Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аускультация

 

Это метод выслушивания с помощью стетоскопа (фонендоскопа) звуков, возникающих в легких и легочной ткани при дыхании.

Правила аускультации:

- полная тишина в комнате;

- желательно снять одежду;

- слушать нужно в положении ребенка стоя, сидя; тяжело больного – лежа;

- необходимо выслушивать легкие с обеих сторон;

- порядок аускультации аналогичен порядку сравнительной перкуссии;

- выслушивание проводится на симметричных участках, сравнивая полученные данные, особенно при ограниченном поражении легочной ткани (по 2-3 дыхательных движения в каждой точке);

- фонендоскоп желательно прикладывать на участки межреберных промежутков;

- выслушивание начинается при дыхании ребенка через нос, после чего необходимо попросить его сделать несколько глубоких вдохов через рот – это позволит усилить дополнительные звуки.

Существуют следующие виды нормального дыхания: везикулярное, пуэрильное, бронхиальное.

В норме над легкими выслушивается везикулярное дыхание, обусловленное колебанием стенок альвеол и наличием в них воздуха. У детей до 5-7лет везикулярное дыхание более громкое и называется пуэрильным. В таком возрасте выслушивается весь вдох и весь выдох. Постепенно в дошкольном периоде жизни дыхание становится все более тихим, и в младшем школьном возрасте у ребенка выслушивается весь вдох и незначительная часть выдоха – везикулярное дыхание. У старших детей выдох вообще может не выслушиваться.

В норме у человека над гортанью и трахеей, а также спереди над рукояткой грудины и позади в межлопаточном пространстве до 3-4 грудного позвонка аускультативно определяется бронхиальное (трахеальное) дыхание. Для него характерно выслушивание всего вдоха и всего выдоха (более сильного и продолжительного, чем вдох). По звуку бронхиальное дыхание напоминает продленное звучание буквы «х».

Различают:

- ослабленное везикулярное дыхание – при ожирении, во время сна;

- усиленное везикулярное дыхание выслушивается над здоровым легким, которое компенсаторно принимает активное участие в акте дыхания при значительном поражении легочной ткани с другой стороны.

 

Семиотика нарушений, определяемая аускультативно

 

При заболеваниях дыхательной системы аускультативно определяются следующие нарушения:

1)патологические типы дыхания – жесткое, ослабленное, бронхиальное, амфорическое, скандированное;

2)дополнительные патологические шумы – хрипы, крепитация, шум трения плевры.

 

Жесткое дыхание – громкое, грубое, может быть дребезжащим, выслушиваются весь вдох и весь выдох. У малыша жесткое дыхание отличается от пуэрильного дыхания только повышенной громкостью. В основе жесткого дыхания лежит сужение просвета мелких бронхов. Возникает при бронхите, пневмонии, когда на воспаленной, отекшей стенке бронхов накапливается экссудат.

Ослабленное дыхание – причина: заболевания дыхательной системы и рядом расположенных органов. В основе его лежит:

- нарушение поступления в альвеолы необходимого количества воздуха (обструктивный синдром, накопление большого количества слизи и отек бронхов, инородное тело в бронхах, опухоль);

- сдавление легочной ткани, препятствующее расправлению альвеол (экссудативный плеврит, гемо-, пневмоторакс);

- высокое расположение диафрагмы и сдавление легочной ткани при метеоризме и асците (асцит – значительное накопление свободной жидкости в брюшной полости);

- недостаточность экскурсии легких (ателектаз, эмфизема, опухоль больших размеров)

- недостаточность дыхательных движений, главным образом при болевом синдроме (миозит, межреберная невралгия, сухой плеврит)

Бронхиальное дыхание патологического генеза возникает над участками уплотнения легочной ткани и обязательно при удовлетворительной проходимости бронхов. Выслушивается при пневмонии и туберкулезе со значительной инфильтрацией.

Амфорическое дыхание – в редчайших случаях в легких могут быть крупных размеров полости, связанные с бронхами (бронхоэктазы, каверны). Резонанс поступающего в них воздуха создает еще более громкий звук, похожий на тот, который можно услышать, подув в амфору.

