КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные основы экономической системы РБ. Социально ориентированное рыночное хозяйство
Основополагающие принципы, экономические основы, социальная ориентация, специфика функционирования и характер государственного регулирования экономической системы заложены в обновленной Конституции Республики Башкортостан. Конституция устанавливает ключевые элементы экономической системы по следующим направлениям. 2.1. Место экономической системы РБ в структуре федеративной экономической системы определено в статьях 5, 8, 9, 11, 66, 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации и в соответствующих статьях Конституции Республики Башкортостан. Разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между федеральным центром и субъектом федерации является непременным атрибутом федеративного государства. Разграничение полномочий в сфере социально-экономического развития является важнейшей предпосылкой специфики экономической системы субъекта Федерации. Указанное разграничение в Конституции РФ осуществлено путем выделения: 1) предметов ведения РФ (ст. 71); 2) предметов совместного ведения РФ и субъекта РФ (ст. 72); 3) предметов ведения субъекта федерации (ст. 73). Содержание такого разграничения было воплощено в Договоре от 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан». Договор устанавливает принципы взаимоотношений РБ с федеральным центром в разных областях, включая отношения в экономической сфере. Таблица 3.1 Предметы ведения между органами государственной власти РФ и РБ в социально-экономической сфере по Договору от 1994 г.
Содержание договора отражено в таблице 3.1. Как видно из таблицы, функции государственных органов федерального центра и республики в управлении социально-экономическими процессами по Договору были в свое время оптимально распределены. Федеральный центр, обладая безраздельными полномочиями по статьям Договора в сфере обороны, международных дел, законодательства и других, такие же полномочия имел по основополагающим, решающим для общефедеральной экономической системы, предметам ведения: установлению основ единой общероссийской политики в финансовой, валютной, кредитной, таможенной, ценовой сферах. В областях, которые обеспечивают эффективное функционирование местной экономической системы, решение местных социальных задач на основе установления конкретных взаимосвязей между деятельностью субъектов экономики и ее результатами, приоритет отдается предметам ведения республики и совместному ведению.
Реализация статей Договора в 1990-е гг. послужила предпосылкой относительно устойчивого социально-экономического развития республики. Отступление от положений Договора, по существу, могло бы оказаться нарушением Конституции Российской Федерации. В интервью газете «Век» 9 ноября 2001 г. Президент РБ отмечал: «Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан» соответствует статьям 5 и 11 Конституции Российской Федерации и является бессрочным. Отменить его в одностороннем порядке невозможно». Согласно статье 11 Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется только Конституцией, федеративным и иными договорами. Законы РФ и ее субъектов и указы Президента Российской Федерации в разделе основ государственного строя не приведены в качестве тех нормативных документов, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами и Федерацией. Договорное разграничение компетенции федеральных и региональных органов дало РБ возможность более эффективно управлять развитием республики, сочетая государственное регулирование с рыночными механизмами. В результате такого подхода республика получила возможность реализовывать собственный вариант социально-экономического и культурного развития, наиболее соответствующий традициям и интересам народа Башкортостана.
2.2. Конституционные предпосылки особенностей экономической системы РБ. Конституция Башкортостана выступает в качестве главной правовой и политической базы, которая предопределяет особенности, характерные черты и свойства экономической системы Республики. Эти особенности по отдельным направлениям имеют следующее содержание. Собственность. Специфика отношений собственности в рамках экономической системы РБ определяется следующим образом: 1) в Республике Башкортостан признаются и обеспечиваются равной защитой все формы собственности, в т.ч. гарантируется право частной собственности; 2) собственность неприкосновенна, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по закону и на возмездной основе; 3) земля, недра, водные, лесные и другие природные ресурсы республики являются основой жизни и деятельности ее многонационального народа; отношения по ним регулируются законодательством РФ и РБ; 4) государственная собственность РБ является достоянием ее многонационального народа, управление и распоряжение ею осуществляется законодательством РБ в соответствии с федеральным законом.
Финансы, бюджет, налоговая, денежно-кредитная и ценовая политика регулируются так, что Республика Башкортостан в данных областях проводит единую политику, координируемую с соответствующей политикой Российской Федерации. Бюджетная система РБ состоит из ежегодно формируемых республиканского бюджета, бюджетов районов, городов, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Банковская система РБ состоит из национального банка, а также иных банков, правовой статус которых определяется федеральными и республиканскими законами. Социально-рыночная ориентация экономической системы РБ в ее Конституции подчеркивается особо. К основным положениям статей, определяющим социально-рыночную ориентацию экономической системы республики, относятся следующие. Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Республике Башкортостан охраняется труд и здоровье людей; определяется прожиточный минимум; устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивается поддержка семье, материнству, отцовству, детству, инвалидам и пожилым; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Кроме того, в РБ гарантируются свобода предпринимательства и творчества, защита прав потребителей, право на свободный труд, образование, отдых, охрану здоровья, жилище и благоприятную окружающую среду. Особое место в структуре социальных ценностей, устанавливаемых Конституцией РБ, является право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того. Конституция предписывает гражданам беречь природу, сохранять ее богатства и гуманно относиться к животному и растительному миру, а землепользователям - беречь землю, повышать ее плодородие. Важное значение имеют установки Конституции РБ по узловым элементам институциональной структуры экономической системы республики. Институты - это закрепленные общественные установки (законы, традиции, моральные ценности); характер организационно-правовых единиц (учреждений, предприятий, хозяйственных обществ, финансово-промышленных органов); природа общественных организаций (партий, профсоюзов, движений). Институты определяют характер, содержание, закономерности развития общества и его экономической системы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |