Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Россия в начале ХХ века: между реформами и революцией




Государственный строй и политическое развитие

В начале XX в. Россия оставалась одной из немногих в Европе абсолютных монархий. Последний русский император Николай II (1894-1917 гг.) уже в первых своих выступлениях заявлял, что будет «охранять начала самодержавия твердо и неуклонно», а предложения об участии представителей общественности в делах управления назвал «бессмысленными мечтаниями». Император сосредотачивал в своих руках всю полноту верховной законодательной, исполнительной и судебной власти. Неограниченный характер его воли оговаривался в 1-й статье свода Основных Государственных законов Российской империи. В 1897 г. в России проводилась Первая всероссийская перепись населения. В ней участвовал и Николай II. В графе «Род занятий» он написал: «Хозяин земли русской».

Верховным совещательным органом при царе являлся, возникший еще в начале XIX в., Государственный Совет. Все его члены назначались императором из высших чиновников. В компетенцию Совета входили: вопросы законодательства, высшие административные проблемы, финансовые меры и судебные дела. Число членов Государственного совета не было постоянным. Если в год учреждения (1810 г.) их было назначено 86, то в 1890 г. — 60, а в начале XX в. — более ста. В отсутствие императора общие заседания Совета возглавлял Председатель, назначенный царем. Работа этого органа велась как на общих заседаниях, куда приглашались министры, так и в особых подразделениях — департаментах: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии. При Государственном совете состояла Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем, которая и распределяла дела по департаментам. Наиболее мелкие дела департаменты решали самостоятельно, остальные — передавали на общее заседание или сразу императору. Все решения Госсовета утверждал (или не утверждал) государь.

Император осуществлял исполнительную власть через Комитет министров. Министры не составляли правительства, а назначались царем персонально. Ответственны они были только перед ним. В Комитет входили 22–23 человека: председатели департаментов Госсовета, министры, главноуправляющие отдельными частями на правах министров, государственный секретарь и «посторонние члены». В ведении Комитета министров находились разнообразные текущие дела государства. Права инициативы этот орган не имел, а решения в нем принимались «высочайшим утверждением».

Министерства как главные ведомственные органы были учреждены в России еще в начале XIX в. В начале XX в. министерств и приравненных к ним органов было 14. Делились они на департаменты, главные управления, отделы, которые подготавливали дела на доклад министру. Ключевым среди этих учреждений являлось Министерство внутренних дел. В его ведении находились все административно-полицейские учреждения страны. Министр внутренних дел был наделен полномочиями учреждать гласный полицейский надзор, предписывать административную ссылку, разрешать и запрещать выпуск периодических изданий, контролировать деятельность местного управления. Важную роль в государственной системе занимало также Министерство финансов. Оно ведало источниками государственных доходов и распределением средств между ведомствами, а до 1905 г. — управляло всей внутренней и внешней торговлей и большей частью промышленного производства.

К центральным ведомствам относился также Святейший Синод, через который император управлял делами православной церкви. Волю самодержца в этом органе осуществлял специально назначенный чиновник — обер-прокурор Синода. До октября 1905 г. эту должность занимал известный реакционер и консерватор К.П. Победоносцев, пользовавшийся значительным влиянием на Николая II.

Высшим государственным учреждением был и Сенат, который также делился на департаменты. К основным функциям Сената можно отнести: публикацию законов, решение споров о казенном имуществе, утверждение в должности уездных судей, удостоверение принадлежности к сословиям, рассмотрение дел по земельному устройству крестьян, надзор за законностью управления, принятие кассационных жалоб.

Местное управление осуществляли губернаторы и генерал-губернаторы, являвшиеся представителями и наместниками императора. Как было указано выше, их деятельностью руководило Министерство внутренних дел.

Проблема реформирования политического строя остро стояла в России начала XX в. Многие передовые деятели не принимали принцип неограниченной самодержавной власти. Однако в Российской империи не существовало законов, предоставлявших населению политические права и свободы, а, следовательно, не могло существовать легальных оппозиционных партий и политической борьбы. Не приходилось ждать и добровольных реформ «сверху». Николай II, как и его отец, был уверен в том, что «самодержавие создало историческую индивидуальность России, рухнет самодержавие, … тогда с ним рухнет и Россия».

Социальная структура

Официальным делением населения Российской империи в начале XX в. было не классовое (имущественное), а сословное (по правам и обязанностям). Перепись 1897 г. дает четкую картину распределения всех жителей страны (125 млн.) человек по сословиям:

- дворяне (потомственные и личные), чиновники не из дворян — 1,5%;

- духовенство христианских вероисповеданий — 0,5%;

- почетные граждане (потомственные и личные) — 0,3%;

- купцы — 0,2%;

- мещане — 10,6%;

-крестьяне — 77,1%;

-войсковые казаки — 2,3%;

-инородцы (народы Средней Азии, Восточной Сибири, Кавказа и т.д.) — 6,6%;

-иностранцы — 0,5%;

-другие — 0,4%.

Однако реальное положение многих людей уже не соответствовало их сословной принадлежности. Внутри многих сословий шло активное имущественное расслоение, более 7% крестьян жили в городах и не были связаны с сельскохозяйственной деятельностью, из крестьян и мещан формировался рабочий класс. Размывание социальных перегородок шло и внутри самих классов — многие люди находились в маргинальном состоянии. В начале XX в., по мнению некоторых исследователей, можно выделить следующие основные группы населения: крестьяне и ремесленники — 66,7%; помещики и буржуазия (включая зажиточных крестьян — кулаков) — 16,3%; рабочий класс — 14,8%; интеллигенция — 2,2%.

Экономическое развитие

К началу ХХ в. Российская империя оставалась аграрным государством — более 70% населения составляли крестьяне. Россия занимала первое место в мире по общему объему аграрного производства. Основным производителем сельскохозяйственной продукции являлось крестьянство, а помещичьи хозяйства давали примерно 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба. Ситуацию в деревне осложняли аграрное перенаселение, существование общины и практически полное исчерпание экстенсивного ведения хозяйства, связанное с невозможностью расширить посевные площади в европейской части России. К началу ХХ в. 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община господствовала во всей центральной, северной, восточной и южной России и на Северном Кавказе. И лишь в западных губерниях преобладала крестьянская частная собственность на землю. Недостатки общины состояли в том, что она тормозила деятельность крепких хозяйств, препятствовала повышению общего благосостояния деревни. Однако община имела и некоторые преимущества: не давала полностью разориться беднякам, осуществляла фискальные функции. Бедственное положение большинства крестьян вызывало беспокойство у правительства. Но его волновали лишь два аспекта этой проблемы: 1) невозможность поднять налоги и рост недоимок по уже имевшимся налогам и платежам и 2) бесконечные крестьянские волнения. Основное требование крестьян — передача им части помещичьей земли — не могло быть исполнено, так как неприкосновенность помещичьего землевладения была краеугольным камнем российской сословной системы и политического строя.

На рубеже XIX — XX вв. российская промышленность переживала бурный подъем. Толчком к росту производства стало возобновление в 1893 г. активного железнодорожного строительства. Расширение сети железных дорог способствовало увеличению производства продукции сопутствующих отраслей — металлургической, лесной, угольной и нефтяной. В этот период российская промышленность имела самые высокие в мире темпы роста — 8,1 % в год. Важнейшей причиной этого можно назвать то, что Россия была т.н. страной «второго эшелона», то есть использовала в развитии производства накопленный опыт и отработанные технологии старых промышленных стран.

К особенностям индустриального развития России в начале XX в. можно отнести:

1) ведущую роль государства в экономике. Около 30 крупнейших заводов принадлежали различным ведомствам и финансировались государством. Все эти предприятия были исключены из сферы рыночной экономики, из стихии свободной конкуренции. Единственным заказчиком и покупателем продукции казенных заводов было государство, а управлялись они государственными чиновниками. Возникновение таких предприятий было обусловлено не индустриализацией, а традиционными экономическими отношениями, идущими от государственных мануфактур Петра I. Кроме того, государству принадлежало свыше двух третей железнодорожных сетей, огромная площадь земельных и лесных угодий. Государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий, стимулировало строительство железных дорог, развитие черной металлургии, угольной промышленности. Правительство принудительно регулировало цены, обеспечивая защиту молодой российской промышленности от конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин, раздавало частным компаниям и фирмам казенные заказы, представляло им кредиты через Государственный банк.

2) важную роль в российской экономике иностранного капитала. В 1897 г. министр финансов С.Ю. Витте провел денежную реформу, которая ввела золотое обеспечение рубля, то есть сделала его конвертируемым. Русское правительство было заинтересовано в притоке финансов из-за границы, так как крупные частные капиталы в стране практически отсутствовали, а государственные средства тратились на непроизводительные расходы. Упомянутая выше реформа Витте сделала Россию привлекательной для иностранных инвестиций. Помимо того, заграничных промышленников соблазняли доступность сырья и дешевизна рабочей силы. Иностранные инвестиции в Российскую экономику составляли около 40% всех капиталовложений. Германские, французские, английские и др. компании вкладывали средства в торговлю, высокотехнологичные отрасли, угольную, химическую, машиностроительную, металлургическую промышленность и получали до 30% прибыли (вместо обычных 4-5%).

3) концентрацию производства. Несмотря на то, что по уровню технического развития российская экономика в начале XX в. переживала период индустриализации, по уровню организации производства она достигла империалистической стадии, характеризующейся возникновением монополий. Общеевропейский экономический кризис 1900 — 1903 гг. затронул Россию. Особенно сильно пострадала тяжелая промышленность, значительно сократилось железнодорожное строительство. Закрылось более 100 тыс. предприятий, слабых в финансовом обеспечении или техническом оснащении. Все это вызвало усиление концентрации производства и возникновение монополий. В российской промышленности начала века преобладали картели и синдикаты — низший тип монополий, в котором не происходит полного слияния компаний. Их учредители договаривались об условиях сбыта товаров, количестве производимой продукции, ценах, переделе рынков сбыта и сырья, иногда — о распределении между предприятиями доходов и прибылей. В 1900-е гг. синдикат «Продамет» контролировал более 70% сбыта металлургической промышленности, «Продвагон» и «Продгвоздь» — соответственно 90% и 97%, «нефтяной король» Э. Нобель — всю нефтяную промышленность.

4) многоукладность экономики. Появление фабричного производства, складывание монополий не уничтожили такую характерную сферу российской экономики, как кустарная промышленность — крестьянские промыслы и мелкое ремесло. Именно она в основном обслуживала местный рынок, по-прежнему производила большинство товаров широкого потребления, но иногда приспосабливалась и к фабричным нуждам. В процентном отношении мелкие производители по-прежнему составляли большую часть российского производства.

Николай II. Споры о путях развития России

Вступившего на российский престол в 1894 г. Николая II современники обвиняли в том, что он «человек среднего масштаба», никак не подходящий для управления страной в кризисный момент, каким было начало XX в. в русской истории. Несмотря на то, что наследника усиленно готовили к роли императора — он получил прекрасное образование и имел широкий кругозор, Николай тяготился государственной деятельностью и не имел четкой политической концепции, за исключением той, что царь — помазанник Божий, любовь к царю — у народа в крови, Россия и неограниченная монархия неразделимы, а его обязанность — «охранять начала самодержавия твердо и неуклонно». В характере последнего русского императора сочетались набожность и суеверие, слабоволие и упрямство, лицемерие и доброжелательность. Обвиняли Николая II и в том, что он всегда находился под чьим-то влиянием — своей матери, своей жены, К.П. Победоносцева, Г. Распутина и т.д. Люди, лично знавшие государя, говорили, что последнее слово остается за тем советником, который говорил с ним последним. Однако вернее было бы сказать, что последнее слово остается за тем, кто разделяет мнение императора. Николай II не любил проявления самостоятельности и независимости суждений в своем окружении. Часто, внимательно и благосклонно выслушав собеседника, царь соглашался, но затем делал все по-другому. Несмотря на неразвитость политических взглядов (а, может быть, и благодаря этому обстоятельству), одно Николай II знал твердо — он получил от предков великую самодержавную монархию, и его задача в неприкосновенности передать ее потомкам.

Значительным влиянием при дворе в начале XX в. пользовались два сановника, высказывавших совершенно противоположные мнения о дальнейшем пути развития России — С.Ю. Витте и В.К. Плеве.

Министр путей сообщения (1892 г.), министр финансов (1892 — 1903 гг.), председатель Комитета министров (1903 — 1905 гг.) и Совета министров (1905 — 1906 гг.) С.Ю. Витте (1849 — 1915 гг.) считал коренные реформы необходимыми. Первоочередными, по его мнению, должны быть экономические преобразования — в области промышленного производства и финансов. Но индустриализация необходима потому, что, с одной стороны, даст средства на решение наболевших социальных проблем, в частности крестьянского вопроса, а с другой стороны, позволит частично вытеснить с политической сцены дворянство — «дегенератов, которые кроме своих личных интересов ничего не признают», и заменить его крупной буржуазией. Это позволит укрепить правительство и избежать революции, а впоследствии провести либеральные реформы и прийти к конституционной монархии.

Министр внутренних дел и шеф отдельного корпуса жандармов (1902 — 1904 гг.) В.К. Плеве (1846 — 1904 гг.) отрицал распространение экономических и исторических закономерностей на Россию, заявляя, что «Россия имеет отдельную историю и специальный строй». Также знаменита была его фраза: «Если мы не в силах изменить историческое движение событий…, то мы обязаны поставить ему преграды». Реформы нужны, но их следует проводить очень осторожно, и они не должны затрагивать основы российской государственности. Являясь министром внутренних дел, Плеве, разумеется, имел самые полные сведения о студенческих волнениях, росте рабочего движения, крестьянских бунтах, усилении национально-освободительных настроений и повышении популярности революционных лозунгов в России начала XX в. Но во всем этом он видел не следствие объективных причин — нищеты, бесправия, национального угнетения, а происки врагов России, результат «чрезмерного» просвещения и увлечения западными политическими идеями. Средством борьбы с общественным недовольством Плеве считал, например, развитие антисемитских настроений. При негласном покровительстве властей еврейские погромы прокатились в начале века по всей черте оседлости. Они позволяли решить сразу две задачи. Во-первых, давали безопасный для государства выход народному гневу, а во вторых, служили еще одним средством борьбы с революционными группами, так как, по сведениям министерства внутренних дел, еврейская молодежь составляла до 50% революционеров. В ответ на упреки еврейской общественности в том, что полиция не пресекает бесчинства погромщиков, Плеве отвечал: «Заставьте ваших прекратить революцию, я прекращу погромы…». Еще одним способом отвлечь народное внимание от насущных проблем министр внутренних дел полагал «маленькую победоносную войну», например, с Японией. Она будет способствовать росту патриотических настроений и восстановит порядок в государстве.

Пользуясь экономическими (винная монополия, 1894 г., денежная реформа, 1897 г.) и политическими (подписание Портсмутского мира, подготовка Манифеста 17 октября и др.) талантами С.Ю. Витте, Николай II страшно не любил его. В день смерти Витте в 1915 г. император писал: «Смерть графа Витте есть для меня глубокое облегчение», «в сердце моем воцарился истинный мир». При этом государь разделял политические взгляды В.К. Плеве и всегда придерживался именно такой линии правления.

Русско-японская война 1904-1905 г.

Внешняя политика России в первые годы XX в. характеризуется двумя тенденциями. С одной стороны, правительство Николая II (1894 – 1917 гг.) стремилось сохранить сложившееся в европейских делах равновесие, не допустить военных столкновений, выступало с миротворческими инициативами (в 1899 г. в Гааге по предложению Николая II прошла первая конференция по разоружению). С другой стороны, эти усилия нужны были России для беспрепятственного претворения в жизнь «азиатской программы» — укрепления влияния на Дальнем Востоке.

Главным соперником России в этом регионе была Япония, которая начала экспансию в Корее и Китае.

В 1898 г. Китай предоставил России право безвозмездной аренды Ляодунского полуострова и базы Порт-Артур (Люйшунь) на 25 лет. Кроме того, за несколько лет до этого было получено разрешение на строительство в Манчжурии (северо-восточный Китай) железной дороги для того, чтобы соединить Приамурье с российским Приморьем. Но усиление российских позиций на Дальнем Востоке вызвало недовольство Японии, тайную поддержку которой оказывали США и Великобритания.

В 1902 г. инспекционную поездку по Дальнему Востоку предпринял министр финансов С.Ю. Витте. Он установил, что Россия не готова к войне на этом направлении — отсутствуют необходимые коммуникации, на границе с Китаем нет достаточного количества войск. Витте прямо говорил о том, что без достаточного экономического освоения дальневосточного региона война там не просто нежелательна, а губительна. Однако в 1903 г. на совещании по делам Дальнего Востока Николай II высказался за подготовку к войне с Японией. Большинство сановников поддержали его.

Помимо внешнеполитических причин, правительство имело и внутриполитические резоны для того, чтобы начать этот военный конфликт. «Маленькая победоносная война», по мнению многих, должна была способствовать подъему патриотизма и снятию социальной напряженности в стране.

Война была начата Японией. В ночь с 26 на 27 января 1904 г. японский флот напал на русскую эскадру на рейде Порт-Артура. Одновременно в корейской бухте Чемульпо (Инчхон) были атакованы российский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

Неудачи преследовали русскую армию на всем протяжении войны. Они были вызваны общей экономической, а значит, и технической отсталостью России, недооценкой военной мощи Японии (японские вооруженные силы в два раза превосходили по численности российские части на Дальнем Востоке, в несколько раз — по количеству стволов и артиллерии, значительно опережали технологически) и тактическими просчетами командования. Ни мужество русских солдат и матросов, ни таланты командиров на местах не могли дать России победы в этой войне.

В феврале 1904 г. в Порт-Артур прибыл назначенный командующим Тихоокеанским флотом адмирал С.О. Макаров. Русская эскадра начала активные военные действия. Однако 31 марта во время разведки флагманский броненосец «Петропавловск» напоролся на мину, вместе со всем экипажем погиб адмирал Макаров (и выдающийся русский художник-баталист В.В. Верещагин). Военные действия были в основном перенесены на сушу.

В апреле 1904 г. 1-я японская армия перешла границу Манчжурии и, разбив русские войска, заставила их отступить к Ляояну, а на Ляодунском полуострове в тылу Порт-Артура высадилась 2-я японская армия. Захватив порт Дальний (Далянь), японцы сделали его плацдармом для операций против Порт-Артура. Героической обороной этой базы руководил генерал Р.И. Кондратенко, за 7 месяцев осады гарнизон Порт-Артура выдержал 6 штурмов и надолго связал 2-ю армию и практически весь флот японцев. В августе 1904 г. русские войска потерпели крупное поражение под Ляояном, в октябре — на р. Шахе. 2 октября на помощь Порт-Артуру из Либавы (Лиепаи) вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П. Рождественского. Но ей предстояло пройти Атлантический и Индийский океан, выйти в Тихий, а затем с боями пробиваться к Порт-Артуру. 2 декабря погиб генерал Р.И. Кондратенко, и 20 декабря генерал А.М. Стессель сдал город японцам, несмотря на то, что Совет обороны был против, и гарнизон еще мог сопротивляться.

В феврале 1905 г. из-за нерешительности генерала А.Н. Куропаткина русская армия проиграла генеральное сражение под Мукденом, в мае 2-я Тихоокеансая эскадра была разгромлена японским флотом у о. Цусима, в июне японцы высадились на Сахалине. В России разгорелась революция, катализатором которой во многом послужили неудачи в войне.

Президент США Т. Рузвельт выступил посредником в мирных переговорах между Россией и Японией, они начались 27 июля 1905 г. в Портсмуте. 23 августа был подписан Портсмутский мир, по условиям которого Корея признавалась сферой японских интересов; Россия уступала Японии аренду Ляодунского полуострова и Порт-Артура; Японии отходила южная половина Сахалина (граница — 50 параллель); японские рыбаки получали право рыболовства вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.

Причины революции

Революцию 1905 — 1907 гг. в России вызвали нерешенные социально-экономические и политические проблемы. К основным причинам революции можно отнести:

1) аграрный вопрос. Русское крестьянство, насчитывавшее около 100 млн. человек (более 70% населения), распоряжалось только 35% земель в стране. Измельчание крестьянских наделов происходило на фоне того, что значительная часть государственных и помещичьих земель не возделывалась — «лежала в пустошах». Кроме того, земледельцы продолжали платить выкупные платежи. Крестьяне не только постоянно голодали и влачили убогое существование, но и были совершенно бесправны.

2) рабочий вопрос. С конца XIX в. численность рабочего класса в России постоянно увеличивалась, при этом правительство как будто не замечало существования этой группы населения. Попытки создания рабочего законодательства ограничивались чаще всего рекомендательными мерами, которые из-за отсутствия действенного контроля не соблюдались. По сложившейся традиции, правительство избегало активного вмешательства в отношения между предпринимателями и пролетариатом. Огромная масса рабочих жила за чертой бедности и не имела никаких социальных гарантий. С другой стороны, рабочие не имели элементарных гражданских прав. Самостоятельно бороться за удовлетворение хотя бы экономических требований им было запрещено.

3) национальный вопрос. 57% населения Российской империи составляли нерусские народы. При этом правительством проводилась политика насильственной русификации — они не имели национально-культурной автономии (сокращалась даже автономия Финляндии, последней провинции, сохранившей к концу XIX в. некоторые черты самоуправления), многие из них причислялись к сословию «инородцы» и были поражены в правах.

4) политический кризис. Политика Николая II была направлена на сохранение незыблемости неограниченного самодержавия. Либеральные проекты, даже исходящие от высших сановников (С.Ю. Витте, П.Д. Святополк-Мирский и др.), не находили отклика. В России отсутствовали политические права и возможность легальной политической борьбы.

5) поражение России в Русско-японской войне, ставшее очевидным к началу 1905 г.

Основные этапы революции

Революцию 1905 — 1907 гг. в России можно разделить на три основных этапа.

Первый этап — подъем революционного движения (зима — лето 1905 гг.). Импульсом началу революции стало «Кровавое воскресенье». 9 января 1905 г. 140-тысячная толпа мужчин, женщин, стариков и детей, возглавляемая отцом Георгием Гапоном, с иконами и портретами царя двинулась к Зимнему дворцу. Не зная, что Николай II покинул столицу, рабочие хотели подать царю петицию, в которой умоляли государя прислушаться к их просьбам о повышении заработной платы, отмене обязательных сверхурочных работ, 8-ми часовом рабочем дне, ограничении произвола нанимателей. Несмотря на то, что под влиянием социал-демократов и эсеров, помимо экономических требований, в петицию были включены и политические (амнистия политическим заключенным, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний и др.), общий тон прошения выражался в том, что император — единственный источник «правды и защиты». Власти были заранее осведомлены о готовящемся шествии и приняли меры для военного подавления «беспорядков». Город был поделен на военные участки. Войска приняли полную готовность. Главнокомандующий петербургским военным округом, великий князь Владимир Александрович дал команду открыть огонь по толпе. Всего (по неофициальным данным) было убито свыше 1200 человек, более 2000 ранено.

Расстрел в столице всколыхнул всю страну: в Петербурге, Москве, Прибалтике стала нарастать волна забастовок, политических митингов, демонстраций. В январе бастовало более 400 тыс. рабочих, в феврале — около 300 тыс. К стачкам присоединились служащие и студенты. Всего в январе — марте бастовали более 800 тыс. человек. В феврале 1905 г. начались крестьянские бунты в Курской, Орловской и других губерниях России, в марте аграрное движение перекинулось в Поволжье и на национальные окраины. Новая волна революции поднялась в мае 1905 г. В первомайских стачках приняли участие 600 тыс. человек. В некоторых городах рабочие захватывали власть и создавали органы самоуправления — Советы (в Ивано-Вознесенске власть принадлежала Совету рабочих депутатов с мая по июль 1905 г.). В революцию втягивались все более широкие круги общества. В мае 1905 г. профессиональные союзы интеллигенции объединились в "Союз союзов", добивавшийся либеральных реформ. В июне 1905 г. на рейде Одессы произошло восстание экипажа броненосца «Князь Потемкин-Таврический». Происходили антиправительственные выступления и в других воинских частях. С течением времени революционный накал не спадал. Попытки правительства успокоить народное недовольство полумерами (отставка министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирского, проект создания законосовещательной Думы А.Г. Булыгина и т.д.) не имели успеха. Осенью 1905 г. бунтовал уже каждый второй уезд европейской России. Основными требованиями становились политические — «Долой самодержавие!».

Второй этап — апогей революции (осень — зима 1905 г.). В сентябре 1905 г. эпицентр революции переместился в Москву. Здесь развернулась общегородская политическая стачка, которую начал профсоюз печатников, а вскоре поддержали булочники, столяры, табачники, транспортники и др. Стачки солидарности с москвичами проводили предприятия Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири, национальных окраин. В начале октября 1905 г. политическая стачка приняла всероссийский характер. На несколько дней по всей стране встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники. На улицах бушевали огромные митинги с требованием политических свобод и созыва Учредительного собрания.

17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», дававший населению политические свободы и провозглашавший Государственную Думу законодательным органом. Вскоре была проведена политическая амнистия, а в начале ноября вышел указ о сокращении выкупных платежей с крестьян и полной их отмене к 1907 г. Этот манифест оказал двоякое влияние на общество. Либеральные силы посчитали свою задачу выполненной, а революцию — завершенной. В то же время лидеры рабочего и крестьянского движения восприняли его как свидетельство слабости власти и призвали народ продолжить борьбу за полное свержение самодержавия. В начале ноября 1905 г. II Всероссийский съезд крестьян в Москве требовал национализации земли, а в Севастополе произошло восстание военных моряков, начавшееся на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта П.П. Шмидта. Огромные средства были потрачены на подготовку вооруженного восстания. 21 ноября в Москве образовался Совет рабочих депутатов, который должен был стать штабом восставших. В начале декабря он призвал рабочих к политической стачке. Москвичей поддержали рабочие Петербурга и многих других городов. На борьбу с забастовщиками правительство направило войска. 10 декабря 1905 г. московская стачка переросла в вооруженное восстание. На улицах шли бои, строились баррикады, в некоторых районах города власть перешла к рабочим. Центром ожесточенных сражений стала Пресня. Но силы были слишком неравны. 19 декабря 1905 г. по решению Совета восстание, жертвами которого стали тысячи людей, прекратилось.

Третий этап — спад революции (1906 — 1907 гг.). Этот период характеризуется постепенным спадом забастовочного движения (если в 1905 г. бастовало 2863 тыс. человек, то в 1906 г. — 1108 тыс., а в 1907 г. — 740 тыс.) и снижением накала крестьянской борьбы. 26 апреля 1906 г. министром внутренних дел был назначен саратовский губернатор П.А. Столыпин, прославившийся жестоким подавлением крестьянских волнений в своей губернии в 1905 г. Во многих губерниях России вводилось военное положение или положение Чрезвычайной охраны, дававшее губернаторам право передавать политические дела в закрытый трибунал, закрывать учебные заведения и периодические издания, высылать без суда «неблагонадежных лиц». В августе 1906 г. П.А. Столыпин подписал указ о военно-полевых судах. Согласно этому указу, суд по обвинению в революционном терроре должен проходить не более чем в 48 часов, а приговор приводиться в исполнение в течение следующих суток. В 1906 — 1910 гг. по приговорам военно-полевых судов почти четыре тысячи человек были казнены, более 26 тыс. — отправлены на каторгу. В июле 1906 г. Николай II распустил I Государственную Думу и назначил П.А. Столыпина председателем Совета министров. 3 июня 1907 г. по инициативе П.А. Столыпина была распущена II Государственная Дума и принят новый избирательный закон, значительно урезавший политические права широких слоев населения. Этот переворот не вызвал активного народного сопротивления, что явилось свидетельством окончания первой русской революции.

Манифест 17 октября 1905 г.

В ходе революционных событий 1905 г. Николаю II становилось ясно, что только силой не усмирить народное недовольство. С другой стороны, ему претила мысль идти на поводу у «разбушевавшейся черни», и уж ни в коем случае император не собирался отступать от своего священного долга сохранения неограниченной монархии. Поэтому на начальном этапе революции попытки власти прекратить антиправительственные настроения в обществе носили характер мелких уступок. Так, 18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт, подготовленный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным, в котором предлагал привлекать «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Тогда же вышел указ, разрешающий частным лицам и организациям подавать петиции на высочайшее имя и доводить до сведения властей свои предложения по улучшению государственной деятельности. Однако в этих же документах сообщалось, что реформы не должны затронуть основные законы страны и, в первую очередь, принцип самодержавной власти. Но если в 1894 г. именно этого и просили у нового императора представители либеральной общественности, то в 1905 г. такие расплывчатые обещания уже не удовлетворяли народные чаяния.

Игнорируя этот факт, царь продолжал видеть в данном проекте средство остановить революцию. 6 августа 1905 г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной Думы. Эта Дума, прозванная «булыгинской», являлось совещательным органом, лишенным законодательной инициативы, не имея права голоса по вопросам бюджета и по основным законам. Выборы в нее проходили по системе, учитывавший имущественный и сословный ценз, что полностью лишало избирательных прав пролетариат и крайне ограничивало участие в выборах представителей небогатого городского населения, служащих и т.д. Указ вызвал в стране не спад оппозиционных настроений, а всеобщее возмущение. Большинство политических сил бойкотировало выборы.

В начале октября 1905 г. политическая стачка, начавшаяся в Москве, приняла всероссийский характер. На несколько дней по всей стране встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники и.д. На улицах бушевали митинги с требованием политических свобод и созыва Учредительного собрания. В этих условиях Николай II, наконец, осознал, что полумеры не спасут ситуацию, а только разожгут гнев народа. Он обратился за помощью к председателю Комитета министров, графу С.Ю. Витте. Царь не любил Витте, но не мог не учитывать его успех на тяжелейших русско-японских переговорах в Портсмуте и то, что среди высших сановников председатель Комитета министров был на тот момент практически единственным, кто разделял либеральные взгляды.

9 октября 1905 г. С.Ю. Витте подал императору меморандум с программой реформ, называя меры от 18 февраля и 6 августа недостаточными и устаревшими и предлагая установить настоящий конституционный порядок. Император колебался, но масштабы всероссийской политической стачки заставили его 17 октября 1905 г. подписать основанный на меморандуме Витте «Манифест об усовершенствовании государственного порядка».

Манифест 17 октября давал населению «незыблемые основы гражданской свободы» — неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. К выборам в Государственную Думу привлекались «те классы населения, которые ныне (по избирательному закону 6 августа) совсем лишены избирательных прав». Государственная Дума получала законодательные полномочия — «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» и право осуществлять надзор за закономерностью действий властей.

Если большинством оппозиции этот манифест был воспринят как первый шаг на пути к созданию в России конституционной монархии, то для Николая II это была максимальная уступка общественном мнению, на которую он мог пойти, и от которой он намеревался по возможности скоро отказаться.

19 октября 1905 г. Комитет министров был преобразован в Совет министров, и его председателем стал С.Ю. Витте. На Витте были возложены задачи: обеспечить провозглашенные Манифестом свободы, подготовить выборы в Думу и навести порядок. Чтобы навести порядок, в первые же месяцы после принятия Манифеста пришлось урезать все данные им населению гражданские права — арестовывались подозреваемые в революционной деятельности, закрывались газеты и т. д. 11 декабря 1905 г. был принят новый избирательный закон, представлявший явный прогресс по сравнению с законом 6 августа — избирательные права получили еще 25 млн. человек. Но выборы остались многоступенчатыми, а права избирателей неравными. Тогда же проведена реформа Государственного Совета, который превращался в верхнюю палату парламента, имеющую законодательные полномочия. Наконец, серьезным ударом по надеждам общественности, связанным с Манифестом 17 октября, стало принятие 24 апреля 1906 г. новых «Основных государственных законов», сильно ограничивавших законодательные, бюджетные и политические права Думы. Государь сохранял высшую самодержавную власть, право созыва и роспуска Думы, а в перерыве между сессиями — право провозглашать и отменять законы, объявлять чрезвычайное положение и т.д., об ответственности правительства перед Думой не шло и речи.

Таким образом, уже к началу работы I Государственной Думы власть начала отказываться от обещаний, данных в манифесте 17 октября.

Политические партии. Революционеры (левые радикалы)

Первая социалистическая партия была основана в России в 1898 г. На съезде в Минске 9 депутатов от социал-демократических организаций провозгласили образование РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии). Однако члены I Съезда не смогли преодолеть разногласий, а вскоре все его делегаты были арестованы. Реальная деятельность социал-демократической партии в России началась после II Съезда, состоявшегося в 1903 г. Был выработан устав и программа партии, состоявшая из двух частей.

Программа-минимум декларировала задачи буржуазно-демократической революции, которая признавалась необходимой ступенью на пути к социализму - введение республики, всеобщие выборы, право всех наций, входящих в состав России на самоопределение, 8-ми часовой рабочий день, возвращение крестьянам земель, отрезанных у них в 1861 году, отмена выкупных платежей за землю.

Программа-максимум предполагала установление социалистического строя и диктатуры пролетариата.

Однако на этом же съезде начался раскол РСДРП на меньшевиков во главе с Ю.О. Мартовым (Цедербаумом), получивших такое название из-за того, что на выборах в руководящие органы партии (ЦК) они получили меньшинство голосов, и большевиков во главе с В.И. Лениным (Ульяновым) — РСДРП(б).

Меньшевики ориентировались на союз с либералами. Они считали, что после демократической революции в России наступит длительный этап буржуазного развития, в процессе которого отсталая Россия преобразуется в капиталистическую страну. Власть после революции перейдет к буржуазному правительству, которое будет находиться «под давлением» социалистических партий. За это время должна созреть материальная база социализма.

Ленин и его сторонники на первый план выдвигали конечную цель — социалистический переворот, стремились максимально приблизить его. Пролетариат должен блокироваться с беднейшим крестьянством. После свержения старого строя должна утвердиться «революционно-демократическая диктатура» рабочего класса и крестьянства.

