Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетирование в системе финансового управления




 

Основным объектом бюджетирования является бизнес. Бюджетирование позволяет управлять финансовыми потоками, как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом.

Бюджетирование – это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа бюджета.

Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам.

Бюджетное управление – оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достичь поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Процесс бюджетного управления выполняется в следующем порядке:

Планирование (разработка бюджетов). В соответствии с утвержденным регламентом на основе поставленных целей все ЦФО формируют по статьям свои бюджеты, данные которых консолидируются на уровне предприятия, и на их основе создаются три основных прогнозных бюджета: БДДС, БДР, УБ. Эти прогнозные отчеты дают возможность на стадии планирования представить в конкретных финансовых терминах ликвидности, рентабельности и стоимости то состояние, к которому оно придет, если удастся осуществить все решения, запланированные по достижению поставленных целей. Если руководство путем анализа убеждается, что такой результат его устраивает, то планы принимаются к исполнению, если нет, процесс повторяется, пока не будет найден оптимальный вариант. Подготовленный и согласованный прогнозный план предприятия утверждается приказом и становится обязательным к исполнению для всех ЦФО.

Учет фактических данных и контроль отклонений. Переходя к практической реализации своих планов, все ЦФО ведут свою оперативную деятельность, учитывая фактические данные в тех же регистрах, что и планировали. Выполнение своих функциональных обязанностей каждое подразделение осуществляет в рамках бюджета своего ЦФО, отвечая, таким образом, за его соблюдение, что должно гарантировать предприятию получение запланированного финансового результата.

Анализ исполнения и отчетность. Анализ осуществляется на всех стадиях бюджетного управления бюджета после анализа на соответствие поставленным целям утверждается руководством и становится директивным документом, – сначала анализируются планы, потом анализируются возникающие отклонения в текущем режиме, последним проводится анализ отчетности о фактическом выполнении бюджетов ЦФО как на промежуточных этапах, так и после завершения бюджетного периода. Бюджет является мощным инструментом внутрифирменного контроля. Сравнивая фактические и бюджетные показатели, менеджеры могут определить источники неэффективности, обязать конкретных сотрудников устранить выявленные недостатки и контролировать процесс их исправления. Сравнение бюджета и фактических показателей отчетного периода является более объективной основой для оценки успехов и недостатков, чем сравнение с данными предшествующего периода. Бизнес слишком динамичен, и изменения могут быть вызваны изменениями в технологии, составе сотрудников, номенклатуре товаров и другим причинам. Следует также иметь в виду и циклический характер экономики и развития каждого предприятия. Таким образом, бюджет помогает более объективно оценить результаты менеджеров и усовершенствовать систему мотивации персонала.

Принятие управленческих решений. Данные анализа используются для принятия управленческих решений – в текущем режиме, и корректировке планов по результатам завершения бюджетного период и формирования нового бюджета на следующий плановый период. Следует разработка бюджета на следующий год, и далее действия повторяются в описанном выше порядке.

При этом выполнение текущих планов одновременно означает и реализацию части стратегического плана предприятия. Таким образом, бюджетное управление органично встраивается в систему стратегического управления, и помогает реализовывать стратегия предприятия.

Бюджеты должны дать руководителям компании возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании и т.п.

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

- планирования и принятия управленческих решений;

- оценки всех аспектов финансовой состоятельности;

- укрепления финансовой дисциплины и подчиненности интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

Функции бюджетов:

- прогнозирование финансовых результатов, обоснование финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается компания;

- сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений с целью определения наиболее предпочтительных для дальнейшего развития видов деятельности;

- установление лимитов затрат ресурсов и нормативов рентабельности по отельным видам товаров и услуг.

Будучи основой финансовой дисциплины на предприятии, бюджетирование способствует повышению ответственности руководителей различного уровня управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями.

В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.

Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.

Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово - экономической службой предприятия и его бухгалтерией.

Основными элементами системы контроля являются:

- объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

- предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

- субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;

- технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.

Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:

- оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функциональных бюджетов);

- разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

- оформление и представление руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.

Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета предприятия представлена в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 -

 

Этапы бюджета Подразделения, ответственные по этапам Согласование по этапам Контроль Утверждение
Формирование
Доходная часть Финансовая служба (ФС) и Планово - экономическая служба (ПЭС) Дирекция (Д1) и Бухгалтерская служба (БС) Бухгалтерская служба (БС) Директор (Д)
Расходная часть ФС и ПЭС Д1 и БС БС ФС Д
Исполнение
Доходная часть ФС и ПЭС Д1 и БС БС Д
Расходная часть ФС и ПЭС Д1 и БС БС Д

 

Рекомендуется создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности предприятия (на базе компьютерной локальной сети), что позволит максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.