Скандированное дыхание – очень редко. В основе лежит неравномерное сокращение диафрагмы. Проявляется оно прерывистым вдохом. В норме такое дыхание может быть при охлаждении ребенка и его дрожании, а также при плаче малыша. Иногда причина – неравномерное сужение бронхиол и на фоне этого неравномерное поступление воздуха в легочную ткань (при травме грудной клетки, бронхиолите туберкулезной этиологии).

Хрипы – дополнительные патологические звуки, выслушиваемые над легкими во время вдоха и выдоха и обусловленные накоплением в дыхательных путях жидкости, секрета, слизи, крови, гноя и др. Хрипы бывают влажные и сухие.

Влажные хрипы образуются при наличии жидкости в бронхах и лопании ее пузырьков под влиянием движущегося по дыхательным путям воздуха. Различают мелко-, средне-, и крупнопузырчатые хрипы.

- Влажные мелкопузырчатые хрипы возникают в мелких бронхах и бронхиолах. По количеству их много, они не подлежат подсчету, их звучание переплетается. Такие хрипы больше выражены во время вдоха, меньше – выдоха.

- Влажные среднепузырчатые хрипы возникают в бронхах среднего калибра и выслушиваются во время вдоха и выдоха. По звуковым размерам они больше, чем мелкопузырчатые. По количеству их меньше.

- Влажные крупнопузырчатые хрипы возникают в крупных бронхах, трахее. При аускультации они единичные, часто исчезают после продуктивного кашля.

Влажные хрипы подразделяются на звучные (высокий тон, иногда с металлическим оттенком) и незвучные.

Сухие хрипы возникают при накоплении в дыхательных путях густой, вязкой мокроты, свисающей со слизистой оболочки бронхов виде пленок или нитей, протягивающихся между стенками. Движение воздуха приводит к их дрожанию. Сухие хрипы бывают гудящие, жужжащие и свистящие.

- Сухие гудящие хрипы возникают в крупных бронхах. Выслушиваются при бронхите, пневмонии, бронхиальной астме.

- Сухие жужжащие хрипы возникают в бронхах среднего порядка.

- Сухие свистящие хрипы возникают в мелких бронхах и бронхиолах. Их звучание похоже на писк комара, свист. Это патогномоничный признак спазма узких дыхательных путей, отека и накопления экссудата (обструктивный синдром при бронхите, пневмонии и бронхиальной астме).

Крепитация. Пневмония и отек легких характеризуются неполным накоплением экссудата или транссудата в альвеолах. При выдохе, когда объем альвеолы уменьшается, стенки ее благодаря жидкости соединяются. А в конце вдоха (на высоте его), когда воздух доходит до альвеолы, она расширяется, и разлипание (рассоединение) ее соединенных стенок выслушивается в виде крепитации. Звуки наиболее мелкие, по количеству – не сосчитать. Это патогномоничный признак пневмонии. Отличительным признаком крепитации от мелкопузырчатых влажных хрипов (кроме того, что она выслушивается только на высоте вдоха) является ее неизменность даже после кашля больного.

Шум трения плевры – это звуки, выслушиваемые аускультативно над пораженной плеврой (сухой плеврит, начальная и конечная стадия экссудативного плеврита, туберкулез, значительная дегидратация). По звуку шум напоминает шелест листов бумаги при трении их.

 

Бронхофония – проведение звука голоса из бронхов на грудную клетку.

Методика – фонендоскоп укладывается на симметричные участки грудной клетки и во время аускультации ребенок произносит слова, в которых больше букв «ч» и «ш» («чашка чая»). У здорового ребенка сказанные слова четко выслушиваться не будут. Усиленная бронхофония (слова будут четко слышны на пораженном участке) является признаком уплотнения легочной ткани, а также признаком наличия в ней полостей (туберкулез, пневмония, абсцесс, каверна, бронхоэктатическая болезнь, пневмоторакс). Ослабленная бронхофония (звук почти или вообще не выслушивается) может быть у здорового ребенка, занимающегося спортом (хорошо развиты мышцы), при повышенной упитанности; в патологических случаях – при накоплении жидкости или большого количества воздуха в плевральной полости, а также при эмфиземе.

 

Дыхательная недостаточность – недостаточность функции внешнего дыхания, что приводит к развитию гипоксемии – недостаточного количества кислорода в аретриальной крови. Различают 3 степени ДН:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перкуссия | Дополнительные методы обследования. Степени дыхательной недостаточности Степень ДН Основные клинические признаки Насыщение крови кислородом ЧД АД
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.