КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Философия Средних веков
Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии. Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века. Характеристика этого периода: 1. Становление и расцвет эпохи феодализма. 2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона». 3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки. Это определило характер философии Средневековья: -движение философской мысли было пронизано проблемами религии; -церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления; -философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом; -любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви; -философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия - служанка богословия».
Две тенденции в Средневековой философии: 1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением; 2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире. Черты Средневековой философии. 1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог. Главные принципы миропонимания: а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего. - Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.
- Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом. б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека. Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности. 2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия). 3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов.
4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика. Этапы Средневековой философии. 1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец церкви») в истории философии определяется с 1-6 века. Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого определили развитие европейской философии. Характеристика этапа: -интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии; -философские элементы платонизма играют определяющую роль. Главные проблемы патристики: 1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема). 2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян).
3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий». 4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души. 5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.
2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века). Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии. Характеристика этапа: 1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви). 2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии. Главные проблемы схоластики: 1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии. Отсюда: - больше внимания к ней, к переосмыслению её положений; - восприятие развитого категориального аппарата с точки зрения религиозных проблем. 2. Соотношение разума и веры. Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение. К такой истине можно идти двумя путями: -путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь; -путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами. 3. Проблемы соотношения общего и единого. Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). Фома Аквинский по своему решил этот спор: -общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона; -общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;
-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию; -то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое; -другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога) нет. Выводы: 1. Средневековая философия теоцентрична: -её мировоззрение основано на религиозной вере; -в центре философии - Бог; 2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления. Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии: а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область исследования; б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк). 3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм). 4. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт). 5. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский). Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется политическая философия гуманизма)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |