Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социально-экономического развития регионов




Ведущие институциональные элементы экономической системы Республики Башкортостан

В структуру институциональных элементов экономики РБ входят: 1) социально-экономические функции высших органов государственного управления; 2) система кодексов и законов РБ, в части, регулирующей социально-экономические процессы; 3) Конституция Российской Федерации, законодательство РФ, органы государственного управления и учреждения РФ, влияющие на социально-экономическое развитие РБ; 4) различные организационно-экономические формы субъектов экономики; 5) политические и общественные движения, профсоюзы и другие организации, участвующие в формировании социально-экономической политики; 6) традиции, ценности, моральный климат в обществе как факторы, влияющие на состояние экономической системы.

Важнейшей институциональной составляющей экономической системы Республики Башкортостан является законодательная система, созданная за 1990-е годы и состоящая к концу 2001 г. из 1.6 кодексов и более 400 законов, а также множества других нормативных актов. Значительная часть кодексов, законов и подзаконных актов регулирует социально-экономические процессы, формирует «правовой каркас» экономической системы республики. Ее особенности, отмеченные в данной книге и других источниках, во многом определяются специфическим содержанием и своеобразным характером законодательной системы РБ. При всей самостоятельности в решении конкретных и внутристратегических задач в условиях экономического суверенитета Республики Башкортостан, генеральное направление ее развития и функционирования определяется Конституцией и законодательной системой Российской Федерации. Характер и механизм взаимодействия, субординации и разграничения функций, своеобразного «разделения труда» между федеральным законодательством и законодательством РБ, были установлены в рассмотренном выше Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РБ».

Согласно законодательной системе РФ и РБ стратегические направления, в которых законы Российской Федерации обладают приоритетом, охватывают значительные сферы экономической системы РБ. Поэтому российское законодательство играет определяющую роль в социально-экономическом развитии Республики Башкортостан. Выражая отношение руководства РБ к данному явлению. Президент РБ в интервью газете «Век» от 9-16 ноября 2001 г. отмечал:

«...стратегическую линию развития Федерации действительно должен выбирать центр. И еще раз подчеркну, что мы полностью поддерживаем курс руководства страны на укрепление государственности, в том числе и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. В рамках общего правового и экономического пространства это неразрывный и взаимосвязанный процесс.

Роль федерального центра в вопросах обеспечения согласованного развития страны и ее регионов сегодня велика. Проблем стратегического характера накопилось немало. Так, показателен пример: сегодня мощности уже действующих в Российской Федерации нефтеперерабатывающих заводов загружены лишь наполовину. И при этом в ряде регионов ведется совершенно необоснованное экономически строительство крайне дорогостоящих нефтеперерабатывающих производств».

Весьма важную роль в структуре экономической системы играют различные субъекты экономики и социальной инфраструктуры, организационно-правовая форма которых имеет существенное значение для совершенствования структуры и обеспечения эффективности экономической системы республики. В этом отношении за последние годы произошли значительные нововведения.

По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) на 1 января 2001 г. число хозяйствующих субъектов всех форм собственности (предприятий, организаций, их филиалов и других подразделений) в республике составило 57953 единицы. Из них 29,1%-в торговле и общественном питании, 12%-сельском хозяйстве, 12% - строительстве, 10,9% - промышленности, 6,9% - народном образовании. По форме собственности из указанного количества предприятий и организаций 62,9% относится к частной собственности, (в числе которых, в свою очередь, 39,9% находились в торговле и общественном питании, 17,1% - сельском хозяйстве, 15,2% - строительстве, 12,6% -промышленности), 12,5%-муниципальная, 11,2%-общественных организаций, 7,8% - федеральная и смешанная федеральная, 3,7% - республиканская формы собственности.

По организационно-правовой форме из общего числа предприятий и организаций 28695 - коммерческие (унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества), 15175 - некоммерческие юридические лица (учреждения, общественные и религиозные организации). Кроме того, в ЕГРПО на 1 января 2001 г. учтено 71,4 тыс. частных предпринимателей без образования юридического лица.

Учитываемые ЕГРПО и приведенные выше данные отражают сугубо количественные пропорции, а не сведения о структуре указанных параметров в объеме произведенного национального дохода или валовом внутреннем продукте. Тем не менее эти данные показывают масштабы преобразований, происшедших за годы реформ.

На начало 2001 г. в республике функционировало 1035 крупных и средних сельхозпредприятий, из которых 228 сохранили статус колхозов и совхозов, 807 преобразованы в товарищества, акционерные общества, кооперативы и другие предприятия. За 3826 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в среднем закреплено по 39 га земли.

Существенное развитие за последние годы получили банковская сфера, финансовый и фондовый рынки. На 1 января 2001 г. а в республике действовали 14 банков, 45 филиалов коммерческих банков, насчитывалось 468 открытых акционерных обществ - эмитентов ценных бумаг, с которыми совершали операции 22 брокерско-дилерские компании, 8 коммерческих банков и частные инвесторы.

К началу 2001 г. в республике было приватизировано 1346 предприятий, в том числе 438 предприятий республиканской и федеральной собственности и 908 муниципальных предприятий. На базе приватизированных предприятий создано 470 акционерных обществ с государственными и муниципальными долями.

Как отмечалось, в Республике Башкортостан государство в экономике сохранило более сильные позиции, чем в среднем по России. К 1 января 2001 г. в республике насчитывалось 1081 государственное предприятие и 710 государственных учреждений. В 142 хозяйственных обществах государственный пакет акций превышает 50%. В целом Республика Башкортостан является участником 296 открытых акционерных обществ, 20 закрытых акционерных обществ и 11 обществ с ограниченной ответственностью.

Важную роль в развитии и функционировании экономической системы играют такие институты как образовательные, культурные, медицинские и иные учреждения. В 2001 году в РБ насчитывалось 116 начальных, 610 основных, 1506 средних школ, 122 профтехучилища, 76 средних специальных учебных заведений, 11 государственных вузов, 18 подразделений российских вузов. Негосударственный сектор образования состоял из 4 вузов, 8 филиалов вузов России, 20 ссузов. В ведении Министерства культуры РБ находились 11 театров, 4 филармонии, 7 ссузов культуры, ансамбли, оркестры, киностудия, музеи, 2344 клубных учреждения, 1746 библиотек, 143 музыкальные и художественные школы.

Значительное влияние на характер формирования и деятельности экономической системы оказывают различные политические партии, общественные движения и органы самоуправления граждан, которые в свои программы, уставы, другие учредительные документы, практические решения и лозунги, как правило, включают экономические и социальные пункты, приобретающие особую значимость во время избирательных компаний, в периоды социально-экономических и политических реформ. Известно, например, какое сильное влияние на экономическое развитие Республики Башкортостан в начале 1990-х гг. оказало довольно мощное экологическое движение, имевшее как положительные, так и отрицательные последствия.

В 2001 г. в РБ было зарегистрировано 14 политических партий и более 200 движений и организаций. В ходе введения в действие Закона «О политических партиях в Российской Федерации» многие из них преобразовываются, приобретают новый статус и организационно-правовое оформление. Ведущими партиями в РБ, занимающими наиболее сильные позиции в обществе, являются центристская партия «Единая Россия» и Коммунистическая партия Республики Башкортостан.

Существенное влияние на характер социально-экономических процессов, состояние экономической системы оказывают профессиональные союзы в лице Федеральных профсоюзов Республики Башкортостан и ее отраслевых подразделений. Одной из форм такого влияния является ежегодно заключаемое Генеральное соглашение между Кабинетом Министров, объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов, в котором регламентируются элементы социального партнерства, параметры заработной платы, иных трудовых и социальных отношений.

Многие особенности экономической системы определяются существующими у субъектов экономики историческими традициями, жизненными ценностями, обычаями, правилами и т.д. В Башкортостане к ним, например, можно отнести: слабую предрасположенность коренного населения к торговле, рыночным отношениям, промышленному производству; исторически-генетическую склонность основной массы трудоспособного населения к коллективным, кооперированным, общинным формам организации труда; наличие у людей специфических для данного региона потребностей (обильное употребление в пищу мясомолочных продуктов, меда, кумыса и т.п.); богатство республики отдельными природными ресурсами - нефтью, рудами цветных металлов, лесом и т.д., что обусловливает особенности производства, производственных технологий и связей и, соответственно, своеобразие формирования и функционирования экономической системы.

Изложенные положения об экономической системе, экономической политике и институциональной структуре экономики РБ имеют, в основном, методологический характер, т.е., дают схематичный порядок рассмотрения указанных вопросов. Приведенные в данной главе конкретные факты и статистические данные со временем могут уступить место новым фактам и цифрам. Тем не менее, методология анализа этой темы, в основном, должна быть такой, как она здесь рассмотрена.

Нынешний период развития Российской Федерации, Республики Башкортостан характеризуется отходом от традиционной административно-командной системы управления и становлением партисипативной парадигмы политического управления. Если первая из них основывается на программно-целевых подходах, приоритете общегосударственных интересов над интересами регионов, конкретных личностей, отношении к политическому процессу как к средству обеспечения общегосударственных интересов, то вторая характеризуется учетом интересов политических агентов в условиях конституционных гарантий и реализации свободы слова, печати, других гражданских и общечеловеческих прав и свобод, сценарно-ролевым подходом, отношением к участникам политического процесса как к возможным партнерам.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика проведенных в 1990-е гг. реформ в РБ по сравнению с Россией в целом?

2. Каково содержание экономической системы РБ с точки зрения ведущих функциональных связей в экономике, форм хозяйствования, формационной принадлежности и по цивилизационному критерию?

3. В чем заключаются конституционные основы экономической системы РБ?

4. Раскройте содержание ведущих институциональных элементов экономической системы РБ?

5. Каковы отдельные характеристики государственного аппарата РБ?

6. Как выражается эффективность управления, осуществляемого в РБ?

Литература

1. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 г. (в редакции законов РБ от 03.11.2000 г. №94-3, от 03.12.2002 г. №369-3).

2. Договор от 03.08.1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан».

