Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершение объединения русских земель. Присоединение Псковской, Смоленской, Новгород-Северской, Рязанской земель. Василий III

Лекция 7

Живопись

Основными видами живописи, пришедшими на Русь из Византии с принятием христианства, были фреска, мозаика и иконопись. Однако к началу XII в. дорогая и трудоемкая мозаика была полностью вытеснена фреской. В XII — XIII вв. в живописи отдельных удельных центров стали все заметнее проявляться местные особенности.

Примерами специфического стиля Новгородской земли XII — XIII вв., характеризующегося необычайной живостью, а также лиризмом и светлым колоритом, являются росписи церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и Спаса-Нередицы, а также икона «Ангел Златые власы».

От живописи Северо-Восточной Руси домонгольского периода сохранились до нашего времени фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Кроме того, иконы «Боголюбская Богоматерь» и «Дмитрий Солунский».

«Золотым веком» древнерусской станковой живописи называют исследователи вторую половину XIV — начало XV вв. В это время успешно развивалась новгородская монументальная живопись, большой вклад в развитие которой внес Феофан Грек (около 1340 — после 1405 гг.), работавший до 1390-х гг. в Новгороде, а затем в Москве. Лучшими работами Феофана являются фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде и Благовещенского собора в Московском Кремле. Для этого мастера характерны возвышенность стиля, смелая живописная манера, экспрессия и интерес к внутреннему миру человека.

В Москве конца XIV — начала XV вв. окончательно сложилась русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный художник Андрей Рублев (1360 — 1430 гг.). Он — автор фресок Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, фресок и икон Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, росписей собора Андроникова монастыря. Самой известной работой этого мастера является икона «Троица», написанная для Троицкого собора. В ней отчетливо видны гуманизм, лирическая умиротворенность и глубокая психологичность, характерные для стиля Андрея Рублева.

Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV — начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 — после 1503 гг.). Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его творчеству свойственна пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок.

 

После смерти Ивана III на московский престол взошел его старший сын Василий III (1505 — 1533 гг.). Он во всем продолжал политику своего отца и считается правителем, завершившим создание Российского централизованного государства. Важнейшими достижениями этого великого князя было создание официальной идеологии самодержавия, еще более укрепившей авторитет центральной власти, и присоединение к Московскому государству обширных земель.

Теория «Москва — третий Рим» была сформулирована в 1510 –1511 гг. игуменом Псковского Елеозарова монастыря Филофеем. Вкратце ее излагали так: «Первый Рим пал, второй — пал (уничтожение Византийской империи турками), третий Рим — Москва, а четвертому не бывать». Из этих идей делалось множество выводов. Во-первых, о преемственности власти Византийских императоров (цесарей — царей) в Москве. Во-вторых, об особом предназначении Российского государства как единственного и последнего центра истинной веры — православия. В-третьих, о своеобразном тесном переплетении духовных и светских интересов в Московском государстве. Наконец, о том, что великие государи не только имеют право, но именно обязаны вести активную экспансионистскую политику для объединения под своей властью всех православных земель. Вслед за своим отцом, Василий III назывался не только «великим князем Московским», но и «Государем Всея Русии», а также царем.

В русле своей идеологии Василий III вел активную и успешную внешнюю политику. Он продолжал военные действия против Великого княжества Литовского, начатые еще его отцом. В результате долгой войны в 1522 г. был заключен договор, по которому Москва присоединяла к своим владениям Смоленские и Новгород-Северские земли, ранее принадлежавшие Литве. При этом на службу к Василию III перешли многие православные литовские князья. В состав Московского государства были включены территория Псковской республики (1510 г.), северная часть Дикого поля (бывшие владения Большой Орды (1520 г.)) и Рязанское княжество (1521 г.).

Особое внимание Василий III вынужден был уделять обороне южных пределов Московского государства, так как в 1510-х гг. резко увеличилось число набегов крымских татар на приграничные территории. В «украинных» городах (Путивле, Рыльске, Туле, Переяславле-Рязанском и др.) постоянно дежурили московские полки, в особенно опасных местах возводились специальные укрепления — засеки, составившие к концу XVI в. в целую оборонительную систему — Засечную черту.

Василий III Иванович был женат дважды. Первый брак с Соломонией Сабуровой оказался бездетным, и великий князь решился на небывалый для того времени шаг — развод. Второй его супругой стала Елена Глинская, которая родила двух сыновей — Ивана (1530 г.) и «умом скорбного» Юрия (1532 г.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура | Первые годы княжения Ивана IV
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.