Несмотря на то, что Манифест 17 октября позволил социал-демократам легализовать свою деятельность, большевики бойкотировали выборы в I Государственную Думу, считая ее безвластным органом, созданным для того, чтобы отвлекать трудящихся от революционной борьбы. Но в выборах во II Думу большевики участвовали вместе с меньшевиками и в дальнейшем предпочитали сочетать легальную (в Думе) и нелегальную борьбу.

В 1906 г. социал-демократы пересмотрели свою аграрную программу. Меньшевики выступали за муниципализацию земли (передачу земли органам местного самоуправления для сдачи ее в аренду крестьянам). Большевики предлагали национализацию земли (передачу ее в общенародную собственность).

Своей социальной базой социал-демократы называли пролетариат, хотя в руководстве обеих партий большую часть составляла интеллигенция. К 1907 г. РСДРП(б) насчитывала около 60 тыс. членов, меньшевики — около 45 тыс.

В 1890-х гг. во многих губерниях России возникли подпольные группы, которые провозгласили себя продолжателями дела народников и назывались социалистами-революционерами (по первым буквам слов — эсерами). С народниками их роднило то, что своей социальной базой они считали крестьян и одну из главных своих задач видели в агитации на селе, а также то, что одним из главных методов борьбы эсеры провозглашали революционный террор — истребление «столпов режима». В 1901 г. один из лидеров эсеров Г.А. Гершуни организовал Боевую организацию (БО ПСР) специально для осуществления террористических актов. К наиболее громким «делам» БО можно отнести убийства министра внутренних дел Д.С. Сипягина в 1902 г., министра внутренних дел В.К. Плеве в 1904 г., губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича в 1905 г. и др.

В 1902 г. было объявлено о создании Партии социалистов-революционеров — ПСР. ЦК ПСР возглавил В.М. Чернов. В 1903 г. началась разработка программы партии, утвержденной на I съезде ПСР в 1905 г. К основным требованиям эсеров относились установление широкой демократии — республиканского строя с всеобщими выборами, с широкой автономией народов, областей и общин; 8-ми часовой день; введение родного языка во всех местных, общественных и государственных учреждениях; бесплатное образование; отделение церкви от государства и свобода вероисповедания; свобода слова, печати, собраний, стачек; неприкосновенность личности и жилища; уничтожение постоянной армии и замена ее «народной милицией»; отмена всех налогов, «падающих на труд», но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей. В аграрном вопросе эсеры выдвигали идею социализации земли (передачу земли в пользование крестьянских общин с запретом ее купли-продажи), и это была единственная партия, которая действительно отражала интересы крестьян.

Политические партии. Либералы

В 1902 г. в Штутгарте русские либералы основали журнал «Освобождение». Это нелегальное издание выражало надежды огромного количества прогрессивно мыслящих деятелей в России на проведение в стране необходимых реформ, а главное — установление конституционной монархии. Многие сторонники либеральных преобразований в России получили название «конституционалисты». Благодаря «Освобождению» представители различных умеренных оппозиционных течений сумели выработать единую программу и создать единый блок. В 1904 г. в Петербурге был учрежден «Союз освобождения», в который вошли представители самых разных либеральных сил — земские деятели, представители интеллигенции, либеральные народники и т.д. Своим главным врагом «освобожденцы» объявили самодержавие, а главной целью — созыв Учредительного собрания и провозглашение Конституции. Они поддерживали революционное движение, осознавая, что мирными способами добиться от власти трансформации политического режима не удастся.

В разгар всеобщей политической стачки, в октябре 1905 г. состоялся учредительный съезд Конституционно-демократической партии (кадетов). Лидерами партии были известные историки: П.Н. Милюков, А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер, П.Б. Струве; биолог и философ В.И. Вернадский; правоведы С.А. Муромцев, Ф.А. Головин, Л.И. Петражицкий, В.Д. Набоков; филолог Н.А. Котляревский и др. Кадетов называли «партией профессоров» (половина членов ЦК были университетскими преподавателями), но их поддерживали и помещики, и адвокаты, и врачи, и писатели, и журналисты. Это была партия российской интеллигенции, но в своей программе кадеты стремились отразить интересы всех слоев населения.

Главная цель конституционалистов-демократов — введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна быть заменена парламентским демократическим строем. Они выступали за разделение властей — законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение гражданских и политических прав личности, за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе, 8-ми часовой рабочий день на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда.

По поводу национального вопроса кадеты предлагали восстановление государственной автономии Финляндии и Польши в составе России и культурную автономию остальных народов.

Для решения аграрного вопроса они допускали даже частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, но по «справедливой оценке» (т.е. по рыночным ценам). Их программа направлена на развитие России по западному буржуазному образцу.

Осуществления своих целей конституционалисты-демократы предполагали добиться мирным путем (путем получения большинства в Думе и проведения через нее записанных в их программе реформ). В I и II Государственной Думе кадеты имели большинство голосов.

После опубликования Манифеста 17 октября правые либералы в России создали партию «Союз 17 октября» (октябристы). Лидером партии стал крупный предприниматель А.И. Гучков. Вошли в нее в основном капиталисты, дворяне, отставные офицеры и чиновники. Октябристов называли «партией господ».

Своей целью они провозгласили “оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ”. Октябристы выступали за конституционную монархию с Государственной Думой. Считали необходимыми реформы, обеспечивающие свободу буржуазному предпринимательству. Главные требования — свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом, свобода печати, собраний, союзов, вероисповедания, признание законности стачек как средства защиты интересов рабочих, но только с экономическими требованиями и на предприятиях, «не имеющих государственного значения», страхование рабочих, сокращение налогов с населения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. По национальному вопросу октябристы поддерживали идею «единой и неделимой России», допуская лишь некоторую автономию для Финляндии, но отвергая ее для Польши. Аграрный вопрос они решали разрушением общины, возвращением крестьянам отрезков и, в исключительных случаях, отчуждением помещичьих земель (за вознаграждение из казны), регулированием аренды земли и перенаселением малоземельных и безземельных крестьян на свободные земли.

Политические партии. Реакционеры (правые радикалы)

Точкой отсчета в истории консервативных монархических организаций в России стал конец XIX в. В 1900 г. реакционные силы создали в Петербурге «Русское собрание», лозунгом которого стало «Православие, самодержавие, народность». Изначально имевшее просветительские цели, очень скоро это объединение стало приобретать политические черты. Весной 1905 г. монархические кружки объединились в «Союз русских людей» — первую реакционную организацию, построенную по принципу политической партии. Руководителями подобных союзов чаще всего были представители интеллигенции и дворянства, но основную их социальную базу составляли городские низы — ремесленники, мещане и т.д. От политических противников они получили название «черная сотня» («черной сотней» в Московской Руси называлось тягловое население городов), но если либералы и революционеры вкладывали в это понятие негативный смысл, подразумевая серую, необразованную массу, то сами члены «Союза русских людей» носили такое прозвище с гордостью, говоря: «Черная сотня Кузьмы Минина спасла Россию!». Часто все реакционное движение называют черносотенным.