3. По пути устойчивого развития (О ситуации в республике и задачах на текущий год): Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию, 2002.

4. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26.02.1999 г. №50 «О программах структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 1999 г., на 2000-2005 гг., и на период до 2010 г.»

5. Х.А. Барлыбаев. Приватизацию - на пользу народа. Уфа: Китап, 1994.

6. В.Н. Лексин, А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.

7. Местная власть. Сборник документов и материалов. Уфа, 1999.

8. Проблемы становления и развития государственности Республики Башкортостан. Уфа: РИО БАГСУ, 2000.

9. Развитие реформы и становление новых экономических отношений в Республике Башкортостан. Уфа: Гилем, 2000.

ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

По уровню социально-экономического развития, характеру отраслевой структуры и направлениям производственной специализации хозяйств во внутриреспубликанском и межрайонном разделении с учетом природно-экономических условий и сложившихся производственно-экономических связей хозяйственный комплекс Республики Башкортостан подразделяется на 7 экономических регионов - Центральный, Южный, Западный, Северо-западный, Северо-восточный, Уральский, Северный.

Центральный регион объединяет города Уфу, Благовещенск, Бирск; районы - Архангельский, Бирский, Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Кушнаренковский, Мишкинский, Уфимский, Чишминский.

Южный регион - города Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай, Салават, Кумертау; районы Аургазинский, Гафурийский, Зианчуринский, Ишимбайский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мелеузовский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Федоровский.

Западный регион - города Октябрьский, Туймазы, Белебей, Давлеканово, Дюртюли; районы - Альшеевский, Бижбулякский, Благоварский, Буздякский, Давлекановский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Илишевский, Миякинский, Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский.

Северо-западный регион - города Нефтекамск, Агидель, Янаул; районы - Бураевский, Калтасинский, Краснокамский, Янаульский.

Северо-восточный - районы Белокатайский, Дуванский, Кигинский, Мечетлинский, Салаватский;

Уральский регион - города Белорецк, Учалы, Сибай, Баймак; районы - Абзелиловский, Баймакский, Белорецкий, Бурзянский, Зилаирский, Учалинский, Хайбуллинский.

Северный регион - районы Аскинский, Балтачевский, Караидельский, Нуримановский, Татышлинский.

В социально-экономическом развитии регионов Республики Башкортостан сложились следующие основные тенденции:

• специализация отраслей промышленности республики преимущественно на производстве сырьевых, полупродуктовых ресурсов, комплектующих изделий, при существенно низком уровне развития отраслей, выпускающих потребительские товары;

• монопольное положение крупных, так называемых градообразующих предприятий в экономике регионов республики, с которыми связано развитие производств, работающих, главным образом, для собственных нужд этих предприятий;

• затратный характер экономики, имеющей низкий уровень технологии и прямые потери ресурсов при чрезмерной нагрузке на окружающую среду;

• диспропорция между отраслями сферы материального производства, производственной и социальной инфраструктурой, которая в Республике Башкортостан и ее регионах более глубока, чем в России.

Регионы Республики Башкортостан существенно различаются между собой по уровню социально-экономического развития. Наиболее высоким уровнем социально-экономического развития и многоотраслевой структурой промышленности выделяются Центральный, Южный, Западный и Северо-западный регионы. Так, в 2000 г. в Центральном регионе произведено 42,4%, Южном - 28,9, Западном - 10,1, Северо-западном -11,8, Уральском - 6,5, Северо-восточном - 0,2, Северном - 0,1% общего объема промышленной продукции республики. Эти районы специализируются на машиностроительной и металлообрабатывающей, топливно-энергетической, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. В отличие от них Уральский, Северный и Северо-восточный регионы Республики Башкортостан имеют узкую отраслевую структуру. Участие этих регионов в промышленном производстве Башкортостана обеспечивается, главным образом, за счет фондоемких отраслей черной и цветной металлургии, лесозаготовительной промышленности - в Уральском, лесозаготовительной и пищевой - в Северном и Северо-восточном регионах.

Более высокий уровень промышленного развития Центрального, Южного, Западного и Северо-западного регионов Республики Башкортостан является основой более быстрого социального развития этих регионов, по сравнению с Северо-восточным, Северным и Уральским регионами, по объему товарооборота на душу населения - Северный, Уральский и Северо-восточный регионы. Так, основных фондов непроизводственного назначения в Центральном регионе на одного жителя приходится в 1,2, а в Южном и Западном регионах - в 1,1 раза больше, чем в среднем по республике. В Северо-западном регионе этот показатель находится на уровне республики, в Уральском - на 10, Северо-восточном и Северном регионах - на 20% ниже среднереспубликанского уровня. Дифференциация регионов по стоимости основных фондов непроизводственного назначения на одного жителя более значительна, если учесть социальную инфраструктуру расположенных на их территории городов.

Для районов Башкортостана характерна существенная дифференциация сельскохозяйственного производства. Так, в Центральном регионе произведено 19,4 %, в Южном - 23,4, Западном - 38,6, Северо-западном - 5,6, Северо-восточном - 6,7, Уральском - 11,1, Северном -5,2 % от общего объема валовой продукции сельского хозяйства республики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.