, суверенитету публичной власти;

- исторический - исследует государство как эволюцию его органов и форм;

- социально-антропологический - предполагает осмысление государства, как типа социальной организации;

- философский;

- политологический - распадается на концепции плюрализма, корпаративизма, марксизма

и т.д.

Основные концепции происхождения государства:

- патриархальная;

- теократическая;

- «общественного договора»;

- теория «насилия»;

- социально-экономическая (марксистская);

- органическая (Спенсер);

- психологическая (Бюрдо, Фрейд);

- политической антропологии.

Признаки государства:

- территория;

- население;

- публичная власть.

 

2. Основные типологии государства.

По формам правления:

- монархия (конституционная, абсолютная, дуалистическая);

- республика (античная, парламентская, президентская, полупрезидентская).

По приоритетной функции:

- военное (полицейское);

- правовое;

- социальное.

По административно-территориальной организации:

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное.

По режиму:

- тоталитарное;

- авторитарное;

- демократическое.

По классовой природе:

- рабовладельческое;

- феодальное;

- буржуазное;

- социалистическое.

По устойчивости (политической устойчивости):

- стабильное;

- неустойчивое.

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов (унитарное, федерация, конфедерация).

Главный признак унитарного государства – сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.

Существенным признаком федерации является наличие двух официальных государственных уровней, строгое распределение компетенций между общефедеральными и региональными органами.

Конфедерация – это союз самостоятельных государств.

Форма правления – способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании (монархия, республика).

Еще Аристотель делил формы правления на правильные и неправильные. К правильным он относил монархию, аристократию, политию. К неправильным – тиранию, олигархию, демократию. В современном мире: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая).

Республика – парламентская, президентская, полупрезидентская (смешанная).

Республика имеет следующие общие черты:

§ периодичные выборы всех органов власти с участием политических партий;

§ подотчетность правительства парламенту, парламент назначает и распускает его;

§ глава правительства входит в нижнюю палату и имеет полномочия распустить ее;

§ раздельная исполнительная власть, представительные функции выполняет президент (глава государства) реальная власть принадлежит премьер-министру;

§ правительство имеет право законодательной инициативы;

§ независимость правительства относительно главы государства.

Президентская республика характеризуется жестким разделением центров власти (президентской, парламентской, судебной), а также:

§ конституционным разграничением полномочий;

§ полнотой исполнительной власти президента; раздельными выборами президента и парламента;

§ ответственностью президента перед народом, а правительства перед президентом;

§ парламент не имеет право отзыва правительства;

§ наличие права вето, но отсутствие права законодательной инициативы у президента;

§ невозможностью совмещать правительственную и парламентскую должность.

Полупрезидентская (смешанная) форма правления сочетает в себе отдельные характеристики двух основных. Она характеризуется:

§ глава государства – президент – избирается на всеобщих прямых выборах;

§ президент назначает правительство, учитывая мнение парламентского большинства;

§ правительство не только зависит от президента но и ответственно перед парламентом;

§ партийная принадлежность президента, премьера и парламентского большинства не обязательна;

§ президент вправе распустить парламент и назначить новые выборы;

§ наличие права вето и законодательной инициативы;

§ разные сроки деятельности президента и парламента.

 

В современном мире существуют более специфические разновидности президентских республик:

§ с коллегиальным главой государства;

§ с институтом капитан-регенства;

§ суперпрезидентские и т.д.

 

Функции государства:

Существуют различные подходы к определению функций.

Ø 1 подход

- экономическая;

- социальная;

- организаторская;

- правовая;

- политическая;

- образовательная;

- культурно-воспитательная;

- функция обороны;

- представительская;

- защиты интересов.

Ø 2 подход

внутренние:

- охрана правопорядка;

- хозяйственная;

- идеологическая;

- социальная.

внешние:

- поддержание отношений с другими государствами;

- внешнеэкономическая;

- военная.

 

Итак, государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного принуждения и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма.

 

3. Правовое государство обладает специфическими признаками:

- Верховенство права и закона.

- Конституционная гарантия прав и свобод.

- Равенство всех перед законом.

- Взаимная ответственность государства и личности.

- Судебная защита личности.

Оно обосновывается:

- Разделением и балансом властей.

- Установлением пределов и меры власти.

- Политическим плюрализмом.

- Легитимностью власти и управления.

- Конституционным надзором.

- Местным самоуправлением.

Социальное государство (теория появляется в XIX в., Л. Штайн и Геллер) бывает

3-х видов:

1. либеральное;

2. консервативное;

3. социал-демократическое.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое государство?

2. Охарактеризуйте монархию.

3. Охарактеризуйте республику.

4. Назовите типы государств по территориальному устройству.

5. Назовите типы государств по правовому признаку.

6. Назовите типы государств по социальному признаку.

 

Смотри Приложение 5.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Политическая система общества | Тема: Высшие органы государственной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.