Черносотенные движения выступали с ультрамонархических и националистических позиций. Краеугольным камнем их идеологии был антисемитизм. Они отмечали безусловное первенство русского народа над остальными нациями, боролись за защиту неограниченной власти царя и господствующего положения православной церкви, сохранение сословного неравенства. Корень российских бед они видели в разлагающем влиянии Запада. А главными проводниками западного влияния считали различных инородцев и, прежде всего, евреев. Чиновничество, буржуазия и интеллигенция, по мнению идеологов реакционного движения, не могли считаться истинно русскими. Первые «заслоняют светлый образ царя от народа», вторые «заразились гнилью запада», а третьи — просто «шваль».

Летом и осенью 1905 г. в противовес революционному движению по России прокатилась волна монархических выступлений. Черносотенцы организовывали еврейские погромы, нападали на рабочие демонстрации, охотились за революционными и либеральными деятелями (в 1905 г. был убит большевик Н.Э. Бауман, неоднократно организовывались покушения на С.Ю. Витте и т.д.). 8 ноября 1905 г. многие реакционные силы объединились в «Союз русского народа» во главе с доктором А.И. Дубровиным и помещиком В.М. Пуришкевичем. Несмотря на то, что «Союз» стремился участвовать в легальной политической борьбе и его представители баллотировались в Думу, он сохранил боевые дружины и продолжал тактику запугивания и истребления своих политических противников.

Власть поддерживала и финансировала черносотенцев. Николай II (1894 – 1917 гг.) был почетным членом «Союза русского народа». Тем не менее, на выборах в I Думу они не получили ни одного голоса, так как в своей программе не решали ни аграрный, ни рабочий, ни крестьянский вопрос. В 1907 г. В.М. Пуришкевич вышел из «Союза русского народа» и организовал новую черносотенную организацию — «Русский народный союз имени Михаила Архангела».

Государственная Дума

В апреле 1906 г. начала работу I Государственная Дума, ознаменовавшая начало народного представительства в России. По избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Дума созывалась на пять лет; ее депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет и делать запросы министрам, назначавшимся царем. Вне контроля Думы были военные дела и внешняя политика: царь мог досрочно распустить Думу, определял продолжительность думских сессий и перерывов между ними. Выборы в Думу были неравными, непрямыми и не всеобщими. Избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов: один голос помещика приравнивался к 3 голосам представителей буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Но даже при таком раскладе депутаты от крестьян должны были составить 40 % депутатов Думы. Правительство пошло на это сознательно, рассчитывая на традиционную веру крестьян в царя.

Государственный Совет стал верхней законодательной палатой. Половина его состава назначалась царем, а половина избиралась корпорациями — земствами, дворянскими собраниями, университетами и др. Законопроект, прошедший через Думу, должен был получить утверждение Госсовета и царя. Накануне введения представительства было учреждено объединенное правительство — Совет министров. Теперь министры должны были сообща обсуждать законопроекты и важные государственные меры. Первым председателем Совета министров стал граф С.Ю. Витте.

Левые движения — партии большевиков и эсеров, Всероссийский крестьянский союз — бойкотировали выборы в I Думу. Конституционалисты-демократы и примыкавшие к ним политики составили в I Думе 43% депутатов, 23 % мест завоевали социал-демократы (меньшевики) и трудовики (фракция крестьянских депутатов, находившихся под сильным влиянием эсеров), 14% досталось национальным партиям. Председателем Думы стал кадет С.А. Муромцев. Депутаты выдвинули требования политической амнистии, ответственности правительства перед Думой и дополнительного наделения крестьян землей. Кадеты предлагали использовать для этого казенные, удельные, монастырские владения, а также часть помещичьих земель, отчуждаемых за выкуп. Трудовики поддерживали кадетский аграрный проект, а когда Николай II отклонил его, выдвинули свой — значительно более радикальный. Поняв, что с такой Думой не договориться, царь распустил ее уже в июле 1906 г. — через 72 дня после начала работы. Премьер-министр И.Л. Горемыкин был отправлен в отставку, и на эту должность назначен министр внутренних дел П.А. Столыпин.

II Государственная Дума собралась в феврале 1907 г. Выборы проходили на основании прежнего закона, и новая Дума вышла еще более левой, чем прежняя: 43% — социал-демократы, эсеры, трудовики, 19% — кадеты, 15% — национальные партии, 10% — октябристы и черносотенцы. Председатель Думы — кадет Ф.А. Головин. Трудовики и кадеты снова поставили на обсуждение свои аграрные проекты. При этом большинство депутатов отказалось одобрить принятый царем проект аграрной реформы П.А. Столыпина.

Власти пришли к выводу о необходимости изменить политический механизм России. 1 июня 1907 г. П.А. Столыпин потребовал от Думы санкционировать арест социал-демократических депутатов, обвинив их в подготовке военного переворота. Демарш Столыпина был в значительной степени предлогом: не дожидаясь ответа Думы, царь распустил ее 3 июня 1907 г. Одновременно был изменен избирательный закон. Согласно Манифесту 17 октября, царь не имел права делать это самостоятельно, поэтому июньские события стали называть государственным переворотом.

По закону от 3 июня ужесточался избирательный ценз и увеличивалось неравенство в представительстве разных социальных групп. Отныне 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой городской буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 — рабочих. Благодаря этому царь получил послушную Думу, задача которой ограничивалась утверждением представленных ей законов.

Цели и направления реформы

В начале XX в. русское крестьянство, насчитывавшее около 100 млн. человек (более 70% населения), распоряжалось только 35% земель в стране. Измельчание крестьянских наделов происходило на фоне того, что значительная часть государственных и помещичьих земель не возделывалась — «лежала в пустошах». Кроме того, земледельцы продолжали платить выкупные платежи. Крестьяне не только постоянно голодали и влачили убогое существование, но и были совершенно бесправны. Положение крестьян усугубляло и сохранение общины, которая не позволяла развиваться крестьянской инициативе, не давала обогащаться хозяйственным крестьянам. Еще в 1902 г. министр финансов С.Ю. Витте подал Николаю II доклад, в котором указал на необходимость улучшить правовое положение крестьян и укрепить их права на владение землей. По инициативе Витте было создано «Особое совещание по вопросам сельскохозяйственной промышленности», но весной 1905 г. император распустил его, так как не разделял взглядов Витте на проведение аграрной реформы. Только активное участие русского крестьянства в революции и осознание того, что, не получая помощи от властей, они все больше склоняются к поддержке леворадикальных политических движений, заставило Николая II поручить разработать проект аграрной реформы министру внутренних дел и премьер-министру П.А. Столыпину.

Определяющим моментом проводимого им реформирования стала перестройка отношений собственности. Но ставка была сделана не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частной крестьянской собственности на землю путем разрушения общины. Столыпинский план реконструкции России включал также целый комплекс проектов, который должен был превратить страну в правовое государство. Были разработаны законопроекты о свободе вероисповедания, о неприкосновенности личности и гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, об их государственном страховании, о реформе местного самоуправления, о преобразовании местных судов, об образовании и т.д. Реформа заменяла отжившие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии.

24 августа 1906 г. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявление в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшения материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе.

Первым актом нового правительства стал указ от 9 ноября 1906 г. Его идея — разрушение крестьянской общины путем разрешения свободного выхода из нее любого домохозяина. Выходящий из общины получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны быть сведены в один участок. Указ поощрял образование отрубного (участок, выделенный в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы) и хуторского (обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения) крестьянского хозяйства, не посягая при этом на помещичье землевладение.

Одним их важнейших инструментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Форсируя этот процесс, правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное — отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений — в Сибирь, где было много пустующей земли. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли, денежное пособие, мужчины освобождались от воинской повинности.

Общинное единение крестьян способствовало их революционному объединению. Столыпин считал, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчает работу революционерам. А вот крестьян, получивших в собственность землю, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, будет очень трудно поднимать на бунт.

Социальный смысл аграрной реформы состоял в том, чтобы заполнить существовавший в России социальный вакуум — создать широкий слой мелких буржуазных собственников («средний класс»), являющихся основным фактором политической стабильности общества.

Ход и результат реформы

В реальной жизни из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое положение за счет продажи земли. Несмотря на все усилия правительства, действительно единоличные хозяйства по типу фермерских составляли к 1909 г. всего лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, занимая 8,8% надельной земли. Появление в деревне хуторян-фермеров вызывало зачастую ненависть к ним со стороны крестьян-общинников, которые жгли дома и амбары «единоличников», убивали их скот, а иногда — и их самих. Часто крестьянское сопротивление реформам провоцировали сами власти. Землеустроительные комиссии предпочитали не возиться с отдельными домохозяевами, а разбивать на хутора и отруба все селения.

Тем не менее, за 7 лет активного проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: посевные площади возросли в целом на 10%, на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна. За эти же годы удвоилось количество применения минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин.

Одним их важнейших инструментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Форсируя этот процесс, правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное — отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений — в Сибирь, где было много пустующей земли. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли, денежное пособие, мужчины освобождались от воинской повинности. В первые годы после революции 1905 — 1907 гг. переселение развивалось быстрыми темпами. В последующий период этот процесс несколько замедлился (плохая подготовка к перевозкам и устройству на местах). Отчасти удалось добиться позитивных перемен. К 1913 г. были увеличены посевные площади, за счет чего было получено дополнительно 500 млн. пудов хлеба. Увеличилось производство хлеба на душу населения (1909-1912 гг. — собиралось в среднем по 460 кг на человека, 1913 г. — 550 кг). Оживление сельского хозяйства неминуемо повлекло за собой увеличение спроса на промышленную продукцию, что подталкивало рост промышленности. По темпам среднегодового промышленного роста (8,81 %) Россия вышла на первое место в мире. В 1907-1914 гг. наблюдалось усиленное развитие кооперативного движения.

В 1909 г. П.А. Столыпин говорил: «Дайте государству 20 мирных лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Но Российская империя стояла на пороге Первой мировой войны и революции.

Реформаторская деятельность П.А. Столыпина вызывала все большее беспокойство как у левых, так и у правых (во главе с Николаем II).

Первые опасались, что в случае успеха аграрной политики премьер-министра их социальная база – недовольное крестьянство – значительно сократится. Кроме того, жесткие репрессивные меры, принимаемые правительством Столыпина по отношению к революционным организациям (в 1907 – 1909 гг. военно-полевые суды приговаривали к смерти ежемесячно 70 чел), делали премьера главной мишенью революционного террора.

Особую тревогу правых вызывал проект реформы местного управления, в соответствии с которым самоуправление на местах предполагалось сделать бессословным с опорой на зажиточных крестьян. В марте 1911 г. Госсовет отклонил большую часть предложений Столыпина по этой реформе. Под влиянием матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны Николай II не принял прошение П.А. Столыпина об отставке, но это не значило, что император вернул премьер-министру свое доверие и благосклонность.

1 сентября 1911 г. в Киевским оперном театре П.А. Столыпин был смертельно ранен анархистом Д. Богровым. Являясь не только членом анархистской организации, но и платным осведомителем охранного отделения, Богров сообщал охранному начальству о готовящемся покушении на премьер-министра. В театр террориста допустили беспрепятственно, он свободно расхаживал по залу и совершил свой роковой выстрел, после чего был схвачен. Сенатское расследование по этому делу пришло к выводу о халатности, допущенной руководством охранки, дальнейшее следствие по приказу Николая II прекратилось.

Просвещение

В конце XIX — начале XX в. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21%) по 1917 г. (31%) в 1,5 раза. Если не учитывать детей дошкольного возраста, около 40% российских подданных умели читать. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (с 26,5 млн. до 53 млн. человек). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5—6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Государственная Дума не успела принять до войны, правительством с 1907 г. выделялись значительные средства для создания в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907 — 1914 гг. вырос в 6 раз.

Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.

Развивалась система профессиональных — горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. — свыше 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. — свыше 250). Для обеспечения всеобщего начального обучения получило развитие педагогическое образование. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).

Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т. д. Создавались новые вузы, прежде всего, технические. Число высших учебных заведений достигло к 1914 г. 135, в которых обучалось 127 тыс. студентов. После революции 1905 — 1907 гг. возникали не только государственные, но и «народные» вузы, создававшиеся на средства благотворителей (университет А. Л. Шанявского, педагогический институт П. Г. Шелапутина и др.).

В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.

Внешкольное народное просвещение охватило широкие слои общества. Не только в городах, но и в рабочих поселках было создано более 1 тысячи культурно-просветительских обществ и народных домов. Создавались рабочие театры. Число библиотек, в том числе публичных, выросло после революции 1905 — 1907 гг. в 5 раз (1914 г. — свыше 75 тыс.).

Развивалось книжное дело. Издавались десятки тысяч книг. Возникали тысячи новых типографий и издательств. Крупнейшие издательские фирмы (товарищество М. Вольфа, издательство И.Д. Сытина и др.) выпускали дешевые книжные серии. После отмены цензуры (ноябрь 1905 г.) в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100. Некоторые популярные журналы издавались более чем стотысячными тиражами (например, «Нива», которую читали все слои населения, выходила тиражом около 250 тыс. экземпляров).

Наука

В начале XX в. в России продолжался подъем естественных и технических наук. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н.Е. Жуковский, математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии, В.И. Вернадский, физиолог, нобелевский лауреат (1904 г.) И.П. Павлов, иммунолог, также получивший Нобелевскую премию (1908 г.), И.И. Мечников; «отец» космонавтики К.Э. Циолковский, основополо




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.