КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 7.Налогово-бюджетная системаВажнейшим инструментом макроэкономического регулирования, Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией. В теме 20 изучалось влияние денежно-кредитной политики на стабилизацию экономики. Примечательно, что после выхода в свет работ Дж. М. Кейнса в промышленно развитых странах приоритет отдавался не кредитно-денежной (монетарной), а именно налогово-бюджетной политике. В условиях глубокой депрессии, по Кейнсу, монетарная политика может оказаться неэффективной (по крайней мере, теоретически). Почему именно – об этом подробнее будет сказано позже. Вывести экономику из состояния депрессии, согласно кейнсианскому подходу, в значительной степени могут автономные инвестиции, осуществляемые за счет государства. Вот почему налогово-бюджетная политика до 1960-х гг. до начала 70-х гг. стояла на первом месте в ряду других инструментов государственного регулирования. Лишь позже, когда спады стали менее глубокими, а инфляция – устойчивой и хронической, денежно-кредитная политика вышла на авансцену макроэкономического регулирования. Итак, если мы хотим выяснить суть налогово-бюджетной политики, нужно рассмотреть, что собой представляет государственный бюджет. Его можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов. Особый интерес представляет собой анализ исполнения государственного бюджета, в котором может наглядно проявиться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов. Помимо федерального государственного бюджета в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в РФ к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В странах с федеративным государственным устройством, таких, как Россия, США, Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации (штатов, земель), а также местные бюджеты (например, городские, муниципальные и т.п.). Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называется налогово-бюджетным федерализмом. В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием использование следующей терминологии: - консолидированный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов; - расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства» – федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами. Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть (от 35 до 55%) национального дохода промышленно развитых стран; в России накануне финансового кризиса 1998 г. – около 30%. Примечательно, что данные о государственных расходах, а также налоговых изъятиях могут много сказать о степени вмешательства государства в экономику. Но однозначной зависимости между долей государственных доходов или расходов (в процентном отношении к ВВП) и эффективностью экономического развития страны не существует. Так, например, в СССР уровень государственной нагрузки на экономику был очень высоким и составлял приблизительно ту же величину, что и в странах с развитой рыночной экономикой – свыше 50% ВВП. Однако уровень дохода на душу населения и само «качество жизни» граждан капиталистических и социалистических стран различались не в пользу последних. Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расходной статей государственного бюджета на примере России.
Статьи бюджета, относящиеся к доходной части, не требуют специальных комментариев, за исключением графы «неналоговые доходы». Под ними подразумеваются доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от государственной собственности или деятельности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности. Расходная часть бюджета также весьма очевидна, но пояснения требуют некоторые отдельные статьи. Так, «Ссуды за вычетом погашений» можно расшифровать следующим образом: из бюджета РФ выделяются, в частности, кредиты государствам СНГ, и, вместе с тем, в бюджет поступают в счет погашения за выданные кредиты.
В странах с федеративным устройством доходы и расходы местных органов власти имеют несколько иную структуру. В них отсутствуют расходы на национальную оборону, поддержку исследований космоса и др. Но в них относительно б о льшую долю занимают расходы на образование, медицинское обслуживание; местные республиканские налоги также отличаются от федеральных. В заключение данного вопроса важно отметить, что бюджет – это всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утверждение конкретных цифр бюджета – это не абстрактные методические упражнения. За утвержденными параметрами расходов стоят такие «бюджетополучатели», как работники образования, здравоохранения, регионы, рассчитывающие на дотации, военнослужащие и т.д. При неизменных объемах расходов увеличение бюджетных выплат одним группам населения может осуществляться лишь за счет урезания других статей расходов. Как нам уже известно из теории общественного выбора, утверждение парламентом объема и структуры расходов и доходов находится под мощным давлением различных лоббистских групп, что нередко становится причиной принятия неэффективных с общественной точки зрения решений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |